Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет r_l ([info]r_l)
@ 2005-10-24 23:53:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Вопросы к морю
[info]alik_manov@lj пишет:
В Феодосии братья Мандельштамы оказались после того, как в конце августа - начале сентября <1919> в одном вагоне с актерами они переехали из Киева в Харьков, а затем, в середине сентября - из Харькова в переполненный <добровольческими> войсками Крым.
(Мандельштам, ЖЗЛ, 79-80).
М.О. Чудакова сообщает:
Вместе с Красной армией город покидал Мандельштам <...> Утром 31-го <августа 1919> в город вступили галицийские части Петлюры и добровольцы, уже к вечеру Петлюра покинул город.
(Жизнеописание..., Изд. 2, 111).
Спрашивается: как все же Мандельштам оказался на Юге, если красные отступали на Север? Покидал ли он город действительно вместе с Красной армией или все же наоборот, дождавшись прихода добровольцев и помахав рукой последнему трамваю, быро-быро двинул подальше от Красной армии на юг в деникинские тылы (Харьков был занят Деникиным летом) со своей советской ксивой?
Или ему надо было пересекать линию фронта (Северо-Восток - Юго-Запад), чтобы добраться до Харькова и Крыма?
Так или иначе - как он с советской ксивой жил в Крыму? Или ему другую выдали там в контрразведке? И какой такой визы хотели от него в Батуме меньшевистские пограничники Саакашавили? Что он им такое показал, в чем не было визы?
И как он потом (с какой ксивой, опять же) вернулся в Россию из Грузии в качестве дипкурьера (и чего)?
Все дико перепуталось, и некому сказать...
Ау. Мисюсь, я Беркут.
А веселое время было.


(Добавить комментарий)


[info]alya@lj
2005-10-24 18:07 (ссылка)
а у меня тут воспоминания Чуковского-младшего на столе валяются, где написано: "В 1918 году он уехал из Петрограда в Крым. (...) Впервые я увидел его в конце 1920 года, когда он вернулся в Петроград из Крыма, только что освобожденного от Врангеля. Он имел возможность сбежать с белыми в Турцию, но, подобно Волошину, предпочел остаться в Советской России. Перед приходом в Крым красных он жил в Феодосии (...)"

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]r_l@lj
2005-10-24 18:10 (ссылка)
Ну, это ерунда, спрямление. Н. Чуковский просто не знал деталей.
Мандельштам уехал в советский Харьков с советскими же бумагами, оттуда - в занятый красными Киев, куда переместилась столица. А вот дальше начинается интересное.
После занятия Киева добровольцами Мандельштам оказывается в Крыму, бежит нелегально оттуда в независимую Грузию, из которой уже возвращается опять честным человеком вместе с Эренбургом.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]albu@lj
2005-10-24 19:50 (ссылка)
Так вот что имел в виду Горький, когда отказал Мандельшаму в выдаче штанов! А говорят - свидетельство "о враждебности Горького к чуждому для него течению в литературе".

(Ответить) (Уровень выше)


[info]vinopivets@lj
2005-10-24 18:23 (ссылка)
В 19-м в Батуме ангилчане были.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]r_l@lj
2005-10-24 18:26 (ссылка)
Нет.
Грузины.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]vinopivets@lj
2005-10-24 18:56 (ссылка)
Позвольте, оккупация Батума отменена разве?

(Ответить) (Уровень выше)


[info]vinopivets@lj
2005-10-24 18:57 (ссылка)
Ага, увидел уже.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]r_l@lj
2005-10-24 18:27 (ссылка)
Точнее сказать - и в Крыму были войска Согласия тоже.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]annyway@lj
2005-10-24 19:34 (ссылка)
А веселое время было.
Дык и сечас негрустное. Местами даже очень.

(Ответить)


[info]spinky@lj
2005-10-25 01:09 (ссылка)
Феодосия... лето... море...

Воспоминания... Ах да, самое приятное событие дня - это Ваша инфа, я тоже лицей "Подол" 100й в Киеве закончила. Хотя даже еще когда я там начинала учится он лицеем еще не был.

Anyway, очень рада знакомству!!!

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]r_l@lj
2005-10-25 05:38 (ссылка)
А в каком здании был?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]spinky@lj
2005-10-26 00:14 (ссылка)
да он всегда в одном и том же здании был на Подоле, там где ранше прелестных девушек учили, потом две школы были, а потом 100 школа стала, а потом лицей стал!

(Ответить) (Уровень выше)

Ксива
[info]_niece@lj
2005-10-25 04:03 (ссылка)
В мемуарах Ирины Одоевцевой На берегах Невы говорится, что Мандельштам приехал в Петербург из Крыма поздней осенью 1920 года с удостоверением личности, «выданном Феодосийским полицейским управлением при Врангеле на имя сына петроградского фабриканта Осипа Мандельштама, освобожденного по состоянию здоровья от призыва в белую армию».

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: Ксива
[info]r_l@lj
2005-10-25 05:31 (ссылка)
Ну, это все фантастика петербургская, понятное дело. Не из Крыма он ехал.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Ксива
[info]_niece@lj
2005-10-25 05:40 (ссылка)
Крым, Феодосия - на северный взгляд все едино.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Ксива
[info]r_l@lj
2005-10-25 05:44 (ссылка)
Из Грузии ехал же!

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Ксива
[info]_niece@lj
2005-10-25 05:54 (ссылка)
Из Грузии? Эдакие слова! Как же Грузия, если только что Феодосия была, а там и Харьков недалеко? Нет, плохо, плохо я знаю русскую географию. Совсем запутали.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Ксива
[info]r_l@lj
2005-10-25 05:56 (ссылка)
Дык я косвенно описал это в записи.
Он нелегально переправился в Батум по морю.
А вообще - очень рекомендую книгу О. Лекманова, которую цитирую ;)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Ксива
[info]_niece@lj
2005-10-25 05:59 (ссылка)
Спасибо, непременно. Приятно как, кругом все свои люди. Юзер к юзеру летит, юзер юзеру кричит. Только Осипа Эмильевича не хватает - но он там, на полях летейских, тоже юзер.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]slonopas@lj
2005-10-25 08:25 (ссылка)
Да, время было веселое. Мой дед как раз в это время ехал через Грузию в город Бакы и должен был доказать пограничникам что он не армянин (как раз шла начилась война грузинских меньшивиков с Арменией)

(Ответить)


[info]alik_manov@lj
2005-10-25 09:24 (ссылка)
Думаю, что мой вариант в данном случае правильный. Для Мандельштама: он в это время не может решиться на выбор, собственно, более важный, чем белые/красные, хотя и с ним связанный - эмигрировать или нет? Посмотри в связи с этим полемику мандельштамоведов вокруг ст-ния про опавшие листы.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]r_l@lj
2005-10-25 09:31 (ссылка)
Ну да, и понимает, что уход с красными отрубает, может быть, саму возможность выбора? Хотя, вроде, это было не так?
Интересно, что М.О. этот сюжет спрямила, заставив Мандельштама двинуться на Север (хотя там, конечно, выражение "вместе с Красной армией" можно истолковать и как "одновременно", но ушел Мандельштам на юг все-таки после прихода белых, как я понял, причем, видимо, очень быстро).
Спасибо. А насчет ксив?

(Ответить) (Уровень выше)


[info]r_l@lj
2005-10-25 09:32 (ссылка)
Да, и интересно, что эпизод встречи Булгакова и Мандельштама в Батуме есть в "Жизнеописании...", конечно.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]_niece@lj
2005-10-26 05:46 (ссылка)
Что? Булгакова и Мандельштама? Ничего себе - все волоски на душе становятся дыбом! "А историк сухо скажет ему, что мы никогда вместе не гуляли, едва были знакомы, а если и встречались, то говорили о злободневных пустяках".


(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]r_l@lj
2005-10-26 06:12 (ссылка)
Ну, потом в Москве они всяко закономерно пересекались еще.
А вот в Батуме пересеклись случайно.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]_niece@lj
2005-10-26 06:46 (ссылка)
И Михаил Афанасьевич, небось, посмотрел недоброжелательно - разъездились, мол всякие евреи, людям сесть некуды, а они собачищу везут! (TM Надежда Александровна Тэффи)


(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]r_l@lj
2005-10-26 06:49 (ссылка)
Нет, по словам Н.Я., Булгаков подходил на улице к ним несколько раз, советовался, стоит ли писать роман, чтобы послать его на конкурс в Москву. О.М. отвечал, что на конкурс ничего писать не надо, а надо ехать в Москву.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]_niece@lj
2005-10-26 06:55 (ссылка)
Смотри-ка, подходил-советовался. У меня по Театральному роману и отзывам современников (Алмазный венец, в частности) сложилось впечатление, что Михаил Афанасьевич был в личном общении человек исключительно непритяный. Возможно, предубеждение.

(Ответить) (Уровень выше)

(Комментарий удалён)

[info]alik_manov@lj
2005-10-26 07:18 (ссылка)
Булгаков свою встречу с О. М. описывает в "Записках на манжетах". А человек он - судя и по "АМВ" тоже был разный, "полосатый".

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]_niece@lj
2005-10-26 07:59 (ссылка)
Конечно, как это я могла забыть! Вошел в пасмурный день и голову держал высоко, как принц. Нет, снимаю с Михаила Афанасьевича все обвинения. Хороший человек он был, хоть и несколько трусоват. Впрочем, авторы такие и должны быть - как беременные женщины, ибо несут в себе то, что ценнее и чести, и совести, и гражданской позиции, и любого конкретно-исторического представления о хорошем и дурном. Фишка тут только в том, что от многократного пренебрежения конкретно-историческим качество плода таинственным образом портится. Дилемма.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]alik_manov@lj
2005-10-26 07:23 (ссылка)
Ром, я посмотрел дома всё, что мог поэтой теме. 1. С "красной армией" он город не покидал точно и этого нет ни в одних воспоминаниях (как нет, кстати, и в "Киеве-Вые"). Уехал в Харьков (советский) с актерами из-под белых (см. "Вторую книгу" Н. Я., которой в данном случае можно доверять, ИМХО). 2. Здесь важно, по-моему, вот что уточнить (к тому, что ты пишешь). Практики оставления города с красными или белыми в общем-то не было. Заметь, даже евреи с красными из Киева не утянулись, хотя их ждало понятно что. Они жили своей более или менее частной жизнью, как-то, конечно, соприкасающейся с красными и белыми. А красные и белые, понимая, что с этим особенно ничего не сделаешь - сквозь пальцы смотрели. Отсюда злоба О. М. и Н. Я. на Волошина - они вообразили, что он стукнул Новицкому, а потом - в Батум. Вопрос об эмиграции для О. М. обострился в Крыму. Вот так, приблизительно.

(Ответить) (Уровень выше)