Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет putnik1 ([info]putnik1)
@ 2011-06-04 23:29:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Пиар: ЗАБЫТАЯ ДИВИЗИЯ



Пару дней назад у моего здешнего приятеля Карлоса умер дед - Abuelo Rafa, дедушка Рафаэль. Хорошо умер, за одиннадцать дней до 90-летия, лег спать и не проснулся. Старик до последнего дня был шустрый, веселый, без признаков немощи, обожал ездить, смотреть мир, в прошлом году слетал даже в Китай и был, вернувшись, доволен, как дитя. Был когда-то франкистом, им и остался, ворчал частенько, что при Генералиссимусе жили хоть и беднее, зато порядка и любви было больше, ненавидел геев и электрические свечки в церквях, и любил потолковать за жизнь. В частности, и о том, как воевал в России, в составе Division Azule, что видел, как был ранен где-то под Ленинградом, отчего и уцелел, а любимый кореш Пабло так там, в России, и остался. Как ни странно, Россию очень любил, зато немцев ненавидел тупо и всегда ругался, когда сталкивался с ними кафешке, где любил пить легкое пиво и смотреть футбол. Однажды, - года полтора назад, - когда речь зашла о войне, он достал из сундучка большую, как ее тут называют, "дорожную" наваху, почти кинжал, только складной, и показал мне четыре зарубки на рукоятке, пояснив "Este es la guerra, esto son alemanos. Solo alemanos!" - "Это война, это немцы. Только немцы". А потом объяснил, что с русскими перестреливались часто, но издалека, так что есть ли их кровь на нем, так и не знает, зато немцев порезал четверых, и одном даже насмерть, слава Богу, что ребята прикрыли. А когда я спросил, почему так, объяснил: мол, козлы они были (тут "козлом" тоже плохих людей называют), считали себя выше испанцев, да еще и девчонок русских обижали. И еще много чего успел рассказать такого, что заставляет взглянуть не некоторые вещи слегка иначе, чем привык.  А сейчас вот, прислали ссылку на интересный материал. Завтра спрошу у Карлоса, вдруг на одном из фото молодой дедушка Рафа. А насчет кореша Пабло спросить уже некого...     

drfaust_spb пишет
История «Голубой дивизии»
Странно, что никому до сих пор не пришло в голову снять фильм про «División Azul» — 250-ю дивизию испанских добровольцев, которая воевала против Советского Союза на стороне нацистов и получила своё название по цвету рубашек фалангистов.

История этого испанского соединения достойна экранизации из-за нетипичности поведения её солдат, заметно отличавшего их от немцев и немецких союзников. В качестве иллюстрации я приведу некоторые формальные факты, показания перебежчиков и свидетельства русской жительницы оккупированного Павловска.




Краткая хронология такова. В 1941-42 годах «Голубая дивизия» противостояла Волховскому фронту и вела бои под Новгородом, в 1943 — на Ленинградском фронте. За всё время существования до октября 1943 г. через её ряды прошло по одним сведениям — 40 тысяч человек, по другим — около 55 тысяч. Личный состав постоянно обновлялся, сохраняя численность соединения на уровне примерно 20 тысяч человек.

Отдельного слова заслуживает оценка потерь. Немецкие источники говорят о 14,5 тысячах общих потерь дивизии. Однако, её командующий — генерал Эмилио Эстебан-Инфантес — в книге «Голубая дивизия. Добровольцы на Восточном фронте» приводит следующие цифры потерь: 14 тысяч — на Волховском фронте и 32 тысячи — на Ленинградском. Эти данные соответствуют тем сведениям, которые отразились в документах, собранных в советских архивах: на пополнение частей дивизии за все время войны прибыло 27 маршевых батальонов, по 1200–1300 человек. Это значит, что всего на пополнение дивизии из Испании было отправлено 33–35 тысяч солдат и офицеров. В период первоначального формирования соединения в нем было 19 148 человек. В Испанию после снятия дивизии с фронта вернулись 8 тысяч солдат и офицеров, в легионе остались 2500 человек. Если исходить из этих сведений, потери дивизии должны были составить около 42 тысяч человек. Некоторое расхождение со сведениями генерала Эстебан-Инфантеса можно объяснить тем, что часть раненых вернулась в строй. [1]

— Формально Испания сохраняла нейтралитет и не объявляла войну СССР.

— Личный состав включал кадровых военных только частично, значительная часть состояла из ветеранов гражданской войны или членов фалангистской милиции. Дивизия имела испанскую структуру и полностью испанское командование.

— Дивизия принимала не немецкую присягу на верность фюреру, а её изменённую редакцию — на верность борьбе с коммунизмом.

— Среди личного состава не преобладали нацисты и фанатики, мотивация добровольцев была очень пёстрой: от желающих отомстить за советское участие в Гражданской войне (1936-39) до ушедших на фронт нищих и безработных в надежде обеспечить жизнь своих родственников.

— Уже после первого знакомства немцев со свежесформированными испанскими подразделениями, у них возникли сомнения в политической «благонадёжности» личного состава и появилось подозрение, что в рядах дивизии находится много республиканцев, скрывающихся от преследования франкистов. Так в сентябре 1941 года штаб 250-й дивизии получил распоряжение: «Наша секретная служба информации утверждает, что в дивизии есть люди, имевшие в прошлом самые крайние политические взгляды и бывшие под судом. Одни записались в дивизию с целью саботажа, другие пошли в дивизию во избежание суда и наказания за свои преступления, совершенные еще в прошлой нашей кампании». [1]

— Дальнейшие события показали, что подозрения немцев были справедливы: почти сразу после прибытия на фронт добровольная сдача в плен стала обычным делом. Один из комиссаров Северо-Западного фронта в ноябре 1941 г. замечает, что испанские перебежчики «очень недовольны тем, что их считают обычными военнопленными и содержат с немцами». [1]

— По железной дороге испанцы добирались только до Германии, где проходили месячную подготовку. Дальше на восток они, в отличие от немцев, шли пешком — маршевыми батальонами. Уже в Польше проявилось особое отношение испанцев к дисциплине. Несколько солдат ушло в самоволку в штатской одежде и были задержаны гестапо — из-за своей смуглой внешности они были похожи на евреев. Товарищи освободили своих после перестрелки. «Один из перебежчиков сообщал: 17-й маршевый батальон прославился тем, что половина солдат, прибывших в его составе, разбежалась: многие бежали в тыл, некоторые — к русским. По пути из Германии из 19-го батальона дезертировали 160 человек». [1]

— Не смотря на своеобразное отношение к дисциплине, испанцы показали себя смелыми и отчаянными солдатами в боях на подступах к Ленинграду — во время попытки советских войск прорвать кольцо окружения в первые месяцы 1943 г. (вторая после разгрома 1-й ударной армии зимой 1941-42 гг.). Тогда силы Красной армии, поддержанные массированными налётами артиллерии и авиации, прорвали немецкую оборону; устойчивость фронта оказалась под угрозой. В район Мги был отправлен сначала один батальон 269-го полка, а в феврале — и вся «Голубая дивизия».

«По словам перебежчика, удар, нанесенный советскими войсками (55-я армия) 10 февраля в районе Красный Бор, произвел на испанцев удручающее впечатление. Военнопленный, взятый в плен 3 марта, рассказал, что "последние бои были сильнейшим испытанием для испанцев, они понесли колоссальные потери, были уничтожены целые батальоны". Эти бои, по словам пленного, сурово отразились на настроении даже солдат-фалангистов, раньше фанатически веривших в силу Германии. В результате боев на Колпинском участке фронта 262-й полк, понесший особенно большие потери, был снят с линии фронта и отведен на укомплектование». [1]

Однако, испанцы поставленную задачу выполнили и ценой огромных потерь остановили советские войска. Если бы не жестокое сопротивление «Голубой дивизии», блокада Ленинграда была бы снята ровно на год раньше.

— «Военнопленные 269-го пехотного полка, взятые на участке Ловково 27 декабря 1941 года, показали, что в ротах осталось по 50–60 человек вместо 150, есть обмороженные. Пленные того же 269-го пехотного полка, взятые на участке Красный Ударник, показали, что в ротах всего по 30–50 человек. В 3-м батальоне 263-го полка в ротах осталось 60–80 человек, во 2-м батальоне 262-го полка — до 80 человек. И лишь в немногих подразделениях 250-й дивизии, по показаниям военнопленных, осталось по 100 человек — в 9, 10 и 14-й ротах 2-го батальона 269-го полка, в 1-м и 2-м батальонах 263-го полка. Почти всегда в показаниях пленных речь шла об обмороженных». [1]

— Со стороны немцев отношение к испанцам было презрительное. По мнению немцев, в «Голубой дивизии» каждый солдат воевал с гитарой в одной руке и с винтовкой — в другой: гитара мешала стрелять, а винтовка — играть. На одном из застолий Гитлер заметил: «Солдатам испанцы представляются бандой бездельников. Они рассматривают винтовку как инструмент, не подлежащий чистке ни при каких обстоятельствах. Часовые у них существуют только в принципе. Они не выходят на посты, а если и появляются там, то только чтобы поспать». [1]

— Многие перебежчики и военнопленные утверждали, что в дивизии очень сильны антигерманские настроения. Так, солдат 269-го полка рассказал, что «он и несколько его товарищей в конце декабря 1942 года были свидетелями того, как немецкий капитан, начхоз, жестоко избил испанца-фалангиста Бермудоса за то, что он, придя в баню, вошел в раздевалку, а не захотел подождать на улице: в бане в это время мылись немцы». По словам другого перебежчика, при встрече немецких солдат с испанскими затевается драка, подчас даже без всякого повода. [1]

— О постепенной эволюции взглядов даже у тех, кто считался «опорой» франкистского режима, свидетельствует книга бывшего члена Национальной хунты фаланги Дионисио Ридруехо «Письма в Испанию»: «Для меня 1940–1941 годы были самыми противоречивыми, душераздирающими и критическими в моей жизни... К моему счастью, у меня открылись глаза — я пошел добровольцем воевать в Россию. Я выехал из Испании твердокаменным интервенционистом, обремененным всеми возможными националистическими предрассудками. Я был убежден, что фашизму суждено стать самым целесообразным образцом для Европы, что советская революция была «архиврагом», которого нужно уничтожить или, по крайней мере, заставить капитулировать. В моей жизни Русская кампания сыграла положительную роль. У меня не только не осталось ненависти, но я испытывал все нарастающее чувство привязанности к народу и русской земле. Многие мои товарищи испытывали те же чувства, что и я». [1] Как показали последующие воспоминания испанских ветеранов, большинство из них раскаивалось за участие в войне против Советского Союза.

— Во время советского артобстрела, несколько снарядов попали в центральный купол храма Святой Софии в Великом Новгороде, и крест начал сваливаться на землю. Испанские сапёры спасли крест, отреставрировали во время войны, и он был отправлен в Испанию. В семидесятых годах, ещё при жизни Франко крест стоял в Инженерной академии.

— Узнав об очередной побитой русской девушке, испанцы начали избивать всех попадавшихся им по дороге немцев. [2]

— Немцы беспрекословно подчиняются всякому приказу, каков бы он ни был. Испанцы всегда норовят приказа не выполнить, каков бы он ни был. Немцам «ферботен» обижать испанцев. И они внешне к ним относятся доброжелательно, хотя страстно их ненавидят. Испанцы же режут немцев каждую субботу по ночам после того, как напьются своего еженедельного пайкового вина. Иногда и днем в трезвом виде бьют немцев смертным боем. Немцы только защищаются. [2]

— Испанцы хоронили девушку, убитую снарядом. Гроб несли на руках и все рыдали. Ограбили всю оранжерею, которую развели немцы. Не обошлось без потасовки. [2]

— Если едет на подводе немец, то никогда вы не увидите на ней детей. Если едет испанец, то его не видно за детьми. И все эти Хозе и Пепе ходят по улицам, обвешанные детьми. [2]

— Испанцы ездят за 35 километров от Павловска за продуктами каждую неделю. И все знают, что они получили на эту неделю. Если это лимоны, то выхлопная труба у грузовика заткнута лимоном и лимоны торчат на всех возможных и невозможных местах. Если яблоки — то же происходит и с яблоками и всем прочим. [2]

— Немцы храбры постольку, поскольку им приказано фюрером быть храбрыми. Испанцы совершенно не знают чувства самосохранения. Выбивают у них свыше 50% состава какой-либо части, остальные 50% продолжают с песнями идти в бой. Это мы наблюдали собственными глазами. [2]

[1] Пожарская С.П., Испанская «Голубая дивизия» на советско-германском фронте // Крестовый поход на Россию. — М.: Яуза, 2005. (ссылка)
[2] Неизвестная блокада. В 2-х томах. — СПб.: Нева, 2002 (ссылка)

Поэтому и удивляет, что история «Голубой дивизии» до сих пор не экранизирована. В ней нет ничего, чего Испания могла бы стыдиться — её солдаты вели себя как люди и вполне достойны памяти и сочувствия, в отличие от мразей из немецких войск и их румынских, финских, венгерских, латышских, норвежских и других союзников со всех концов Европы. К тому же, испанцы, в отличие от остальных, с лихвой оплатили свою вину десятками тысяч жизней — домой вернулся только каждый пятый.

Но этого не произойдёт, пока в Европе господствует слепое замалчивание нацистского прошлого пополам с уравниванием вины среди всех участников бойни, свидетельство чему — реакция общественности на недавние заявления Ларса фон Триера. Жаль. История испанских солдат могла бы стать драматичной исповедью участия этого народа в войне, аналогом которой 10 лет назад стал впечатляющий фильм Язык бабочек, посвящённый Гражданской войне.


скачано постоксероксомОригинал поста


(Добавить комментарий)


[info]couldhell@lj
2011-06-04 18:42 (ссылка)
У меня бабушка под Новгородом была в оккупации, но вроде не встречала испанцев, а немцы да, зверствовали..

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]seann@lj
2011-06-05 02:15 (ссылка)
Мои прадеды из села Мурашкино (Смоленская обл.). После войны дед поехал их искать, но никого не нашел, а на месте большого села (300 дворов) был пустырь. Ему рассказали, что сначала в селе стояли испанцы. Ну, люди как люди, хорошие, веселые. Никого не убивали, едой делились.

А потом испанцев увезли и пришли немцы. Начались виселицы и расстрелы, а потом села и вовсе не стало.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]couldhell@lj
2011-06-05 08:29 (ссылка)
да, немцы позверствовали, моя про виселицы тоже говорила..

(Ответить) (Уровень выше)


[info]pietari_spb@lj
2011-06-04 18:57 (ссылка)
Лев Рэмович,- как я понимаю и поддерживаю этого старика R.I.P. Он заслужил покой, да и свои путешествия...

У нас тут под боком Чухляндия...А это свои истории... Иногда 3,14здимся на отмашь...

Короче я хочу столкнуть всех лобби: кто будет строить высокоскоростную железную дорогу: Вопросы??????

(Ответить)


[info]dmpir@lj
2011-06-04 20:10 (ссылка)
моя бабулька каким-то образом знала про финнскую оккупацию. так до конца и не понял каким. знаю, что после выхода из лагеря до войны они с дедом жили в Мурманске.
а ее родной дом, где жила сестра, был под немцами. но не долго, это севернее Ельца.
однозначно говорилось, что финны куда более жестокие звери.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Дык....Почему?
[info]pietari_spb@lj
2011-06-04 20:32 (ссылка)
Почему бывшие узники - рабы, до сих пор не предъявляют свои претензии????

Вы знаете, что говорят государственные финские ЛОЕРЫ, которые призваны защищать права "военных преступников" против узников концлагерей?

- Русские скоро все СДОХНУТ и проблема отпадёт сама собой.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Они абсолютно правы
[info]farnabazsatrap@lj
2011-06-04 23:48 (ссылка)
Спасибо Великому Сталину--ни финнов не наказали, ни венгров

(Ответить) (Уровень выше)


[info]oper_1974@lj
2011-06-04 20:20 (ссылка)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

(Комментарий удалён)

[info]oper_1974@lj
2011-06-04 20:56 (ссылка)
Гррозный.Грозный.

(Ответить) (Уровень выше)

Нормальное явление.Проникаетесь
[info]farnabazsatrap@lj
2011-06-04 20:28 (ссылка)
к стране, где живёте.Это причина, почему дипломатов принято тасовать.

(Ответить)


[info]oper_1974@lj
2011-06-04 21:22 (ссылка)

(Ответить)


[info]oper_1974@lj
2011-06-05 00:01 (ссылка)

(Ответить)


[info]creaze@lj
2011-06-05 00:50 (ссылка)
Чё-то я не пойму.

По фактам выходит, что эти замечательные люди, совершенно лишённые такого людоедского порока как дисциплина, вступавшиеся за русских девушек на оккупированных территориях, своим упорством на целый год продлили сеанс деленинизации Петербурга.

Очень душевно, да.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]gorlex72@lj
2011-06-05 03:44 (ссылка)
Враги - есть враги. Но некоторых можно уважать.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]putnik1@lj
2011-06-05 04:59 (ссылка)
В любой ситуации можно оставаться человеком. И если оставались в массе, достойны доброго слова. Кроме них, да еще итальянцах и словаках, так ни о ком не вспоминали.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]zzzimorodok@lj
2011-06-05 07:30 (ссылка)
ну доброго слова они могут быть достойны только как воины ибо если ты порядочный,ведёшь себя порядочно и как бы защищаешь хорошее,то не совсем понятно,что ты делаешь на стороне сил зла,то есть тут или трусы или крестик.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]putnik1@lj
2011-06-05 10:57 (ссылка)
Я понимаю так. Большинство дивизионеров (кроме тех, кто пошел, чтобы перебежать, и тех, кто просто записался, потому что работы не было) были из тех, кто прошел Гражданскую, потерял кого-то и ненавидел коммунистов лютой ненавистью. Отсюда и присяга: не фюреру, а борьбе с коммунизмом.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]steel_monster@lj
2011-06-06 00:08 (ссылка)
Таким макаром можно и власовцев начать оправдывать. Тоже с коммунизмом боролись и многие от большевиков пострадали.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]putnik1@lj
2011-06-06 04:09 (ссылка)
Нет. Власовцы - изменники. И я не оправдываю. Я всего лишь разместил интересный материала и привел пример.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]zzzimorodok@lj
2011-06-06 10:49 (ссылка)
хорошо описал

(Ответить) (Уровень выше)


[info]zzzimorodok@lj
2011-06-06 10:54 (ссылка)
но в целом,враг есть враг и одно дело уважение за бои,а другое дело,когда участвуют в блокаде,тут уже рамочки за что уважать сильно сужаются,когда дело идёт про гибель мирных жителей и не от шальных пуль или при штурме города,то тут уже как говориться,извините.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]blog_samouchki@lj
2011-06-05 05:17 (ссылка)
Не надо доводить чужие мысли до абсурда. В мире не всё чёрно-белое

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]martin_voitel@lj
2011-06-05 05:25 (ссылка)
Тем не менее у меня, как у ленинградца/петербуржца, нет и не может быть теплых чувств к тем, кто блокировал мой город.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]pavel_vish@lj
2011-06-05 02:20 (ссылка)
Какая разная у всех была война...

(Ответить)


[info]godilla@lj
2011-06-05 02:25 (ссылка)
"...в Европе господствует слепое замалчивание нацистского прошлого пополам с уравниванием вины среди всех участников бойни, свидетельство чему — реакция общественности на недавние заявления Ларса фон Триера"

Ничего не понял (((

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]gragdanin420@lj
2011-06-05 07:55 (ссылка)
Ларс фон Триер - скандально известный, депрессивный датский режиссер. В этом году на пресс-конференции кинофестиваля в Каннах выразил свою симпатию и сочувствие Гитлеру, назвав себя нацистом, и заявив, что кайфует от этого. После использования фон Триером пресс-конференции фестиваля, как трибуны для своего неожиданного заявления, режиссёр, улыбаясь фотографам, направился на премьерный показ своей картины. После этого дирекция фестиваля объявила фон Триера персоной "Нон-Грата",оставив, однако, его картину "Меланхолия" в конкурсной программе. Реакция общественности, лично для меня, была несколько удивительной, датский журналист, к примеру, сказал, что Ларс на самом деле не такой - шутит он так, и наблюдает за нашей реакцией. Другая журналистка, итальянка, заявила, что ни фестиваль, ни мир в целом, не могут позволить себе потерять такого замечательного режиссёра... По мне, так он псих, владеющий режессурой.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]sombre_sleep@lj
2011-06-05 09:45 (ссылка)
Да не псих. Просто любит провоцировать. Такой у него имидж.
А сейчас вообще просто пошутил не удачно =).

(Ответить) (Уровень выше)

Не совсем...
[info]putnik1@lj
2011-06-05 11:09 (ссылка)
Он там что-то отвечал, его начали доставать, типа, вы рассуждаете, как нацист (хотя ничего такого не было), а он возьми да брякни "Значит, я нацист!".

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Не совсем...
[info]gragdanin420@lj
2011-06-05 12:10 (ссылка)
Спасибо за поправку. Не знал подробностей.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]svonb@lj
2011-06-05 02:43 (ссылка)
"Если бы не жестокое сопротивление «Голубой дивизии», блокада Ленинграда была бы снята ровно на год раньше."

Ох уж эти "...если бы не"!

Если бы не жестокое сопротивление Красной Армии, в "голубой дивизии" на Восточном фронте вообще не возникло бы надобности. Или в итальянцах, к примеру.

(Ответить)

Бедные, бедные ит. ёжики!
[info]ext_522736@lj
2011-06-05 03:28 (ссылка)
Бедные, бедные ит. ёжики! Плакали и кололись, но продолжали есть кактус!
Щаз расплачусь!
А это наверно новая русская примета из народного фольклора:
-Если едет на подводе немец, то никогда вы не увидите на ней детей. Если едет испанец, то его не видно за детьми.
Мля...А гитлер в бункере тоже плакал. А Евка егойная даже шубу секретарше подарила, если верить фильму. Давайте все вместе порыдаем за несчастных бедных оккупантов!

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: Бедные, бедные ит. ёжики!
[info]putnik1@lj
2011-06-05 04:21 (ссылка)
Рыдать - Ваше предложение. Я всего лишь помянул о человеке и напомнил о дивизии.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Бедные, бедные ит. ёжики!
[info]ext_522736@lj
2011-06-05 04:38 (ссылка)
Лев Рэмович, я Вас очень уважаю! Но это, простите, перебор.Делить оккупантов на белых и пушисттых, и злых. За напоминание - спасибо.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Бедные, бедные ит. ёжики!
[info]shtuzer25@lj
2011-06-05 11:35 (ссылка)
Верно, да, когда на нас нападает стая волков, разве важно какие отношения внутри стаи, кто лидер стаи, кому достанется горячая свежая плоть, а кто "из гуманизма" потом будет обгладывать оставшиеся кости? Сам факт соучастия в коллективных действиях стаи - вот что важно, а не оттенки шерсти.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]stolb15@lj
2011-06-05 04:26 (ссылка)
Не являясь знатоком истории "Голубой дивизии", хочу отметить два момента.
1. Согласно немецким источникам встречал фразу относительно солдат голубой дивизии: Die Soldaten schworen ihren Eid auf Hitler, allerdings mit dem Zusatz "im Kampf gegen den Kommunismus". Т.е. солдаты принимали присягу Гитлеру, всегда с дополнением "в борьбе против большевизма".
2. "Голубая дивизия" была формированием добровольческим, в которое набирались добровольно хотевшие вовевать против СССР, как-то в части мести за гражданскую войну в Испании и пр. После вывода "Голубой дивизии", некоторая часть ее состава осталась в составе "Испанского легиона" вплоть до защиты Берлина (здесь чивры различаются, от двух рот до 7000 человек).

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]putnik1@lj
2011-06-05 05:01 (ссылка)
Три категории:
- те, у кого были личные счеты с республиканцами;
- затаившиеся республиканцы, которые перебегали;
- безработные за денюжку.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]stolb15@lj
2011-06-05 05:34 (ссылка)
Карьерным офицерам стаж еще засчитывался вдвойне.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]blog_samouchki@lj
2011-06-05 05:16 (ссылка)
Огромное спасибо, очень интересно

(Ответить)

Какой-то текст странный
[info]cmike@lj
2011-06-05 05:46 (ссылка)
То массовое дезертирство, то вдруг высокая боеспособность.

(Ответить)


[info]zzzimorodok@lj
2011-06-05 07:28 (ссылка)
"В ней нет ничего, чего Испания могла бы стыдиться — её солдаты вели себя как люди и вполне достойны памяти и сочувствия, в отличие от мразей из немецких войск и их румынских, финских, венгерских, латышских, норвежских и других союзников со всех концов Европы."
Да,но почему-то эти прекрасные люди воевали на стороне этих мразей из европы и против силы,пытавшейся эту мразь вычистить,а так да,стыдиться нЕчего,после уничтожения всего коренного населения славянских стран,ну после победы,эти прекрасные люди наверно очень бы стыдилсь потом.

(Ответить)


[info]0xajlbhuk@lj
2011-06-05 10:56 (ссылка)
в войне на выживание, других цветов кроме черного и белого нет, неважно кто на той стороне, может там прекрасные и духовные люди, но они носят опознавательные знаки врага

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]putnik1@lj
2011-06-05 11:03 (ссылка)
Безусловно. Но после войны очень важно, кто загонял людей в сарай и поджигал, а кто этого "кто" потом старался подрезать.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

старался подрезать
[info]shtuzer25@lj
2011-06-05 11:18 (ссылка)
В драке из-за баб, как водилось у них.

(Ответить) (Уровень выше)

Эх..Ну тут вам уже написали, Лев Рэмович,
[info]shtuzer25@lj
2011-06-05 11:15 (ссылка)
но вот и я хотел добавить о испанце - заявлять что не пролил крови русской, но учавствовать в блокаде Ленинграда - это лукавство. У меня дед в обороне города участвовал, поэтому подробности блокады я черпал не из книг.
Получается единственная заслуга испанцев (кроме само собой разумеющеется гуманного отношения к населению)только в том, что оперативная обстановка не привела гитлера к штурму города и в героизме защитников, иначе стрелял бы пушистый испанец не только издалека и именно туда, куда прикажет немецкий штаб или гуманно охранял бы концлагерь с печками где-нибудь в Купчино.

зы:Вот тут есть немного о испанцах - положительно, дневник радовавшейся приходу фашистов интеллигентки Осиповой("освободительные бомбы" - это она писала)
http://militera.lib.ru/db/osipova_l/index.html

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: Эх..Ну тут вам уже написали, Лев Рэмович,
[info]shtuzer25@lj
2011-06-05 11:20 (ссылка)
"разумеющеется"

*разумеется

(Ответить) (Уровень выше)


[info]king505@lj
2011-06-05 14:52 (ссылка)
Война это война. Кто начал войну и почему это отдельный разговор, но солдат выполняет свой долг. Другой вопрос, что воевать с мирным населением - это уже совсем другое. Испанцы себе этого не позволяли. Даже, для примера, Федор фон Бокк, будучи фельдмаршалом и командующим группой армий в начале войны, тем не менее был среди окружения Гитлера "белой вороной". Преступления против гражданского населения СССР характеризовались фон Боком как «невозможные» и несовместимые с правами человека. Особенно он критиковал деятельность Теодора Эйке. Тем не менее, когда муж его двоюродной сестры Хеннинг фон Тресков обратился к нему с предложением принять участие в покушении на Гитлера, он отказался. Даже на войне можно оставаться порядочным человеком. ИМХО.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]cmike@lj
2011-06-05 16:16 (ссылка)
А откуда это известно? Он, конечно, "Потерянных побед" не оставил, так и не доехав до Киля, и это перечёркивает фактор саморекламы, но и без этого фактора желающих нарисовать легенду о добром Вермахте предостаточно...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]king505@lj
2011-06-06 02:00 (ссылка)
А при чем тут добрый вермахт? Ни кто об этом не говорит. Речь о том, что и на войне люди оставались людьми. Разумеется, иначе как врагами их считать нельзя, но и отрицать то, что среди этого зверья были люди, было бы не справедливым. Мне рассказывали, что тут, на Кубани, когда пришли немцы, их расселяли по домам, так вот у моей тетки на постое стоял офицер, оберлейтенант, он каждый вечер выкладывал на стол свой паёк и говорил "матка, корми детей", только после этого ел сам. Через неделю немцы ушли дальше, а оккупационные части тут стояли румынские, так вот румыны беспредельничали на каждом шагу...
Я не хочу ни кого обелять, но тем не менее, нужно быть честными по отношении к фактам. Ещё один пример, мой дед, контуженый попал в плен, допрашивали его, а поскольку он был обычным солдатом артиллеристом, то при всём желании ни чего полезного немцам сказать не мог, даже если бы и хотел. В итоге командир немцев приказывает его расстрелять. Немец вывел его за хутор, махнул рукой и сказал "шнель", пустив очередь из автомата над головой. Правдами-неправдами дед добрался до своей части, сказав что отстал. О том что он был в плену не говорил никому до 70-х годов.
Люди, они разные бывают...

(Ответить) (Уровень выше)


[info]farych@lj
2011-06-05 16:38 (ссылка)
У нас в Елабуге много испанских могил. Похоронены вперемешку с немцами-военнопленными

(Ответить)


[info]nick_i@lj
2011-06-05 20:03 (ссылка)
А вот Ханс Коллиан ("В тени побед") писал об испанских солдатах, что те тащат все что плохо лежит и ни одна юбка не может скрыться от них:)).
По поводу из боевых качеств тоже были очень большие сомнения...

(Ответить)


[info]fatih_irevanli@lj
2011-06-06 04:50 (ссылка)
рекомендую две передачи о Голубой Дивизии на Эхе Москвы, среди передач "Цена победы":

http://echo.msk.ru/programs/victory/747317-echo/
http://echo.msk.ru/programs/victory/703276-echo/

(Ответить)


[info]oper_1974@lj
2011-06-06 11:24 (ссылка)
http://video.i.ua/user/897573/8302/54695/

(Ответить)