Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет r_l ([info]r_l)
@ 2008-03-26 00:43:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Для памяти
Известен рассказ о том, как в начале XIX века важный вельможа, обращаясь к лицу, приблизительно равному ему по рангу, употребил выражение "милостивый государь мой" (вместо просто "милостивый государь"). Адресат оскорбился: обращение показалось ему слишком фамильярным и унижающим его достоинство - и ответил, в свою очередь, обращением: "Милостивый государь, мой, мой, мой!"
(Лотман, "Александр Сергеевич Пушкин")

По занятии Москвы французами граф Мамонов перешел в Ярославскую губернию с казацким полком, который он сформировал. Пошли тут требования более или менее неприятные и кляузные сношения и переписка с местными властями по части постоя, перевозки нижних чинов и других полковых потребностей. Дошла очередь и до губернатора. Тогда занимал эту должность князь Голицын (едва ли не сводный брат князя Александра Николаевича). Губернатор в официальном отношении к графу Мамонову написал ему: «Милостивый государь мой». Отношение взорвало гордость графа Мамонова. Не столько неприятное содержание бумаги задрало его за живое, сколько частичка мой. Он отвечал губернатору резко и колко. В конце письма говорит он: «После всего сказанного мною выше предоставляю вашему сиятельству самому заключить, с каким истинным почтением остаюсь я, милостивый государь мой, мой, мой (на нескольких строках), вашим покорнейшим слугою».
(Вяземкий, Ст. зап. кн.)

[...] поныне царю говорим и пишем: всемилостивейший государь; велик. князьям: милостивейший государь; всем частным лицам: милостивый государь [отцы наши писали, к высшему: милостивый государь; к равному: милостивый государь мой; к низшему: государь мой].
(Даль, "Государь")

Т.е. Мамонов на самом деле требовал обращения, как к высшему? Или вообще презрения табели о рангах? Далее Вяземский пишет: "Переведенный из гражданской службы в военную, переименован он был в генерал-майоры и назначен шефом этого полка. Все это обратилось в беду ему. Он всегда был тщеславен, а эти отличия перепитали гордость его".


(Добавить комментарий)


[info]lz@lj
2008-03-25 20:06 (ссылка)
может быть все-таки "милостивый государь" не только к высшему, но и к равному, но официальное, а с "мой" - уже несколько запанибрата, а Даль уже этого оттенка не улавливает ("отцы наши...")?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]r_l@lj
2008-03-25 20:07 (ссылка)
Не очень понятно.
Надо узус глядеть.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]in_b@lj
2008-03-25 20:20 (ссылка)
у Мамонова были генеалогические идеи и вообще..

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]r_l@lj
2008-03-25 20:22 (ссылка)
Да, он, верно, полагал, что ему надо писать "Государь!"

(Ответить) (Уровень выше)

офф
[info]in_b@lj
2008-03-25 20:22 (ссылка)
только что показывали его юродивого однофамильца. он теперь Ивана Грозного изображает

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: офф
[info]r_l@lj
2008-03-25 20:24 (ссылка)
Все они шибздики.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]therese_phil@lj
2008-03-25 20:41 (ссылка)
Судя по известному письму Кутузова к Барклаю, которым Илларионыч извещал последнего о смещении с поста главнокомандующего, пресловутое "мой" было таки довольно унизительным (http://www.hrono.ru/libris/lib_r/18120813kut.html)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Другой смолчал и дал инакий линк
[info]r_l@lj
2008-03-25 20:44 (ссылка)
http://www.hrono.info/libris/lib_r/18060629kut.html

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Другой смолчал и дал инакий линк
[info]therese_phil@lj
2008-03-25 20:55 (ссылка)
К низшему - не по Далю, а "по Мамонову"

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Другой смолчал и дал инакий линк
[info]r_l@lj
2008-03-25 20:57 (ссылка)
Нет, к Дохтурову - по Далю - как к равному.
А вот к Торубаеву - по Далю же - как к низшему.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Другой смолчал и дал инакий линк
[info]therese_phil@lj
2008-03-25 21:05 (ссылка)
Но Дохтуров - низший: и по званию, и по должности, и по подчиненности, и по дворянству

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Другой смолчал и дал инакий линк
[info]r_l@lj
2008-03-25 21:06 (ссылка)
Вот я и говорю - там некоторая зона "приблизительного равенства".

(Ответить) (Уровень выше)

Re: Другой смолчал и дал инакий линк
[info]r_l@lj
2008-03-25 21:07 (ссылка)
Т.е. можно представить себе цепочку "равных" от губернатора до коллежского регистратора.

(Ответить) (Уровень выше)

Re: Другой смолчал и дал инакий линк
[info]r_l@lj
2008-03-25 21:09 (ссылка)
Т.е. претензии Мамонова (не знаю, в каком чине был Голицын, скорее всего - в том же) утрировано некорректны.
Но тут еще, конечно, дело в отношениях военного генерала и гражданского чиновника во время войны.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Другой смолчал и дал инакий линк
[info]therese_phil@lj
2008-03-25 21:26 (ссылка)
Да хрен его знает. Посмотрела сейчас Новейший письмовник или всеобщий секретарь 1822 г. - употребление совершенно ненормированное: даны примеры, где МГМ или просто ГМ даны в письме к заведомо высшему, а МГ - к заведомо низшему... Т.е. этикет мог носить призрачный характер и данные обращения могли семиотизироваться в какой-то одной среде, а в другой нет.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]r_l@lj
2008-03-25 20:45 (ссылка)
Или даже еще лучше:
http://www.hrono.info/libris/lib_r/18111018kut.html
Тому же адресату, в ситуации, исключающей какой бы то ни было оттенок унизительности.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]therese_phil@lj
2008-03-25 20:56 (ссылка)
К высшему. Видимо, просто любил М.И. это обращение. Или стебался над немцем, думая, что то не поймет ранжира

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]r_l@lj
2008-03-25 20:57 (ссылка)
Там был какой-то известный шифт между равными и прочими, кажется.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]r_l@lj
2008-03-25 20:47 (ссылка)
А вот вполне по Далю:
http://www.hrono.info/libris/lib_r/18121016toru.html

(Ответить) (Уровень выше)