Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет putnik1 ([info]putnik1)
@ 2011-02-11 12:12:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
In memoriam. АЛЕКСАНДР И АЛЕКСАНДР

  

История разгрома русской миссии в Тегеране, случившегося 182 года назад, 11 февраля 1829 года и обогатившего Алмазный фонд России прославленным «Шахом», привлекала внимание многих, - как исследователей, так и беллетристов, - и разобрана, что называется, по косточкам. Мнения разные. Кто-то полагает инцидент демаршем шахского двора, намекавшего победителям, что надо бы быть с побежденными гуманнее. Кто-то склонен утверждать, что все случилось стихийно, типа, Вазир-Мухтар, позволяя себе излишнюю резкость, сам нарвался. Кто-то вообще сводит сюжет к бытовухе, приправленной пикантными нюансами в стиле тысячи и одной ночи. Правы, видимо, все, но сказано не всё…
 
Действительно, Александр Грибоедов, выполняя свой долг, вел себя жестко, на грани фола, а порой и за гранью, как сам писал, «пребывая в полной уверенности, что надлежит следовать примеру англичан в их Индиях... На словах и в переписке не сохранять тона умеренности - персияне его причтут к бессилию. Угрожать, что возьмём все их провинции в Южном Азербайджане». Добивался максимума, не идя на компромиссы («И главное: условия предварительных соглашений - уплата немедленно наличной суммы, возвращение всех наших пленных и тех, кто согласен принять российское подданство»). Это, несомненно, бесило иранскую элиту, как столичную, так и провинциальную. Что и понятно. Определенная Грибоедовым минимальная сумму контрибуции, - 20 миллионов туманов, - была для Ирана запредельной, а хоть как-то пойти навстречу (притом, что откаты предлагались сказочные) Александр Сергеевич отказывался наотрез. Да и программа переселения в Россию армян, любимое детище Вазир-Мухтара , чего, кстати, по сей день не могут простить ему особо сознательные патриоты Грузии, по мнению всех исследователей грозила сократить налоговые поступления в бюджет едва ли не на 10%, а то и более. К тому же, подкреплял смысл формой, российский посол подчеркнуто нарушал каноны этикета, на первый взгляд, мелкие, но для Востока очень важные, вроде показательных прогулок по мечетям и шахскому двору в галошах и предоставления убежища беглым рабам и наложницам шаха, что было уже прямым уголовным преступлением. Да и сотрудники миссии, с полного одобрения посла, полагавшего это дополнительным средством давления, вели себя соответственно, что, в свою очередь, заводило и «базар». Учитывая правила тогдашней дипломатии, устранение министра-резидента, имевшего «абсолютные полномочия», давало иранцам надежду на возможность приезда более уступчивого переговорщика, а кроме того, не мог не сыграть роль и «фактор Мирзы-Якуба» - позволить вывезти в Россию завербованного министра финансов и главного евнуха гарема, действительно, означало сдать врагу все тайны Ирана, чего никакой мухабарат не позволит. В общем, уверенно о «стихийности» нападения на посольство говорить, а тем паче, как стараются доказывать иранские историки типа Парвиза Хусейни-Барари, сводить все к «ищите женщину», едва ли возможно.

Единственный вопрос, не проясненный пока еще до конца, лишь в том, насколько «местной» была инициатива. Никаких точных данных на эту тему нет, разве что смутные, ничем не подтвержденные догадки об интригах британского посла, да еще загадочная, полтора века не дававшая покоя исследователям фраза из письма Яна Виткевича графу Перовскому: «Он хитер, да и я непрост, и шах авганский не шах персиянский, воин, а не сластолюбец… что однажды получилось, второй раз ему не пройдет». Кто этот таинственный «он», сказать наверняка невозможно, имя в докладе не помянуто, но, по всем раскладкам, Иван Викентьевич не мог подразумевать никого, кроме Александра Бернса, вчистую переигранного им в ходе «кабульской дуэли». Мешает лишь, что «Бёрнс Бухарский», знаменитейший на тот момент, как официально это называлось, «путешественник и любитель Востока», оспаривавший в этом смысле пальму первенства у самого Артура Конноли, вроде бы никогда не бывал в Тегеране и, соответственно, с Грибоедовым никак не пересекался. Больше того, в 1829-м вообще не «странствовал из любопытства», то есть, не занимался прямыми обязанностями, а пребывал на государственной службе, занимая пост заместителя политического агента в Каче, о чем, правда, ни в одной из его многочисленных биографий не сообщаются никакие подробности. Просто, дескать, с 1826 по 1829 годы, «исполнял обязанности», - и все тут. Цепляют взгляд разве что мелкие оговорки. «Вернувшись в Кач из долгой частной поездки в марте 1829 года, - пишет Томас Донован, - сэр Александр удивил всех своим персидским языком, ставшим в его устах совершенным». «В апреле 1829 года, - указывает Томас Ллойд Стивенс, - Бёрнс пишет очередное письмо в Калькутту, указывая, что теперь, после столь ослепительного успеха, вправе вновь просить о разрешении ему экспедиции к верховьям Инда». «Тело резидента, - сообщает Морис Стронгбоу, - было растерзано толпой до неузнаваемости, так что Шарп и Эндрюс смогли опознать его лишь по алмазному браслету, который он когда-то привез из Персии и с которым никогда не расставался». Но ведь это, согласитесь, сущие, ни о чем не говорящие мелочи…


(Добавить комментарий)


[info]gur64@lj
2011-02-11 08:39 (ссылка)
А что это за иранские инсинуации насчет Грибоедова?
Вообще, подозрения насчет этого дела традиционно на Раулинсона падали. Кстати, с Виткевичем они встречались.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]putnik1@lj
2011-02-11 08:52 (ссылка)
http://www.newsru.com/russia/10feb2006/gribok.html

Книга уже вышла.
Про Раулинсона знаю. Но хвост Бёрнса аж до кабульской резни торчит на Востоке отовсюду, кроме Кавказа, который курировал не он.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]gur64@lj
2011-02-11 09:53 (ссылка)
Ооо, шарман, шарман.
Хорошо еще, не мальчики:)
Можно книгу писать - А.С. спасается при резне, и, в угрызениях совести от измены Нине, отправляется странствовать по Востоку. Под именем Ф.И. Сухова. В свою очередь Алекс Бернс тоже выживает в Кабуле, отпускает бороду, и, под именем Абдуллы, уходит в туркменские пески..

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]alex_kraine@lj
2011-02-11 11:32 (ссылка)
Да, сильно повзрослела и подурнела прекнасная Нино Чавчавадзе, к которой по имени почему-то Варвара Матвевна обращается в своих мысленных письмах тов. Сухов. :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]gur64@lj
2011-02-11 12:19 (ссылка)
ну так сколько времени прошло.. А то что Катерина Матвеевна - так спутались в памяти Катя Семенова и Нина Чавчавадзе. Зато в аналогичном случае первым делом Льюисом озаботился, учитывая тегеранский опыт:)
Но хорошая идея - вечный странник песков.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]unbelievableme@lj
2011-02-11 10:13 (ссылка)
О "вибрирующей бедрами тоненькой наложнице" доставило!
Парвиз, очевидно, свечку держал.
Этому бы Парвизу эротические романы для домохозяек писать. Уж если Барбара Картленд стала дамой Ордена Британской империи, кто знает, возможно и он себе на что-нить заработает.
Сплошной афедрон...

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

В этом жанре всё достаточно традиционно
[info]farnabazsatrap@lj
2011-02-11 20:17 (ссылка)
Если сам факт "угощения" посла достоверен, то к вибрирующим бёдрам я б не придирался-так даже рисуют.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: В этом жанре всё достаточно традиционно
[info]putnik1@lj
2011-02-11 20:57 (ссылка)
Угощение рабынями - вполне в стиле. Женами и наложницами, уже побывавшими в алькове шаха, - ни в коем случае.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

А точно известно, что уже побывала ?
[info]farnabazsatrap@lj
2011-02-12 07:11 (ссылка)
Да и мало ли...
Европеизация нередко начинается с таких вот дел.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]alonna_bud@lj
2011-02-14 14:37 (ссылка)
Простите, где вы у Картленд видели эротические сцены?! Не более легких намеков, тем она от большинства авторов любовных романов и отличается.

А насчет всего остального - что ж, у Лоуренса были хорошие учителя... А хорошего писателя жалко, тем более у него были большие творческие планы...

(Ответить) (Уровень выше)


[info]mmshotin@lj
2011-02-11 12:09 (ссылка)
А вот Потто пишет, что "Шах" никакого отношения к Грибоедову не имеет, а на убийство посла спустили тормозах из-за начавшейся войны с турками.
Но про "англичанка гадит" он столь же определенно высказывался.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]gur64@lj
2011-02-11 12:20 (ссылка)
Зато "англичанка" при каждом удобном случае подчеркивает, что она тут ну совершенно не при чем:)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]putnik1@lj
2011-02-11 12:26 (ссылка)
Посла убили, когда война с Турцией шла к завершению. :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mmshotin@lj
2011-02-11 18:00 (ссылка)
Вот Потто пишет про Грибоедова
"...Никаких серьезных оснований даже к последним заключениям, однако, не оказалось, и до войны, которая была бы в противном случае неизбежна, дело не дошло. Все ограничилось приездом принца Хозров-Мирзы в Петербург, где он от лица шаха просил императора предать вечному забвению роковые события 30 января (по старому стилю).
Известие о смерти Грибоедова пришло в Петербург 4 марта, то есть, по странному стечению обстоятельств, в тот самый день, когда, за год перед тем, он прибыл в Петербург с известием о Туркменчайском мире..."

"...Подходил конец апреля. Вскоре в Тифлисе должно было появиться торжественное персидское посольство, сопровождавшее принца Хосров-Мирзу. Но только тогда, когда это посольство, проехав Тифлис, находилось бы уже на пути к Петербургу, можно было сказать, что острый персидский вопрос, принесший с собою столько тревог и обещаний, чрезвычайно усложнив дела закавказского края, приходит к благополучному исходу. Только тогда и Паскевич мог обратить все свое внимание и все русские силы Закавказья на турок...."

А вот из вики про начало кампании 1829 года:
"На азиатском театре войны кампания 1829 года открылась при тяжёлой обстановке: жители занятых областей были ежеминутно готовы к мятежу; уже в конце февраля сильный турецкий корпус обложил Ахалцих, а трапезунтский паша с восьмитысячным отрядом двинулся в Гурию для содействия вспыхнувшему там восстанию. Высланные Паскевичем отряды успели, однако, прогнать турок от Ахалциха и из Гурии.
Но в середине мая неприятель предпринял наступательные действия в более обширных размерах: эрзерумский сераскир Гаджи-Салех, собрав до 70 тыс., решил идти на Карс; трапезунтский паша с 30 тыс. должен был снова вторгнуться в Гурию, а ванский паша — взять Баязет."

Сложно в этих условиях было ожидать свершившегося летнего успеха, война с Персами грозила катастрофой.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]mmshotin@lj
2011-02-11 18:08 (ссылка)
А про алмаз у Потто такая история
"Полковник Лазарев принадлежал к той, давно поселившейся в России армянской фамилии, которая известна основанием института восточных языков, построением армянских церквей в столицах и, вообще, широкой помощью своим соотечественникам. История обогащения этой фамилии, как говорят, тесно связана и с историей одного из драгоценнейших камней, составляющих принадлежность императорской русской короны. Бриллиант, принадлежавший Надир-шаху, добыт именно одним из Лазаревых. Когда шах был убит, драгоценный камень этот, переходя из рук в руки, дошел до армянина Шафраса, жившего тогда в Петербурге. Лазарев взял на себя посредничество к приобретению его для графа Григория Орлова, и бриллиант был куплен за четыреста тысяч рублей. Орлов поднес его императрице Екатерине в первый день Пасхи, в футляре, сделанном в виде красного яйца. По чрезмерной величине своей, по отличной игре, огранке и воде камень этот составляет такую редкость, что знатоки оценивали его в несколько миллионов рублей. Екатерина приказала вделать его в императорский скипетр."

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mmshotin@lj
2011-02-11 18:10 (ссылка)
Хотя это скорее всего про алмаз "Орлов" история

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]putnik1@lj
2011-02-11 18:52 (ссылка)
Даже и не скорее всего, а наверняка. :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mmshotin@lj
2011-02-12 07:06 (ссылка)
Да, тут я ошибся 8(

(Ответить) (Уровень выше)


[info]cvetocek@lj
2011-02-12 04:16 (ссылка)
Последним-последним отголоском русского присутствия в Иране(XVIII-нач.XX включая годы после Революции - 20-40-е, некоторые историки пишут, что с XVII(Сефевиды "грамоты" на экспорт шелка, парчи, ковров выдавали в т.ч и русским купцам, не только португальским, голландским, османским) был иранский генерал от авиации Надер Джаханбани(много сделал для шахской авиации и в подготовке пилотов) и директор всех спортивных организаций Ирана при шахе, http://en.wikipedia.org/wiki/Nader_Jahanbani
Непонятно только за что его хомейнисты в первые же дни 79-го расстреляли в тюрьме Каср среди прочих. Судя по биографии к службам, САВАК - близкого отношения не имел. Наверное за близкие отношения с Пехлеви.
Недавно в интернете наткнулся.

(Ответить)