ГАДАНИЕ ПО КНИГЕ
"И волчица будет выть на Капитолии..."
Книга Сивиллы
Прочитав материал уважаемого
vadimb@lj, не знаю, что сказать. Он, в общем, сам за себя говорит, а что недосказано, с лихвой звучит в достаточно длинном и обстоятельном (под сотню комментов, не шутка) обсуждении. А мне почему-то хочется перечитать Мориса Симашко и Феликса Кривина. Они давным-давно уже все поняли и все объяснили. Больше того, дали все необходимые советы тем, кто умеет не только листать. , но и понимать. Настоятельно рекомендую вчитаться, уважаемый российские френды и не френды. Вреда точно не будет, а польза не исключена. Даже если кого-то, - чем черт не шутит, - смутит тот факт, что оба автора - Давидовичи...
***
Нет, не для Зенона-исаврийца или его предшественника -- императора Льва вот уже двадцать пять лет ездит сенатор по миру. Где не побывал он за это время: в обезлюдевшем Карфагене склонял приплывших из Европы рыжих вандалов к Новому Риму, уговаривал и ссорил друг с другом на Дунае туполобых готских конунгов, вел посольские диспуты с персами по всей восточной границе -- в Нисибине, Эдессе, Армении, Лазике; трижды был у гуннов...
В старом Риме здоровый белобрысый германец снял штаны и испражнялся прямо посреди форума, валялись на улицах расшибленные статуи без рук и голов, одичавшие собаки разгребали мраморную крошку и пожирали трупы. Поразила его вода в Тибре: из желтой она стала черной и пахла волчьим пометом.
И до конца дней своих не забыть ему Иллирии. На горном перевале варвар припряг в повозку к быкам двух матрон -- мать и дочь, которых угонял в свои леса на Север. "Если ты римлянин -- убей меня!" -- быстро проговорила молодая женщина. Сквозь изодранную тунику светилось благородное тело, и злобный, отроду не мывшийся скот хлестал ее бичом именно по обнаженным
местам. Сенатор отвернулся к видневшемуся в стороне морю. Он знал их -- патрицианок из самых родовитых семейств побережья. Но чем он мог помочь, если сам накануне убеждал конунга Теодориха повернуть свои орды от Константинополя на Запад империи, к старому Риму.
Вечный Рим!.. Им и пришлось сейчас расплатиться за спокойствие Нового Рима - Константинополя. Где будет третий Рим?..
1970
***
Все началось при Ромуле и кончилось при Ромуле, будто и не было этих двенадцати веков триумфов и побед, будто не было величия Римской республики и могущества Римской империи, и славы, славы, немеркнущей славы ее полководцев, консулов, императоров и рабов.
Последний Ромул - Ромул Августул Момилл (что отличает его от первого просто Ромула) - живет на вилле, построенной еще знаменитым Лукуллом, которого, возможно, тоже не было... А было - что?
Сначала семь холмов и посреди них - волчица, кормящая мать, воспитавшая основателя вечного города (ничего нет вечного на земле - поздняя мудрость, неизвестная основателям). Первый Ромул построил город, и с этого, собственно, все началось... а может, и не с этого, потому что тот Ромул давно уже стал легендой.
Выкормыш волчицы. Смешно сказать! И придумают же такое!
Последний Ромул смеется. Он представляет, как тот, первый, строил город без лопаты и топора, без всякого нужного инструмента. С одной волчицей, смеется последний Ромул.
Без инструмента, смеется он, даже эту виллу не построишь. Правда, вилла построена хорошо, этот Лукулл, был он там или не был, видно, любил пожить. А кто не любит? Да, вилла неплохо построена. Сам Одоакр, король, останавливается здесь во время охоты.
Король Одоакр останавливается здесь, и Августул Момилл принимает его, как настоящий хозяин, и даже сидит с ним за одним столом. И тогда Одоакр называет его императором - в шутку, конечно, но не без основания, потому что Ромул ведь и вправду был императором... Был или не был? Кажется, все-таки был.
Тарквиний Гордый, Помпеи Великий, Антонин Благочестивый... Доблестный Марий, потерпев поражение, сказал знаменитую фразу: "Возвести своему господину, что ты видел Мария сидящим на развалинах Карфагена". Непокорный Катилина, потерпев поражение, сказал знаменитую фразу: "Я затушу развалинами пожар, который хочет уничтожить меня". Последний Ромул смеется: от всей истории остались одни знаменитые фразы. А может быть, и их тоже не было?
Трубят рога. Входит варвар Одоакр. Король Одоакр. Он хлопает Ромула по плечу, опирается на его плечо и так проходит к столу, где для него уже все приготовлено. Он садится, он пьет ("Твое здоровье, Ромул!"). Он рассказывает что-то смешное - и сам смеется, и Ромул смеется. Он разрывает мясо руками и глотает его, и заливает вином...
- Погляди, - говорит Одоакр, - какую я приволок волчицу.
Удачная охота. Сегодня хороший день. И вечер будет хороший.
Сколько лет Рим воевал с варварами, а все таи просто - посадить варвара на престол.
Последний Ромул стоит над телом мертвой волчицы.
1970