Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет r_l ([info]r_l)
@ 2002-05-23 23:05:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Последняя лекция семестра
Риторика Ленина.
Старинная статья Казанского содержит много замечательных примеров ленинского стиля:
"лучший авангард революции", "увертываться от уроков и уроков революции"... "увертываться от своей ответственности... увертываться от фактов", "болезнь революционной фразы", "детская болезнь новизны", "сеянье иллюзий", "спрятать главный пункт разногласий", "прятаться за гордыми фразами", "протащить под словечком "комбинированный тип" отказ от передачи власти Советам", "прессу, которая в ста миллионах экземпляров кричит об этом", "поженить систему Советов с учредилкой", "выхолащивать содержание революционного учения, притупляя его революционное острие", "скрываться под тень декламаций", "опьянять себя звуками слов", "зайти в дебри сугубой путаницы", "изобрести пугало", "сочинить врага", "корыстно-классовые крики", "лжи, которая заливает, перекрикивает самые несомненные и осязательные уроки революции", "над солдатами уже нет палки, ее сверг февраль", "пугало царистской контр-революции нарочно выдвигают и раздувают шарлатаны", "своеобразное сплетение наших государственных мер и нашего соглашения", "сращивания" с нашими профсоюзами", "игра зашла в такой тупик, что крах революции неизбежен, если занимать позицию среднюю", "нельзя осуществить диктатуры без нескольких приводов от авангарда к массе".

Чистый Лермонтов. Печальной молнии змея.

Еще Казанский приводит примеры безграмотных ленинских аллюзий:
Кстати, нельзя не отметить, что иногда подобное употребление цитат у Ленина применяется неверно, т. к. основано на забвении оригинального смысла. Так, "отмерить, точно аршином" "по Иловайскому" (тактика большевизма, стр. 22) неясно потому, что в этой связи "Иловайский представляется учебником арифметики, тогда как это известный своей рутиной учебник истории". Или "они апеллируют к чувству, забывая, что у людей сжимались руки в кулаки и кровавые мальчики были перед глазами". (Речь 7/3-18 г. на съезде Р.К.П.) Употребление этой цитаты делает картину неясной, так как у Пушкина эти слова описывают угрызение совести Годунова-убийцы.
И еще: "Мы заключили Тильзитский мир. Новый Тильзитский мир... Мы придем и к нашей победе, к нашему освобождению, как немцы после Тильзитского мира" (по поводу Брестского мира - почему-то Казанским не отмечено).
Какие на фиг немцы??? Пруссия что ли? Так бы и говорил, а то "немцы"...


(Добавить комментарий)


[info]nektotigra@lj
2002-05-23 10:51 (ссылка)
По-моему, Тильзитский мир заключался между Россией и Францией в 1807 году... Или я торможу?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]r_l@lj
2002-05-23 10:59 (ссылка)
Да, но война шла за освобождение Пруссии. И именно в Тильзите были выработаны условия (отторжение от Пруссии полабских и польских земель, контрибуции, сокращение прусской армии до 40 000 чел.).
То ли Ильич что-то про это помнил смутно, то ли просто свистел, как Троцкий. Уже и не поймешь.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]nektotigra@lj
2002-05-23 11:07 (ссылка)
Ну, тогда да. Тогда стормозил, признаю :)
А Ильич, скорее всего, именно свистел. В полемическом задоре, так сказать...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

задор
[info]antanian@lj
2002-05-23 12:14 (ссылка)
Дык эта... В задоре не только Лукич становился Троцким. Во тут напр. http://www.livejournal.com/talkread.bml?journal=guralyuk&itemid=13603&thread=81187#t81187 тов. спокойно может написать в 1915 году - 96% помещичьей земли на территории современной Беларуси принадлежало именно католической шляхте-"полякам"

и ничего. Чытаем.;)

(Ответить) (Уровень выше)

Вот и ссылочка нашлась
[info]nektotigra@lj
2002-05-23 10:57 (ссылка)
25 июня 1807 г. Россия заключила с Францией Тильзитский мир, по которому признала завоевания Наполеона, оставила Ионические острова и присоединилась к континентальной блокаде Англии.
http://www.moscow-crimea.ru/history/18_19vv/bsfxix3.html

(Ответить)


[info]ipain@lj
2002-05-23 10:58 (ссылка)
казанский пишет: "увертываться от урокA и уроков революции". ваша опечатка риторична.
да и вся замeтка тендециозна. например кто после вашей подборки примеров из статьи поверит в ee вывод: Ленин ищет слов, которые ясно и определенно передавали бы реальное соотношение вещей, честно и прямо, не затушевывая, не "укрывая" и не сглаживая ничего, слов, обращенных непосредственно к взвешивающему решению воли и только к нему, без апелляции к воображению или к чувству, которое способно только затуманить, взволновать и, следовательно, развлечь и ослабить внимание, рассеять волевое напряжение, притупить остроту решимости, уводя от факта, постановку которого должно вынуждать к решению, как пистолет, наведенный в упор.?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]r_l@lj
2002-05-23 11:01 (ссылка)
Я скопировал с сайта (там не очень вычитанный текст).
А что тенденциозна, так ведь в "Новом ЛЕФе" напечатана.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ipain@lj
2002-05-23 11:13 (ссылка)
тадалана, базара нет.
вообще, вырывание из контекста, самый наиважнейший риторический прием. я понимаю что в записи дневника, точка зрения автора статьи может выпасть для краткости, а вот в лекции вы как это рассказываете? статья вроде делает основной упор на прагматику речи ленина (вы кстати стенограммы тинэйджеровских сьездов партии рассказываете? по моему уникальный материал по риторике символическеского действия). ваши же примеры - на болтливую необразованность.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]r_l@lj
2002-05-23 11:23 (ссылка)
См. далее (в дневнике).
Я, натурально, не излагаю содержания лекции, просто заметки на память и полезные ссылки для людей.
О прагматике в основном и шла речь.
Плюс реферат по статье Ямпольского из НЛО ("Ленин провозглашает Советскую власть").

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ipain@lj
2002-05-23 11:31 (ссылка)
да, вижу поспешил. про статуорный жест хорошо (хотя кашпировского вы похоже не видели:).
у меня был знакомый, который написал работу об аплодисментах на сьездах партии - как менялись лозунги, вызывающие подьем масс ("зал встает"). забавно. помню вытеснение международных призывов с приходом сталина.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]r_l@lj
2002-05-23 11:42 (ссылка)
Кашпировского я видел, он так не делает, но типологически то же.
Кто-то из магов махался руками, но я уж не помню, кто.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Камуч?
[info]graf_g@lj
2002-05-24 02:02 (ссылка)
Чумак?

(Ответить) (Уровень выше)


[info]nickotin@lj
2002-05-23 11:04 (ссылка)
Это кухарка должна подбирать слова.. Вождю необязательно...
Впрочем..Сколько там полновесных томов? За 50?
Долго перерабатывать еще ленинское наследие...
И люди при деле, и никакой контрреволюции..

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

У защиту Ильича
[info]antanian@lj
2002-05-23 11:38 (ссылка)
Это кухарка должна подбирать слова.. Вождю необязательно...

Да вроде как и не могу вспомнить чтобы ВИЛ где-либо представлялся как вождь чего-там. Обычно говорил, что он журналист. Ну а журналистые, как известно, куда менее переборчивы. По сравнению с кухарками, натурлихь:)

(Ответить) (Уровень выше)