Музыка: | - Фикус Религиозный |
Repetitia est mater scientia
Туризм потомственный
Я турист потомственный — мой отец, закончив школу в дремучей Вятке, сразу же отправился в мировое турне. Поначалу несколько лет отдыхал в Прибалтике, а затем провел продолжительный тур по Германии.
В начале 60-х годов хотел поехать отдохнуть в Индонезию, но тамошний туроператор обанкротился, и пришлось опять отдыхать в Европе: Польша, Германия, Чехословакия.
В 80-х годах папа с интересом изучал быт и этнографию народов Северной Африки. Любопытство и азарт потом вышли ему боком. Уже вернувшись, загорелый и отдохнувший он выслушал недовольное бурчание своего турагента в генеральском звании: «Самовольщик ты, Новокшонов, зачем в Чад и Судан ездил?»
Брат поначалу тоже увлекался заграничными турами. Провел несколько лет в туре по Германии, где, кстати, родился мой племянник. Однако потом отдал предпочтение внутреннему туризму – страна ведь большая, есть что посмотреть.
Несколько лет брат изучал быт монголов в Бурятии. В тамошней туристической Мекке — Гусиноозерске, познакомился, между прочим, с впоследствии прославившимся туристом полковником Будановым. Буданов работал тургидом в полку туристов-танкистов.
— Ну, как он тебе тогда? – спросил я брата.
— Ничего, нормальный мужик, — ответил мне брат турист.
Последний тур брат совершил в Чечню, где отдыхал полгода. Отдых отметили — за образцовопоказательное поведение наградили орденом.
Сейчас вообще-то туризм изменился кардинально. Раньше за поездки платили туристам, а теперь вот приходится им самим все оплачивать. Но может это и к лучшему?
Тот туризм тоже был массовым. Это я понял, познакомившись с руководителем одной из крупнейших раньше туристических компаний Валентином Варенниковым. После беседы он подарил мне свои воспоминания – семь томов. Так вот Валентин Иванович за свою жизнь отдохнул в Сирии, Эфиопии, Афганистане, Германии, Анголе, Чернобыле, Заполярье и еще многих очень экзотических местах. Сейчас Варенников — пенсионер и возглавляет ассоциацию особенно отличившихся русских туристов.
Сам я готовился стать хорошим туристом с детства. Еще в школе облазил с рюкзаком всю Карелию, вместе с родителями отдыхал в Германии, Польше, на Украине. Люблю я отдых на природе – в вятских или тамбовских лесах, например. А после окончания школы, чтобы отдохнуть после десяти лет учебы, сразу отправился в двухгодичное турне на юг России. Помню, после того как я вернулся из тура, мне долго не выдавали загранпаспорт. Отказывали, не объясняя причин. До сих пор ума не могу приложить — почему? Наверное, на отдыхе вел себя плохо.
После развала СССР паспорт дали, но то уже другое время настало — туризм изменился кардинально. На последнем курсе СПбГУ я подрабатывал редактором в одном известном рекламном агентстве. Так вот помню как его директор, молодой еще парень, ругался: «Они там оборзели в этой Чухляндии? Допрыгаются! Пошлю к ним группу туристов!»
В ту группу я не попал. Журнал сдавать надо было. Но туризм я люблю. Немало поездил и стольких впечатлений набрался! И думаю, что это у меня в крови – ведь еще дедушки туристами были. Участвовали они в массовом туре в Восточную Европу. Один даже ухитрился три года (1942–1945 года) отдыхать в одном из туристических лагерей в Германии. Да и деды дедов на Вятке — тоже ведь туристы. То ли из Новгорода приехали с ушкуйным туром, то ли из Скандинавии. В сущности, все мы — туристы на этой Земле. Вся наша жизнь — туристический отдых.