Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет putnik1 ([info]putnik1)
@ 2010-10-04 22:36:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
ВСАДНИКИ АПОКАЛИПСИСА (3)

   
 

Вот и все. Вернее, почти все. «Всадники» прискакали, проскакали и умчались, но, оказывается, уже, как я еще вчера был уверен, завершенному ликбезику по истории Грузии нужна еще одна глава. Отдельная и последняя. Объясняющая очень многие детали дальнейшего Апокалипсиса. Думаю, на неё много времени не уйдет. А пока – вот. То, что, как мне казалось, будет окончанием цикла.

Окончание. Начало здесь и здесь. Завершение ликбеза следует.

Отзвуки и шорохи

Обожаю отточенные формулировки. Особенно в многоголосом исполнении «группы Вачнадзе». «Грузинский народ, - чеканят тбилисские коллеги, - не примирился с потерей государственности. Уже в 1921 году в Грузии началось национальное движение, направленное против оккупационного режима Советской России. Летом 1921 года восстание охватило всю Сванети». Верно,  горцам перемены не пришлись по душе. Меньшевики к ним, в общем, не очень лезли, довольствуясь лояльностью, а новые власти прислали каких-то ревкомовцев, ставящих себя выше родимых старейшин, поставили какую-то милицию, начавшую что-то запрещать, да еще и несли очевидную пургу насчет земли (проблема которой пастухов не волновала) и воли (которую у викингов высокогорья было в избытке). В общем, да, восстали. Ревкомовцев выгнали, милицию туда же, выставили стражу на тропинках. Кое-кто из меньшевиков, ушедших к сванам после поражения, даже накатал и послал в Тбилиси красивую бумагу с требованием «вывести оккупационные войска и провести свободные выборы», - на радость сформированному Ноем Николаевичем в далекой Франции «правительству в изгнании». Нечто похожее происходило и на востоке. В горах Кахети гулял с отрядом в 60-70 сабель, бывший блестящий ротмистр и орденоносец царской армии Константин Иосифович Чолокаев, он же совсем недавно полковник грузинской армии Кайхосро Чолокашвили, а ныне просто «Какуца». В совсем уж поднебесной картлийской Хевсурети собрал дружинку молодежи, всегда охочей до набега, еще один экс-кавалерист Михаил Лашкарашвили. Амбары горели. Иногда, но намного реже, горели и сельсоветы. Летом 1922 года храбрые парни решили даже «объединившись, освободить Грузию от оккупантов». Разработали и план: Какуце, собрав побольше народу, надлежало атаковать город Душети, а когда из Тбилиси на перехват двинулись бы каратели, хевсуры ударили бы им в спину, а когда враг был бы таким макаром уничтожен, победителям уже никакого труда не составило бы взять столицу. После чего, вне всяких сомнений, восстала бы вся Сакартвело. У блестящего плана имелся всего один, но серьезный недостаток: два стратега не учли, что по ним тоже будут стрелять. В итоге «объединенная народная армия» была растерта по зеленой траве, по хевсурским селам прошлась красная конница, а сам «главнокомандующий», потеряв несколько десятков отчаянных парней, с колоссальным трудом оторвался от погони и спрятался в родных кахетинских горах. События эти, однако, имели далеко идущие следствия. Тоскующий по утраченным позициям «бомонд» - меньшевики, националы и прочие эсеры – встрепенулся. Собственно, «бывших», решивших рискнуть и остаться дома, а не уплывать неведомо куда, большевики не трогали. Не запрещалось им ни плакать на кухнях, ни даже устраивать «политические» демарши. Порой достаточно причудливые. Например, группа молодых интеллектуалов, «не принявших Советы» - молодой литератор Константин Гамсахурдиа (будущий классик, лауреат Сталинских премий и отец незабвенного Звиади), еще один молодой литератор и грядущий классик, Александр Абашели, и еще один молодой, но уже известный литератор Павел Ингоровква (тот самый, будущий академик), - организовали «кружок карачокели». Одевшись в траурные черные чохи, они бродили по Тифлису, рассказывая каждому встречному и поперечному, что, дескать, не просто чудят, но «оплакивают погибшую Родину». Власти благодушно посмеивались, но никаких мер не принимали. Однако теперь, после рейда Какуцы, «бомонд» пришел к выводу, что игрушечное подполье пора превращать в настоящее, поскольку «народ ко всенародному восстанию готов». А что первый блин вышел комом, так это, разумеется, исключительно из-за отсутствия «правильного политического руководства». В общем, сказано – сделано. Договориться, правда, было нелегко (все обвиняли всех, в первую очередь, конечно, меньшевиков), но объединяться было надо. Так что примерно в середине 1922 года на свет появились организации. Сперва «Военный центр» (бывшие офицеры), а затем и межпартийный «Комитет независимости Грузии» ака «Паритетный комитет», где были поровну представлены все подпольные партии.

Барин из Парижа

Естественно, «правительство в изгнании», имеющее каналы связи с покинутой Родиной, не могли оставаться в стороне. Рассчитывать на англичан, уже вовсю торговавших с большевиками, не приходилось, но Островом мир не ограничивается. Скажем, la belle France сочувствовала. Меньшевикам надо было только доказать, что они все-таки не пустое место, и можно было надеяться на сколько-то серьезный разговор. Хотя бы имея в виду отдаленную перспективу. Неудивительно, что уже в ноябре 1922 года из Парижа прибыл Ной Хомерики, член ЦК меньшевиков, бывший министр земледелия, один из ближайших сотрудников Жордания и вообще человек очень решительный. Дело пошло быстрее. Для ускорения темпов конкретной работы создали «Военную комиссию». Из-за рубежа непрерывным потоком шли инструкции. «Конечно, восстание, - втолковывал подпольщикам далекий Ной Николаевич, - не может осуществиться вооруженной борьбой только грузин. Выступление же в закавказском масштабе обязательно приведет к победе, если это выступление будет производиться общими силами. Русские цари только с Дагестаном вели борьбу более 30 лет. А сколько лет понадобится большевикам, чтобы вести борьбу не с одним Дагестаном, а с целым Закавказьем, легко представить. Перенос военной базы на Кавказский хребет и укрепление там всеми нашими вооруженными силами – залог нашей победы. Только в этом случае Европа обратит на вас серьезное внимание и окажет помощь». Не ограничиваясь «советами постороннего», присылали и деньги. Немало. Деньги же всегда внушают доверие. «Бения Чхиквишвили, - показывал на следствии лидер национал-демократов Михаил Ишхнели, - привез нам оттуда, помимо средств на расходы, конкретные сведения: члены французского правительства в личной беседе с Церетели обещали нам помощь… Заграничное бюро сообщало: если Франция помогает Румынии и Польше, она поможет и нам». Это воодушевляло. Увы, все эти рассказы, как выяснилось гораздо позже, были, как тогда говорили, «бутафорией». Не враньем даже, а очередной собственной выдумкой, в которую верили. Верили настолько, что уже не боялись даже арестов. Которые понемногу начинались. В начале 1923 года был арестован, а 20 мая расстрелян весь состав «Военного центра», - 15 весьма авторитетных офицеров и генералов. Причем, в основном, националов. То есть, в отличие от партийных балаболок, людей серьезных и решительных. Тогда же в тюрьме, хотя и не у стенки, оказался Николоз Карцивадзе, энергичный председатель «Комитета». Спустя несколько месяцев, в ноябре, пришла очередь самого Ноя Хомерики. Еще какое-то время спустя, когда определилась даже дата выступления, за несколько дней до того в компанию к предшественнику отправился преемник – Гогита Пагава. В дополнение ко всему, параллельно ЧК разгромила подпольную сеть дашнаков, с которыми «паритетчики» вели переговоры и на склады оружия которых очень надеялись. Пришлось залечь на дно всерьез. Лишь в июне, после появления нового «эмиссара Центра», - уже хорошо известного нам Валико Джугели (помните такого?), - процесс пошел опять. «Днем Х» определили 17 августа, однако 6 августа чекисты взяли и «героя 1920 года». 

По коням!
 
Откровенно говоря, при анализе событий тех дней складывается ощущение, что все очень серьезно, но в то же время и чуть-чуть понарошку. Словно огромная кошка шалит с маленькой, но много о себе понимающей мышкой. Не могу сказать наверняка, в самом ли деле это был гигантский блеф, из разряда знаменитых артузовских «Трестов» и «Синдикатов». Но слишком, чересчур похоже, что ЧК таки «вела» подпольщиков постоянно. То подталкивая к решительным действиям, то, время от времени, во избежание осложнений, выдергивая ключевые, становящиеся опасными фигуры, но сохраняя на развод крикливую мелочь. А порой и – как в известном из воспоминаний Серго Берия казусе «случайной встречи на улице двух друзей, Лаврентия и Валико», - провоцируя ведомых на заранее известные телодвижения. Ничем иным невозможно внятно объяснить тот факт, что в Тифлисе, городе, где тайну сохранить невозможно, да еще имея под рукой таких знавших все птичек, как Хомерики, Пагава и прочие, ведомство Могилевского-Берия позволяло «паритетчикам» что-то готовить. Возможно, на это и намекал товарищ Серго, докладывая post factum, что «Эти господа, эти «герои восстания», дали нам возможность немного прочистить свои ружья». Ничего утверждать нельзя. И отметать тоже. Как бы то ни было, попав куда следует, Джугели быстро убедился: хозяева знают очень многое, если не все. После чего, с помощью чекистов, передал подпольщикам несколько писем, уговаривая тех отказаться от выступления. Одно из писем было опубликовано в газетах. «Я испытал на себе, – писал Джугели, – страшное влияние воздуха Чека, и я понял, что вся сила этого воздуха состоит в том, что именно здесь ближе знакомишься с обратной стороной нашей работы, со всеми теневыми ее сторонами». Затем, разумеется, следуют мантры насчет того, что «не малодушие и не трусость привели меня к отказу от борьбы, а безнадежность задуманного предприятия», но верится в это, честно говоря, не очень. Пить чай в кабинете следователя ОГПУ – это все-таки не любоваться «горящими осетинскими селами». Во всяком случае, версия о том, что в обмен на отмену мятежа эмиссару из Парижа обещали жизнь, не только существует, но и никем не опровергнута. Однако еще остающиеся на свободе лидеры «Комитета» письмам не поверили. Возможно, как водится, списали на «жуткие пытки», может быть, решили доказать самим себе, что не твари дрожащие, а право имеют, но, как бы то ни было, восстание было не отменено, а только в который уже раз перенесено, теперь на ночь 28 августа. На самом последнем заседании, прежде чем уйти в леса, будущие вожди прикинули ресурсы. По всему получалось: начинать можно. По сведениям последнего главы «Комитета», князя Коте Андроникашвили, только в Западной Грузии и Мегрелии приказа выступать ждали «3000 хорошо обученных солдат». Твердо обещал выставить «не менее 600 всадников» и неуловимый Какуца. Примерно с такими же силами всего три с лишним назад дашнаки взяли Ереван, а затем развернули тяжелейшую для красных, долго не утихавшую войну. Как истинные грузины, руководители «Комитета» пришли к выводу, что если уж у армян получилось, то им сам Бог велит, - а дальше видно будет.

Неуловимые мстители

По мнению «группы Вачнадзе», многие дальнейшие неприятности объясняются несогласованностью выступления. «Назначенное на 29 августа, - указано в монографии, - восстание началось за день раньше, – 28 августа в Чиатуре, о чем никто из руководителей восстания не знал. Не знали и в «Паритетом Комитете». Однако, как ни печально, приходится признать, что уважаемые коллеги, видимо, плохо знакомы с фактами. Во всяком случае, их мнение противоречит данным из куда более осведомленных источников. Как вспоминал позже Михаил Бочоришвили, один из членов «Комита независимости», «Последнее заседание «Паритетного комитета» состоялось 18 августа, когда и было назначено время восстания – 2 часа ночи 28 августа, для чего князь Церетели получил все необходимые полномочия». Как бы то ни было, на рассвете 28 августа «истинно народное восстание – восстание за национальную свободу и государственную независимость» началось. Более двух десятков инсургентов во главе с вышеупомянутым князем Георгием Церетели захватила шахтерский город Чиатуры, центр марганцевых приисков, разогнали милицию и, поддержанные примерно сотней активистов подполья, объявили о создании «Временного правительства Грузии». Примерно в то же время, на востоке, в крупное село Приют ворвались всадники Какуцы (правда, не «600 отважных людей», как обещал он, а вдесятеро меньше). Они открыли стрельбу, ранили несколько человек, разграбили местный цейхгауз и продуктовый магазин, однако ни сельсовет, ни милицейский участок взять не смогли, а к вечеру, потеряв несколько джигитов убитыми и 18 пленными, отступили в горы. Утром 29 августа, узнав о приближении к Чиатурам усиленного отряда милиции (67 человек), сочло за благо, не принимая бой, уйти в спасительные горы и «временное правительство» вместе с «диктатором» Церетели. К слову сказать, и Чолокашвили, и Церетели, первыми обжегшись и первыми же сообразив, что к чему, через пару дней оказались за кордоном и, в отличие от основной массы лидеров, окончили свои дни в пусть голоднойн, но безопасной эмиграции.

Набат

Восстание, тем временем, вспыхивало в разных точках республики. Однако утверждать вслед за некоторыми энтузиастами, что «власть большевиков держалась только в городах», означало бы сильно преувеличивать. Скорее наоборот: маленькие, от 3 до 12 душ, группы, как правило, натыкались на непонимание, а то и активное отторжение со стороны крестьян. После чего рассыпались кто куда. А вот что «это всеобщее, подлинно народное восстание оказалось лишенным единого руководства», - тут не поспоришь. «29 августа мы не получили никаких известий, - пишет тот же Михаил Бочоришвили, - 30-го тоже ничего. 31 го до нас дошла весть, что, по слухам, восстание охватило всю Западную Грузию и наши взяли Кутаиси. 1 сентября мы не получили вестей. 2 сентября – то же самое». Короче говоря, высшее руководство сидело в схроне и кормилось слухами. Совсем дыма без огня, конечно, не было. В Мегрелии, в Сенакском уезде, мятежников собралось пускай не «3000 солдат», на которых «твердо рассчитывал» Котэ Андроникашвили, но все же несколько сотен (для любителей точной цифири – 387). Так что около суток события были даже похожи на что-то серьезное. Под контролем «всенародной гвардии» оказались городки Сенаки, Абаша и десяток сел. В храмах зазвучали молебны о «даровании победы». Возникло и нечто вроде органов власти («триумвират» и «генеральный штаб») Однако объявленные ими реформы (реституция «незаконно национализированных зданий и земель») привели к тому, что уже на следующий день крестьяне начали стрелять в «реституторов», а утром 30 августа, с приходом войск (132 штыка), все закончилось. Причем и «триумвирату», и «штабу» повезло куда меньше, чем «диктатору» Церетели и храброму экс-ротмистру Какуце, – они тоже пытались сбежать, но не получилось. 

Народная воля

Короче говоря, как печально констатирует «группа Вачнадзе», «Восставшие не смогли осуществить намеченного наступления на Тбилиси». Правда, вывод этот, как всегда, обрамлен весьма затейливыми узорами. Почему-то указывается, что «карательные отряды наводнили всю Грузию», хотя общая численность «карателей» составляла около 500 штыков и лишь в двух случаях превышала взвод, причем отряды милиции и курсантов (армия почти не была задействована) даже в «безусловно грузинских уездах» обрастали крестьянами-ополченцами, не увлеченные идеями «реформ» типа объявленных в Сенаки. «Этнические» же регионы вообще встали на дыбы. При первых же выстрелах близ Душети безо всякого призыва властей взялись за оружие осетины, вспышки в Мегрелии начали гасить абхазские крестьяне. В Ахалцихском уезде к начальнику местной милиции явились около тысячи добровольцев, а в Аджарии 1500 ополченцев по собственной инициативе, за несколько часов до объявления властями чрезвычайного положения перекрыли турецкую границу. Трудно понять также, какие с с какой стати «карательные отряды действовали с особой жестокостью в Батуми и Тбилиси», если в этих ключевых городах весь актив подполья был арестован задолго до событий, а уцелевшие, согласно свидетельству Михаила Бочоришвили, ушли в леса еще 18 августа, сразу после финального заседания «Комитета». Впрочем, учитывая, что задачей «группы Вачнадзе» менее всего является изложение исторических фактов, предъявлять ей претензии не станем. В любом случае, факт есть факт: к утру 31 августа, через 72 часа после начала событий, Колхида успокоилась. И только два дня спустя началось, наконец,  движение на востоке, близ Мцхеты, где располагался штаб восстания. В полдень 3 сентября основные силы повстанцев, во главе с Лашкарашвили, обещавшим за неделю до того «взять Гори и Ахалкалаки», - разгромив вышедший на них отряд милиции (9 штыков), на плечах отступающих ворвались в городок Душет и опять-таки начали объявлять независимость. Однако утром 4 сентября были выбиты из города отрядом курсантов Тифлисской окружной школы ГПУ (38 штыков), оставив на поле боя 2 убитых и 4 раненых.

Ах, как славно мы умрем!

В тот же день к вечеру, согласно формулировке современных грузинских исследователей, «после ожесточенного сражения в районе Шио-Мгвинского монастыря» было взято в плен руководство «Комитета», - председатель Константин Андроникашвили, секретарь Ясон Джавахишвили, Михаил Ишхнели и уже известный нам Михаил Бочоришвили, благодаря которому нам известны детали той великой битвы. «Ночью, в 10 часов, - рассказывает он, - мы решили перепрятаться. Несколько раз перекочевывали туда-сюда. В это время красноармейцы открыли по нам стрельбу. Мы бежали вместе с охраной. Я скрылся в кустах. Вдруг в темноте на меня наткнулся Ясон Джавахишвили и принялся уверять меня, что он ранен в спину. Я осмотрел его: раны не было. Тогда он заявил, что ранен в ногу. Я осмотрел и ногу, но и там раны не оказалось. До утра мы меняли места. К вечеру Ясона одолела жажда. Пристал ко мне с просьбой спуститься вместе к ручью. Я просил его потерпеть еще один день, но ему было невмоготу. Мы пошли к монастырскому ручью, где и были арестованы». На следующий же день, 5 сентября, в газетах появилось заявление, подписанное всеми четырьмя лидерами. «Наша надежда не оправдалась, - заявляли они, - в результате чего мы понесли поражение. Массовое организованное выступление, которого мы ожидали, не состоялось; широкие народные массы нас не поддержали»; далее отмечалось, что «продолжения авантюр против Советской власти является совершенно лишенным всякой перспективы и гибелью для грузинской нации», а под конец шли заявление о самороспуске и просьба ко всем повстанцам сложить оружие. Быстро, однако. Впоследствии, правда, выживший и отсидевший свое князь Андроникашвили доказывал, что «воззвание было извлечено жесточайшими пытками», но, учитывая, что взяли лидеров глубокой ночью, а газеты, как известно, выходят ранним утром, приходится признать, что либо все герои 1924 года дико боялись боли, либо никаких пыток. Разве что по ушам надавали. Ну и, конечно, угрожали. Тут сомнений нет.

Большой террор

В общем, авторов обращения понять можно. Старые товарищи с мятежниками не шутили. Уже 31 августа 1924 года ЧК Грузинской ССР объявила о расстреле 44 активистов заговора, в том числе 17 князей и 18 боевиков Какуцы, взятых в плен около Приюта. В сообщении прямо указывалось, что только «самая суровая расправа со стороны органов пролетарской власти с преступниками, ввергающими трудовые массы в кровавую авантюру, способна предотвратить страну от повторения этих безумных попыток». В числе расстрелянных оказались арестованные ранее руководители «Комитета спасения», а также эмиссары «правительства в изгнании» Ной Хомерики и Валико Джугели – поскольку восстание, несмотря на его уговоры все-таки состоялось, обещание, данное властями бывшему карателю-романтику, утратило силу. Не слишком церемонились и на местах. Однако сразу после публикации «заявления паритетчиков» репрессии практически сошли на нет. Хотя леденящие душу рассказы из года в год наливались красками. Уже в 1925 году немецкий профессор Эрих Обст, побывавший в Советской Грузии, напечатал геополитический очерк «Сакартвело», поведав Европе, что «когда мы прибыли в Тбилиси, там царил глубокий траур. Много женщин ходило в черных одеждах и их лица выражали глубокую скорбь. Среди мужчин тоже попадались носящие траурные метки. Но они старались делать это осторожно, чтобы их не заподозрили». Честно говоря, плохо представляю себе, как можно «осторожно носить» черную чоху. Если же вспомнить, что такие чохи «скорбящий бомонд» достал из гардероба сразу после советизации Грузии и фрондировал в них уже года три, а черные одеяния женщин вообще в тех краях приняты и по сей день, все становится на свои места. Бедного профессора, привыкшего к тому, что если уж черное, значит, в доме траур, остается только пожалеть. Он, в конце концов, честно транслирует то, что рассказывали ему «в интеллигентных семьях, где меня принимали, как дорогого гостя». А рассказывали с душой. Что, например, «Официальная статистика сообщает, что по решению военного суда было расстреляно несколько сотен человек, но кого интересуют эти цифры... Настоящие жертвы исчисляются тысячами. Их расстреляли без суда, часто даже в том случае если знали, что никакого участия в восстании они не принимали». Понятно, что именно это «исчисляются тысячами», изреченное хоть и невесть с чьих слов, но все же посторонним человеком, было взято за основу «правительством в изгнании». И на все лады повторялось вплоть до 1956 года, когда – в самый разгар «холодной войны» - Конгресс США устроил специальные слушания по этому поводу, пригласив в качестве свидетелей эмигрантов - не только очевидцев, но и всех желающих дать показания под присягой.

Удивительное - рядом

Охотников присягнуть и высказаться набралось немало. Прозвучавшие цифры («от 7 до 10 тысяч») и подробности («уничтожали целыми семьями», «закапывали живьем»), воспроизводимые сегодня грузинскими историками (в частности, Нестан-Элисабед Киртадзе в монографии «Восстание 1924 года в Грузии», изданной в 1996-м), конечно, впечатляют. Однако можно ли в это верить, если честно, не знаю. Впрочем, некоторые исследователи «новой волны» идут и дальше. Например, Георгий Безиргани, ссылаясь на некие «документы бывшего КГБ Грузинской ССР», предлагает убедительно некруглую цифру «12578 человек», отмечая, что «Перед жестокостью, с которой было подавлено восстание, бледнеют даже набеги Тамерлана и Шах-Аббаса». Однако реальности в очерке уважаемого коллеги, к сожалению, соответствуют только фамилии лидеров «Паритетного комитета». Все остальное основано исключительно на материалах тех же слушаний 1956 года в Конгрессе США. Проблема лишь в том, что реальные цифры все-таки известны. В Мегрелии (районы Сенаки и Абаша!), где активных участников было зафиксировано 387 человек, погиб 451, в связи с чем спустя месяц Орджоникидзе был вынужден давать объяснения в Москве, упирая на то, что сюда входят и «бандиты, погибшие в боевых действиях» и каясь при этом, что, мол, «по части расстрелов мы в сам период восстания немного переборщили, но это с этим уже ничего не поделаешь». Примерно та же картина и по второму центру восстания – Чиатурам, где, согласно очерку некоего Арсенидзе в эмигрантском журнале «Кавказиони» за 1964 год, «хватали всех кто попадется под руку, даже тех кто не участвовал в восстании, загрузили в эшелон, как будто для отправки в Тбилиси, но у станции Квирила расстреляли из пулеметов запертых в вагонах людей; никто из них не смог выжить». Звучит солидно, но противоречит не только официально отмеченному   количеству арестованных (127 человек), но и свидетельству эмигранта Чубинидзе, одного из пассажиров того самого эшелона, в своих двухтомных воспоминаниях не только сообщающего реальную цифру, но и поименно перечисляющего всех «95 товарищей, казненных на перегоне». То есть, жертвы-то, конечно, были. Десятки и сотни. Большевики с повстанцами не церемонились нигде и никогда, ни в Туркестане, ни в Кронштадте, ни в Эривани, ни на Тамбовщине. Делать исключение для Грузии никаких резонов у них не было. Но и содеянного отнюдь не стеснялись. Напротив. Публиковали вовсю. А потому, ни на чем не настаивая, хочу все же порекомендовать сторонникам версии о «чудовищных репрессиях» ограничиться оценкой князя Котэ Андроникашвили – «оккупационная власть расстреляла много людей, по нашим данным 4000 человек». Хотя какие могли быть данные у лидера «Комитета», даже о ходе возглавляемого им самим восстания знавшего «по слухам», а потом сразу оказавшегося на цугундере, - тоже вопрос дискуссионный. 

Герои и мученики

Какое-то время в горах еще постреливали. В индивидуальном порядке. Стрелявших ловили, не желающих складывать оружие уничтожали на месте, не прибегая к особым мерам воздействия. После распространения призыва к мирной жизни, сулившего всем, кто «порвет связь с авантюристами и не запятнал себя кровью, предать забвению их невольные прегрешения», люди начали понемногу выходить из лесов. Сперва их задерживали для проверки, но после появления «Указа об амнистии» от 10 октября все рядовые участники выступления, приходившие с повинной и сдававшие добровольно оружие, не подвергались никакому наказанию, даже если в ходе событий вели себя активно. «Я убеждаюсь теперь, - признавал в дневнике Котэ Андроникашвили, - что мы потерпели поражение не потому, что нас не поддержала пассивная Восточная Грузия, не потому, что Тифлис молчал, а потому, что имели крайне преувеличенное представление о своих силах и, главное, о душевном настроении народа. Оно было не в нашу пользу». Он был прав. По большому счету, народу было не до «борьбы за святую свободу». В самом разгаре был НЭП, жизнь наливалась красками, большевики дали землю, - и зачем, скажите на милость, было воевать? А коль скоро так, то и властям не было нужды скалить зубы. Спустя год, в 1925-м, году Верховный Суд уже ЗСФСР рассмотрел дело о «Паритетном комитете». Сорока семи подсудимым предъявили обвинения в подготовке контрреволюционного мятежа, в руководстве им, в создании политических и вооруженных банд, терроризме и шпионаже. Процесс, насколько можно судить по его материалам, был открытым и честным, без всякой режиссуры. Всем обвиняемым дали возможность озвучить свою точку зрения. Вплоть до заявлений о «высокой моральной победе» (Андроникашвили) и ярких речей, обвиняющих большевиков в «оккупации Грузии» (Джавахишвили, - тот самый, у которого не было ран на спине и ноге). Смертных приговоров, как бы того кому-то из читающих ни хотелось бы, не прозвучало: все (или все же не все? - прошу уточнить!- ЛВ) обвиняемые получили различные сроки ссылки в «Сибирь и другие отдаленные районы СССР», а позже некоторые из них неведомыми мне путями оказались и в эмиграции. Что же до партии меньшевиков, то она с этого момента, что бы себе ни думали Ной Николаевич и его команда, почила в Бозе. И по ней, насколько можно понять, никто не плакал. Кроме, конечно, тифлисского «бомонда», параллельно рыданиям делавшего, впочем, неплохие советские карьеры по всем возможным направлениям.


(Добавить комментарий)


[info]pietari_spb@lj
2010-10-04 17:53 (ссылка)
Навеяло....Одесса, Александр Козачинский "Зелйный фургон".

(Ответить)


[info]pietari_spb@lj
2010-10-04 17:54 (ссылка)
Бабель, конечно же. :)

(Ответить)


[info]oper_1974@lj
2010-10-04 18:02 (ссылка)
Хорошо....но все они гражданские,умники хреновы.Меня другое интересует,когда сербов в асфальт закатывали-кто им помог?А когда я вызвал вертолет в ичкерии-"нарушение прав чкловеков"Вот так.

(Ответить)


[info]yadocent@lj
2010-10-05 01:29 (ссылка)
И опять таки - ну как похоже на Украинию. И Петлюровские эмиссары и рейд Тютюнника, и "359 расстрелянных под Базаром". Этики нацики чо, везде по одной схеме работают?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]taira_koremochi@lj
2010-10-05 04:01 (ссылка)
Нет, попадают в один и тот же сюжет.

(Ответить) (Уровень выше)

Схема известна
[info]uldorthecursed@lj
2010-10-05 09:51 (ссылка)
Мельгунов, "Красный террор в России"

(Ответить) (Уровень выше)


[info]taira_koremochi@lj
2010-10-05 04:04 (ссылка)
Почему позже принялись за Абашидзе, если они проявили такую лояльность?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]putnik1@lj
2010-10-05 08:31 (ссылка)
Клан был побит в 37-38. Потому что клан. Даже не "обойма" в тогдашнем понимании. Лично Мемед-бега Сталин попытался вывести из-под удара, забрав из Батуми, но тот уперся, решив разделить судьбу братьев. Разделил. Позже, при Хрущеве, к рулю вернулись уже дети и внуки. Но под некоторым контролем. А что было потом, все знают.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]taira_koremochi@lj
2010-10-05 10:19 (ссылка)
Т. е. своего рода социальная реакция? Спасибо, о личном участии ИВС не знал, полагал, что связанно с деятельностью Берии.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]ornitolod@lj
2010-10-05 05:21 (ссылка)
>Джавахишвили, - тот самый, у которого не было ран на спине и ноге
++++++++++++++++++++++
Зря Вы так. Человек всё-же заявил что был ранен.
Тот факт, что ранение не было обнаружено ни на спине ни на ногах, скорее свидетельствует, что оно было получено в некоторую секретную часть организма, размещающуюся где-нибудь между.
Безусловно не подлежащую ничьему осмотру ни при каких обстоятельствах.
Я так Думаю.

(Ответить)

Ленинскую премию в студию!
[info]iraklyjip@lj
2010-10-05 12:12 (ссылка)
Будь сейчас советское время и если бы я был Сусловым, то я бы вам обязательно присудил ленинскую премию. И сталинскую впридачу. И дачу в Пицунде бы подарил. Такой виртуозной пропаганды большевиков и антипропаганды против грузинских националистов я давно не читал. Браво!
Хотя, кто знает.. Возможно и сегодня вы не плохо востребованы. В принципе путинские времена не далеко ушли от советских. Единственное, что у Путина кишка тонка полностью оккупировать Грузию как это смогли сделать большевики.
Как бы то ни было, не смотря на потери Грузии, герой Какуца покоится на Мтацминда, а сталинский памятник валяется во дворе своего музея. Дело Какуцы и паритетного комитета победило. Грузия независима от российской империи и строит свое государство. А идейным наследникам большевиков и имперцам остается только писать пасквили на героев, отдавших жизни и здоровье за свободу Грузии.
Да здравствует свободная и независимая Грузия! Слава героям, отдавшим жизни в неравной борьбе за свободу Грузии! Они не зря сложили головы в отличие от тех красноармейцев которые захватывали Грузию.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: Ленинскую премию в студию!
[info]putnik1@lj
2010-10-05 12:21 (ссылка)
Здравствуйте, Ираклий.
Начну с уже надоевшего вопроса: у Вас есть претензии по поводу цифр, фактов, трактовок? Я, как видите, учел все пожелания и даже ссылки в электоронном тексте даю.

Сталинской премии мне не надо. Пусть она остается при взявшем ее без всяких упрков совести Гамсахурдиа-дэда.

Какуца - действительно - вполне себе герой. Очень даже. Разве я спорю? И героям тоже, естественно, слава.

Вот только два вопроса.

Первый: где и в чем Вы видите пасквиль?
Второй: отдаете ли себе отчет в том, что занимаетесь (даже в этом постинге) глупой и трескучей, в стиле позднего "совка", пропагандой?

Заранее спасибо за ответ.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Ленинскую премию в студию!
[info]iraklyjip@lj
2010-10-05 12:42 (ссылка)
К цифрам придираться не буду, но вы пишете слишком уничижительно о тех кто воевал с большевиками как мог. Это была неравная борьба и они прекрасно понимали на что шли и зачем это делали.
Приведу примеры:
"Не запрещалось им ни плакать на кухнях, В итоге «объединенная народная армия» была растерта по зеленой траве, серьезный недостаток: два стратега не учли, что по ним тоже будут стрелять, разгромив вышедший на них отряд милиции (9 штыков), на плечах отступающих ворвались в городок Душет и опять-таки начали объявлять независимость, Разве что по ушам надавали, в том числе 17 князей и 18 боевиков Какуцы и т.д."

Значит плакались на кухнях, были на столько тупые, что не знали что по ним будут стрелять, в отдельном поселке одолели 9 ментов и стали обьявлять независимость, им надавали по ушам....
И в конце вы вообще называете борцов за независимость боевиками. Как будто красная армия была законной армией, а не оккупантами и боролась с какими то ворами и криминалами.
Вы знаете, мой дед воевал вместе с Какуцой, его брат был расстрелян в 1921 году. Я не буду называть фамилию, но это достаточно известный случай. То что вы пишете на мой взгляд пропитано ненавистью к независимости Грузии. Вроде бы все совпадает, вроде просто пересказываете события, но все это делаете намеренно унижая этих людей, прибавляя такие словечки, что у читателя складывается впечатление о том же партитеном комитете как о кучке трусливых идиотов не знающих ради чего они рисковали жизнью.
Может я и жестоко ошибаюсь, но из того что я читаю в вашем блоге, делаю вывод, что вы сторонник СССР и плачетесь по развалившемуся союзу. Люди с вашим мировоззрением ненавидят независимую Грузию, Украину, страны Балтии. Ну что ж. А я ненавижу вашу имперскую идеологию и буду всегда ее врагом. Спасибо что хоть даете мне возможность это высказать в вашем блоге. Нынче другие времена, а то бы наверняка такие как вы прочистили бы свои ружья благодаря таким как я.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Ленинскую премию в студию!
[info]putnik1@lj
2010-10-05 12:56 (ссылка)
Уважаемый Ираклий.
Я понял. Мы пришли к тому, о чем говорилось с самого начала: Вас огорчают и оскорбляют стиль и, возможно, интонация. Но я ничего не могу поделать с тем, что Лашкарашвили - действительно! - взял Душети, в нелегком бою одолев 9 милиционеров. И с тем, что Какуца, творивший чудеса на полях WWI и отлично проявившись себя в боях под Тбилиси, - действительно! - угробил день на штурм сельсовета в Приюте, положил 20 человек, ограбил цейхгауз и сбежал в Париж. И с остальным тоже ничего не могу поделать. Это всего лишь правда, каким языком ее ни излагай. А что до того, были ли "паритетчики" кучкой трусливых идиотов, так это читателю решать по показаниям г-на Бочоришвили, к которым я не добавил ни слова.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Ленинскую премию в студию!
[info]oksana107@lj
2010-11-11 09:41 (ссылка)
"Вас огорчают и оскорбляют стиль и, возможно, интонация. "

Лев, стиль у тебя такой, что создаёт иллюзию, будто пишет очевидец. Причем очевидец, находившийся в то время в Грузии в нескольких ипостасиях сразу - члена "кружка карачокели", сотрудника ЧК, хевсура и даже советника Чичерина...
От этого твоя статья воспринимается, как бесспорный факт.

Читаешь и интуитивно поддерживаешь Советскую Власть. Такое в учебники истории нельзя выкладывать.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Ленинскую премию в студию!
[info]putnik1@lj
2010-11-11 10:14 (ссылка)
=интуитивно=

Лучше не скажешь.

(Ответить) (Уровень выше)

Re: Ленинскую премию в студию!
[info]iraklyjip@lj
2010-10-05 12:53 (ссылка)
Еще раз хочу отметить, что дела за которое сражался Какуца все таки победило. Грузия независима и строит свое государство. А большевики, особенно грузинские, все эти пламенные и усатые предатели, прокляты грузнским народом и пошли на свалку истории. И это главное для меня. Можете это назвать пропагандой.

Вот еще ваши слова: "Процесс, насколько можно судить по его материалам, был открытым и честным, без всякой режиссуры. Всем обвиняемым дали возможность озвучить свою точку зрения. Вплоть до заявлений о «высокой моральной победе» (Андроникашвили) и ярких речей, обвиняющих большевиков в «оккупации Грузии»".

С ума можно сойти. Большевики провели честный процесс! И вы в это верите?
Всем дали высказаться? О да! Но только кто их услышал кроме послушных Кремлю судей и кучки чекистов зале? Может последнее слово Джавахишвили напечатали в газетах или может его изучали в советских учебниках истории?
Оккупацию Грузии вы поставили в кавычки, естественно. А что это было если не оккупация? Вот поэтому у меня и сложилось о вас и ваших текстах соответствующее впечатление.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Ленинскую премию в студию!
[info]putnik1@lj
2010-10-05 12:59 (ссылка)
В данном случае кавычки - потому что цитата из выступления Джавахишвили. Но вообще-то оккупации, действительно, не было. Агрессия была, однозначно. Интервенция была, безусловно. А вот оккупации не было. В заключительной главе будет показано, почему.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Ленинскую премию в студию!
[info]iraklyjip@lj
2010-10-05 13:04 (ссылка)
Ну что ж. Посмотрим как вы сможете в последней главе показать, что оккупации не было. Каким же словом назовете все это. Впрочем я догадываюсь.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Ленинскую премию в студию!
[info]cortas@lj
2010-10-07 14:37 (ссылка)
Как бы мне хотелось надеяться, что Грузия больше никогда не войдет в составе России!
А то я хорошо помню бесконечные приторные тосты моих соседей по общежитию (грузин) за вечную дружбу грузинского и русского народа. Каждый тост - минут на 10-15. Боюсь, пройдет время, и все это начнется снова.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Ленинскую премию в студию!
[info]iraklyjip@lj
2010-10-07 15:00 (ссылка)
О, да мы единомыленники! Я тоже не хочу Грузии в составе России. Но только вы так и не поняли наверное что такое дружба. Дружба между русскими и грузинами не означает, что Грузия должна быть в составе России. Дружба она как бы отдельно существует и может быть и между людьми, живущими в отдельных государствах. НАстоящая дружба всегда выше границ. Я не знаю что там за тосты толкали эти грузины, но тост за дружбу - это прекрасный тост. Дружба - это хорошо и про нее можно говорить не 10-15 минут, а гораздо больше. А еще лучше доказывать дружбу делами. Друг не влезет к тебе в дом и не станет наводить свои порядки. Друг никогда не прогонит тебя из твоего дома. Друг не нападет на твою страну, не будет бомбить твою землю, не будет убивать твоих родных. Друг не тот кто считает, что ты ему должен подчиняться потому что он сильнее.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Ленинскую премию в студию!
[info]cortas@lj
2010-10-07 15:27 (ссылка)
Дружбы на самом деле не было (за редкими исключениями). Я это понял уже давно по картинам Отара Иоселиани. Кстати, именно русские смотрели фильмы грузинских режиссеров. Сами грузины преимущественно смотрели американские фильмы.
В некоторых вопросах, мы действительно, единомышленники (мне бы очень хотелось, чтобы Ваши взгляды разделяли Ваши дети, внуки и правнуки). Мы, русские патриоты, очень благодарны политикам Грузии за то, что они препятствуют вступлению России в ВТО.
Мы бы также предпочли, чтобы вы без нас решили свои проблемы с осетинами, но для этого лучше не убивать миротворцев, находившихся на своем посту для защиты мирных жителей в соответствии с международными договоренностями.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Ленинскую премию в студию!
[info]iraklyjip@lj
2010-10-07 15:38 (ссылка)
Я думаю преимущественно американские фильмы смотрели и смотрят все народы мира, а не только грузины, ибо лучше Голливуда никто пока что фильмов не снимает.
На счет ВТО если русским патриотам нравится что грузины мешают России вступить в эту организацию, то представляю как вы ненавидите тех русских которые туда ее тянут. Путин и Медведев так ненавидимы русскими патриотами? Я только приветствую такой подход:)))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Ленинскую премию в студию!
[info]cortas@lj
2010-10-07 16:10 (ссылка)
Подавляющее большинство голливудских фильмов предназначены для непритязательных народных масс, а вот среди грузинских фильмов встречались произведения искусства.
По вопросу вступления России в ВТО нам, действительно, ближе позиция Саакашвили, чем позиция Медведева.

(Ответить) (Уровень выше)

Ненавидимы, но не за то, за что их
[info]farnabazsatrap@lj
2010-10-07 17:23 (ссылка)
ненавидите вы.

(Ответить) (Уровень выше)

Re: Ленинскую премию в студию!
[info]putnik1@lj
2010-10-07 18:49 (ссылка)
Согласен.

(Ответить) (Уровень выше)

К слову...
[info]putnik1@lj
2010-10-05 12:46 (ссылка)
Про реальные подвиги ротмистра Чолокаева и полковника Чолокашвили я в курсе. Но если можно, подскажите, в чем конкретно заключался героизм "Какуцы":
- в глупой атаке с 200 сотнями сабель на Тбилиси?
- в сожжении амбара в Дони?
- в экспроприации цейхгауза в Приюте?
- в героическом отступлении за кордон, когда еще ничего не кончилось?
- в красивой смерти с флагом в руках?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: К слову...
[info]iraklyjip@lj
2010-10-05 13:01 (ссылка)
Он защитил честь Грузии. Так же как те юнкера что погибли у Коджори в неравном бою с красной армией. И расстрелянный паритетный комитет и военный совет. Многие из них могли оставаться в Париже и жить там безбедно, но вернулись и погибли. Конечно они понимали что вряд ли победят. Но мы теперь можем говорить, что Грузия не сдалась покорно, а все таки сопротивлялась. Хоть как-то, хоть частично. Все таки это было военное вторжение и оккупация. Вот в этом смысл их борьбы. Это пример потомкам, что борьба за свободу всегда имеет смысл. В этом и героизм Какуцы. В то время как многие сидели дома он сражался как мог.
В этом кстати и героизм наших ребят погибших в Абхазии и в Цхинвали. Это залог того что мы вернем нашу землю. Вырвем у империи. Так же как победило дело Чолокашвили так же победит дело героев, погибших в Абхазии и в Цхинвали. Можете эти слова тоже считать пропагандой.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: К слову...
[info]putnik1@lj
2010-10-05 13:05 (ссылка)
Естественно, сопротивлялась. Но не Грузия. А партия меньшевиков со своими партийными отрядами + другие партийные активисты. Плюс лица, потерявшие свою землю, что естественно в каждой войне. А вот ГРУЗИЯ - не поддержала даже в 21-м. Хотя Жордания звал, Польша не повторилась. И уж вовсе не поддержала в 24-м.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: К слову...
[info]iraklyjip@lj
2010-10-05 16:12 (ссылка)
Вот не надо от имени Грузии делать заявления.А если даже и не поддержала, то как это отменяет оккупацию?
Да, не удалось организовать тогда народ, но ничего, наученные горьким опытом 70 лет оккупации грузины в 1989 году вышли на проспект Руставели и потребовали свободу. И тут вы уже никто не скажет что ГРУЗИЯ не поддержала идею независимости и борьбы за освобождение. Вот с тех пор и воюем. Если в 1924 не получилась Польша и Финляндия, то теперь получится Грузия. У нас свой путь и свои методы. Возможно в будущем эти методы используют и другие народы РФ для освобождения от империи.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: К слову...
[info]putnik1@lj
2010-10-05 16:21 (ссылка)
==грузины в 1989 году вышли на проспект Руставели==

А вот об этом, уважаемый Ираклий, я писать не буду ничего. Даже про 30-е годы, может быть, решусь. Но не про 1989. Потому что, если уж пишу, то пишу правду.

(Ответить) (Уровень выше)

Как мы, русские, хотим от вас всех освободиться !
[info]farnabazsatrap@lj
2010-10-06 18:54 (ссылка)
Вы даже не представляете ...
Этапировать вас из России, конфисковав собственность.
И пусть великие народы Азии снова набьют на вас колодки.

"в будущем эти методы используют и другие народы РФ для освобождения от империи"

Знаете, другие народы РФ, когда дело доходит до кавказцев, проявляют удивительную солидарность с русскими:)))
Но поговорим об осетинах и абхазцах.Как последовательный демократ, ВЫ, конечно, радуетесь их освобождению от грузинской империи ?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Как мы, русские, хотим от вас всех освободиться !
[info]iraklyjip@lj
2010-10-07 02:49 (ссылка)
Этапируйте кого хотите. Я лично живу в Грузии и мечтаю когда ваши оккупационные войска отсюда самоэтапируются. Когда последний российский оккупант покинет Грузию, тогда будете иметь право говорить о моральнмо праве грузин жить в России.
Какая еще соилдарность кавказцев? Чеченцы что ли с вами солидарны?:))
Хотите на счет абхазов и осетин поговорить? ОК.
Они имеют право на освобождение, но не за счет этночистки грузинского населения.
Осетины достойны независимости. У них есть историческая Родина - так называемая Северная Осетия. Вот в рамках нее они в перевую очередь и должны получить возможность самоопределиться. Так предоставьте им независимость! И абхазы имеют такое право. На мой взгляд им нужно предоставить независимость там где они составляют большинство - в рамках гудаутского района.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Ваше желание аннексировать Южную Осетию
[info]farnabazsatrap@lj
2010-10-07 04:19 (ссылка)
и бОльшую часть Абхазии возмутительно.К счастью, осетины и абхазы в самоотверженной борьбе с грузинскими оккупантами добились решительного успеха.

(Ответить) (Уровень выше)

Re: К слову...
[info]atarba@lj
2010-10-05 15:08 (ссылка)
Ждем таких как ты с распростертыми объятиями... то что наши отцы и старшие братья не навешали вам по ушам в 1992-93 гг. навешаем мы...
Абхазы все помнят и всегда ждут

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: К слову...
[info]iraklyjip@lj
2010-10-05 16:06 (ссылка)
Ждете?:)))) Вы никогда грузинам не могли навешать. Чужими руками только можете действовать и за чужой спиной прятаться.
Да знаем мы какие вы вояки. Даже сам ваш так называемый президентик когда очень нервничал говорил правду.
"Что же вы, неужели вы порода трусов? Все у вас есть. Все что вам необходимо было, вооружены до зубов.... Вы что думаете, очень большие успехи там? Ахалшени взяли. Кто взял Ахалшени? Артиллерия взяла, а не вы. Кто взял Шрому? Артиллерия взяла, еще раз говорю".
"За каждым из вас бегать, отлавливать надо... Ты пойми там, ужас, те командиры которые наблюдают, русские, говорят - что это такое, хоть один батальон дайте людей которые могут воевать".


(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: К слову...
[info]atarba@lj
2010-10-05 22:26 (ссылка)
этой записью ты меня решил удивить)))) это запись показывает какая личность руководила нами... после таких его нагоняев или выступлений обычно ваши уносили ноги))))

(Ответить) (Уровень выше)

Re: К слову...
[info]massaraksh7@lj
2010-10-05 21:27 (ссылка)
Image

(Ответить) (Уровень выше)


[info]yadocent@lj
2010-10-07 14:00 (ссылка)
Да-а, любите вы грузин. Историю Украины (ака Гопакиада) всего на 78 стр написали, а историю Грузии - уже 115 и текст еще не окончен.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]putnik1@lj
2010-10-07 14:49 (ссылка)
Не критерий. История Украины все же начата с 15 века, а история Грузии с 10 до н.э.

(Ответить) (Уровень выше)