In memoriam. УСЛОЖНЕНИЕ ПРОСТОТЫ



...а насчет договора, подписанного в Георгиевске 228 лет и один день назад, 4 августа 1782 года, я, признаться, писать не собирался, потому что
все уже сказано, так что, ежели кому интересно, может прочитать. Однако сейчас, с подачи уважаемого
k_k@lj (спасибо ему), сообразил, что все-таки надо. Поскольку к моему изложению сюжета post factum были добавлены уточнения уважаемого
beroma@lj, указывающие на то, что ситуация была несколько иной, нежели кажется на первый взгляд. Так вот, други, версия "
Подписал и кинул, в связи с чем стал нерукопожимаемым", сформулированная уважаемым
kon_budenogo@lj в широко известной статье, которую я, мало еще разбираясь в материале, изначально поддерживал, на самом деле грешит упрощением на грани ошибки. Да, царь Восточной Грузии, в самом деле, хотел решить за счет России свои проблемы, не ввязываясь в войну, в которую обещал ввязаться, и добился своего. Но прямого кидка не было. Была умелая, восточная, скажем так, игра на тончайших струнах, нежно вынудившая Петербург по своей инициативе отказаться от исполнения Ираклием обязательств по договору, но, со своей стороны, храня лицо, при заключении Ясского мира в полной мере выполнить обязательства, взятые на себя перед Восточной Грузией. Таким образом, претензии о "
нарушении" не принимаются. А вот то, что после Ясского мира российское правительство не сочло нужным вернуть министра-резидента в Тифлис, на что, согласно договору, имела право, и отказывалось продолжать контакты до самой смерти Ираклия, - факт. Такой же, как и то, что по меркам того времени такой демарш означал денонсацию документа de facto. В связи с чем, юридическим основанием вхождения Восточной Грузии в состав России следует признать не Георгиевский трактат, являющийся, по сути, случайным историческим казусом, а Просительную грамоту царя Георгия XII об интеграции его страны "
на правах губернии".