Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет pustoshit ([info]pustoshit)
@ 2011-01-20 13:25:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Музыка:Apati

Антон Семикин. Невзлюби ближнего своего
Рецензия на второй номер "Опустошителя".

Антон Семикин
Невзлюби ближнего своего

Контрчтение: Диагноз второго "Опустошителя" — социопатия

"Опустошитель" (журнал), №2 ("Социопатия"), 2010

Вышедший под занавес года и десятилетия второй номер "Опустошителя" по своей теме получился более, так сказать, узким, "конкретным", чем первый, темой которого было сумасшествие. В пилотном номере речь шла о безумии вообще, заголовок номера второго — социопатия, то есть одна из психических патологий. Налицо следование от общего к частному.

Однако у авторов журнала нет единодушия в отношении к предмету. Это можно увидеть в теоретическом и аналитическом разделе "Опустошителя", озаглавленного extremum. Алексей Лапшин критически оценивает взгляд современной психиатрии на то, что принято официально именовать "социопатией", и считает последнюю не диагнозом, а синонимом бунта и чуть ли не революционного порыва. А Маргарита Кривченко разделяет общепринятую трактовку понятия и предполагает, что способность идти к своим целям, не взирая ни на какие моральные ограничения и интересы других людей, ведет не к отчуждению, а, наоборот, к успеху в борьбе за место под солнцем в нынешнем социуме.

В этом же разделе помещен текст знаменитого психоаналитика и узника Дахау Бруно Беттельхейма "Люди в концлагере", действительно страшный. И остроумный манифест Андреа Часовски "К инцесту".

Одновременно с этим журналом я читал книгу о бароне Унгерне, и мое внимание привлекла одна из характеристик этого яркого и отталкивающего исторического деятеля, которая, кажется, входит в набор признаков социопата: "Он не корректировал свое поведение в зависимости от реакции собеседника". Черт возьми, не это ли имеют в виду все те, кто призывает нас "быть самими собой"? А если не это, то что они имеют в виду? И хорошо ли это или плохо — не корректировать свое поведение из-за реакции собеседника? Как написал еще один социопат: "А что, если для многих людей быть собой — значит быть негодяем или шизофреником?" Одни вопросы…

Сбой коммуникации, непонимание — вот что приходит на ум при чтении текстов, составивших второй "Опустошитель".

В коротенькой зарисовке Ники Дубровой "Художник" упрямый и хмурый маляр красит стену подъезда до половины, а потом точно так же продолжает красить стены квартир (если ему открывают), ничего при этом не объясняя. И впустившая "художника" хозяйка квартиры, и сам маляр словно бы не замечают того, что происходящее не совсем нормально. Другая миниатюра Дубровой "С приездом!" — об эмиграции, а мало какая другая жизненная ситуация дает столько простора для развития самых разных видов непонимания.

Некоммуникабельность воцаряется не только между героями текстов, как в на этот раз художественном тексте Маргариты Кривченко "В театре" или двух рассказах Олега Шинкаренко, но и между автором и читателем, как у Станислава Курашева, который, кажется, не только не намерен ничего объяснять, но и имеет одной из целей поставить читателей в тупик.

Его вещь "В день осенней годовщины битвы при Фермопилах" — настолько же красивая, насколько непонятная, поначалу более-менее реалистичная, она скоро срывается в причудливый и изящный сюрреализм, напоминая местами Уильяма нашего Берроуза, только тоньше, элегантнее. Повышается уровень продажи шуб из каменной куницы, таинственный курьер перевозит брильянты для регионального отделения "Урал-Север" освободительного движения Республики Мозамбик, расы людей, кошек и членистоногих ведут войны за вселенское господство, памятник неподкупному менту одной прекрасной ночью превращается в волка, и кто-то ловит в городском водоеме ихтиандров…

Объемный текст Вадима Климова "Бесплатное питание на вокзалах" отсылает к таким образчикам литературного социального садизма, как "Париж-1981" Эдуарда Лимонова и "Терроризм в самолетах" Ярослава Могутина. У Климова группа социопатов захватила в свою полную власть некую Бутербродную, переделала все в этом заведении на свой человеконенавистнический и абсурдистский лад и стала систематически подвергать клиентов изощренным вивисекторским экспериментам. Текст буквально сочится мизантропией. Это как если бы Кафка получал неприкрытое удовольствие от мучений главного героя "Замка".

Кроме того, "Опустошитель" содержит превосходное ироническое произведение "Служащий", принадлежащее перу несчастного сумасшедшего Роберта Вальзера, который стоит в одном ряду с теми же Кафкой, Майринком, этим ужасным Гансом Гейнцем Эверсом и прочими немецкоязычными специалистами по выморочным кошмарам начала XX века. Еще подборка текстов Апполинарии Туминой, позаимствованных с Ленин.Ru, — контркультурно-богемно-андеграундный привет из 1990-х.

Начинается все это великолепие коротким вступлением, описывающим крайне циничные и асоциальные поступки разных людей, в основе которых лежит полное отсутствие эмпатии, а венчается письменным заявлением некоей пенсионерки Любимчиковой А.Ф. — классическим образчиком паранойи в духе "Дорогая редакция, ФСБ облучает меня отравляющими газами через трубы центрального отопления".

Одна довольно попсовая и банальная рок-группа задавалась вопросом "Почему мы не любим друг друга?" и причину находила в Кали-Юге. "Опустошитель", как мы отмечали уже в рецензии на его первый номер, далек от какой бы то ни было метафизики, мистики. Он не дает ответа на вышеприведенный вопрос и не стремится его дать, а уж тем более не предлагает никакого лекарства от болезни, ставшей темой второго номера.

Зато преуспевает в калейдоскопической демонстрации самых разных видов и форм социопатии под самыми разными углами зрения.

Журнал напоминает медицинского регистратора симптомов, беспристрастного, холодного и даже равнодушного. А какая социопатия без равнодушия?

kasparov.ru



(Добавить комментарий)


[info]kurashev@lj
2011-01-21 08:17 (ссылка)
странно что непонятного в моем тексте?
это рассказ о неудовлетворенности и смерти действительно очень красивый

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]apklimov@lj
2011-01-21 11:58 (ссылка)
Годар говорил, что часто зритель (само собой, и критик) не понимает эпизодов, в которых вообще нечего понимать. Мышление настолько непредсказуемо, что никогда не знаешь заранее, где оно начнет буксовать.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

автор и понимание
(Анонимно)
2011-01-21 18:16 (ссылка)
А я вот всё поняла именно так, как того хотел автор. Мне повезло. Уверена, и Фиуносупь бы понял, если бы продолжил читать с открытыми глазами. Во всяком случай, о рассказе со Снеговиком он отозвался так:

Прочитал твои рассказы. нормальная,качественная словестность.
узнаваемый стиль,окукливающий читателя образный поток.

(Отправила очень важное письмо)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: автор и понимание
[info]pustoshit@lj
2011-01-21 23:47 (ссылка)
Зачем вы лезете со своим снеговиком? Ваш рассказ еще не опубликован в нашем журнале, его как бы нет, поэтому какое может быть обсуждение, еще и с привлечением Фиуносупя.

Стас [info]kurashev@lj, как я понял, хочет обсуждать свой рассказ, а не вашу качественную словесность. Имеет смысл соотноситься с контекстом.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: автор и понимание
(Анонимно)
2011-01-22 20:47 (ссылка)
Вы всё не так поняли.
Даже если Станислав Курашев хочет обсуждать свой рассказ (желание похвальное, нечего сказать), рецензия (наверняка заказная, кстати) посвящена всем авторам Пустошителя, а не только вашим любимцам, обогретым славой.
Снеговик здесь тоже непричем, речь шла о Фиуносупе как литературном критике.
Когда же вы начнете внимательнее относиться к делу, черт возьми?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: автор и понимание
[info]pustoshit@lj
2011-01-23 08:07 (ссылка)
А я вам говорю, что рассказ Станислава о неудовлетворенности и смерти, действительно, очень красивый. Вы имеете что-то против?

Кстати, беседовать с анонимным пользователем я считаю ниже достоинства главного редактора Le dévastateur. Заведите уже аккаунт себе, даже Фиуносупь завел три аккаунта, а вы все анонимно строчите, как в прошлом веке. Опомнитесь, третье тысячелетие на дворе, у всех аккаунты.

Есть замечательный пустой журнал [info]niki_dubrova@lj. Вы имеете к нему доступ?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: автор и понимание
(Анонимно)
2011-01-28 00:36 (ссылка)
Неплохой аккаунт, точнее, именно что на уровне недавно прикрытого Офиона с ниткой. Никакого доступа к нему я, как уже ВСЕ поняли, не имею - не знаю ни пароля, ни секретного слова, ни опозновательного набора цифр, ни списка действий к открытию. Не знаю ничего, как в прошлом веке, а еще лучше - позапрошлом.
Фейерверк электронной активности - создание сайта. Но ничего, кроме этого. (Можете поучаствовать советом , через почту).

А вы уже завели себе мобильный телефон и записались в Фойсбук, чтобы вести там политические беседы о левом и правом ("считаю называть левую руку левой архаичным, мы все равно пользуемся 2мя руками, так к чему это разделение")?

Я же брезгливо отвернусь и утрусь словами Фиуносупя, вот они (взяты с Официального жж http://0phion.livejournal.com/23324.html#cutid1)

Поэтому, на мой взгляд, остается на выбор три варианта: либо вовсе не регистрироваться ни в какой соцсети (что вскоре может быть приравнено к анархии), воспользоватся операцией «суицид в Интернете», уничтожив все следы пребывания в соцсетях, либо надеяться на появление компетентной Интернет-полиции.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]pustoshit@lj
2011-01-23 08:09 (ссылка)
Соглашусь с репликой Вадимом. А рассказ, в самом деле, очень красивый.

(Ответить) (Уровень выше)