Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет r_l ([info]r_l)
@ 2008-01-26 05:07:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Кстати, к предыдущему
Поглядел бегло куски из "Обыкновенного фашизма" Ромма.
Там есть одна смешная аберрация - не знаю, насколько осознанная. Но цензуру обманувшая.
Временные масштабы советского опыта прилагаются к нацистской Германии, жизни которой было всего 10 лет, так что дети, пошедшие при нацистах в школу, не очень даже успели повоевать. А нарратор излагает все так, как было у нас. От колыбели до могилы.
И еще один параллельный сдвиг - демонстрируя хронику Третьего Райха, Ромм комментирует, как будто речь идет о советских людях 50-х - 60-х гг. Показывает, например, какой-то завод, там рабочие чего-то мастерят милитаристское, железное, и говорит: "Некоторые из них, быть может, помнят последние демонстрации Рот-фронта". А чего им, спрашивается, не помнить? И не многим, а всем. Делов-то. Я вот товарища Пастухова помню, всесоюзного гауляйтера по делам молодежи. Он был в студенческой кепке в честь юбилея нашего университета. Лично прибыл засвидетельствовать.
А дело было не 15 лет назад, больше. И я уже вполне был половозрелый дурак и даже курсовые работы писал.
В общем, написано "Либкнехт", читай "Троцкий".


(Добавить комментарий)


[info]cema@lj
2008-01-26 00:58 (ссылка)
Конечно. Но сам Ромм вроде бы этого не имел в виду? Само вышло?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]r_l@lj
2008-01-26 11:44 (ссылка)
Вот и я думаю: имел или не имел? То есть, это перенесение своего опыта, понятно, но насколько оно сознательно?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]messala@lj
2008-01-26 12:12 (ссылка)
Не имел. Я читал интервью с кем-то из его команды. Этот кто-то рассказывал, что Ромм всячески старался избегать параллелей с советской действительностью. Так, он забраковал кадры с надписью на воротах Бухенвальда Arbeit macht frei,так и сказав, что слишком напоминает о "Труд делает человека свободным". Он, правда, не знал, что это не то чтобы случайное сходство, а взято из одного источника (кажется, из Энгельса). Но немцами -- опосредованно, через наш СЛОН.

Так что все сходство вылезло ненамеренно. Из подсознания.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]r_l@lj
2008-01-26 12:15 (ссылка)
Ну, можно почитать записи рассказов Ромма, из которых понятно, что идиотом он не был, и что советскую власть любил специфически. А также, что параллели ему были понятны.
Надпись, кстати, кажется, в фильме появляется, но я точно сказать не могу - эту часть не пересмотрел.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]messala@lj
2008-01-26 12:40 (ссылка)
Я как раз о том, что параллели ему были понятны. А надпись в фильме, кажется, действительно появляется, но появление ее было результатом длительных споров в съемочной группе. И очень много материала не вошло именно по этой причине -- излишних ассоциаций.

Чем руководствовался Ромм в таких случаях, я не знаю -- может быть, прагматическими соображениями (чтобы фильм таки выпустили, хотя и в таком виде его на полку засунули), а может, и искренней верой, что ассоциации случайны, и создают у зрителя преувеличенное представление о сходстве двух режимов.

Насчет любви к советской власти... Не думаю, что можно так просто разделить все население Союза на "тех, кто любил советскую власть" и, условно, "диссидентов". Часто это причудливо сочеталось -- double thinking, извините за боян...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]r_l@lj
2008-01-26 12:41 (ссылка)
1. Думаю, Ромм руководствовался пониманием цензурной реальности.
2. Я не написал, что Ромм не любил советскую власть. Именно то, о чем Вы говорите, и имел в виду.

(Ответить) (Уровень выше)

Jedem das Seine
[info]realwhiteacacia@lj
2008-01-26 14:51 (ссылка)
Jedem das Seine - написано именно в Бухенвальде.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Jedem das Seine
[info]r_l@lj
2008-01-26 14:52 (ссылка)
Да, и правда. Я тоже как-то зацепился, но не понял, за что.

(Ответить) (Уровень выше)

Re: Jedem das Seine
[info]messala@lj
2008-01-26 15:31 (ссылка)
Вы уверены? Мне казалось, что это в Освенциме.

(Ответить) (Уровень выше)

Re: Jedem das Seine
[info]messala@lj
2008-01-26 15:33 (ссылка)
Да, действительно, Arbeit macht frei -- в Заксенхаузене

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Jedem das Seine
[info]realwhiteacacia@lj
2008-01-27 04:55 (ссылка)
...и в Освенциме - там это (Arbeit macht) использовалось впервые, затем инициатива была подхвачена в других
местах, в том числе и в Заксенхаузене.
Извините за занудство!!!

(Ответить) (Уровень выше)


[info]filin@lj
2008-01-26 07:59 (ссылка)
Такое впечатление, что все всё помнили (как и мы сейчас), но автоматически относили к безнадежно давнему прошлому, не имеющему отношения к происходящему сейчас. Есть вот такой эффект мгновенной смерти эпохи, см. вступление к "Вазир-Мухтару".

Кстати, если на то пошло, и СССР - это минимум пять сильно отличающихся эпох, а скорее семь-восемь. "От колыбели до могилы одно и то же" - стереотип исключительно эпохи застоя, которая сама-то продолжалась всего лет пятнадцать (а то и десять, если отсчитывать с нефтяного кризиса и прекращения реформ).

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]r_l@lj
2008-01-26 11:43 (ссылка)
По второму пункту: границ резких не было, а враги Ахилла и друзья черепахи и 10 гитлеровских лет Вам на эпохи поделят, мало не покажется.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]filin@lj
2008-01-26 18:16 (ссылка)
Дык проблем-то :-)
1933-41: массовый подъем, вставание с колен и движение от победы к победе.
1942-45: соответственно наоборот.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]r_l@lj
2008-01-26 18:18 (ссылка)
Там и внутри 33-41 периоды имеются.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]3opu4@lj
2008-01-28 02:41 (ссылка)
Про кино, только про другое.
Рома, спасибо за туалетного работника, мы его наконец посмотрели - с детьми и с большим удовольствием.

(Ответить)