Давно это было Году в 1998. Уж не знаю писал ли кто в русской прессе на эту тему до меня? Так себе текст, в приложени к "Коммерсанту" вышел. Сотру потом, а сейчас пусть повесит: может кого заинтересует. Сейчас я бы иначе про то написал.
Сам потом танками пытался торговать. А тогда это мой первый опыт с этим бизнесом был. Это не трехлинейки копаные до ума доводить.
Большие игрушки для больших мальчиковИметь собственную Cessna -- хорошо. Но еще лучше -- Spitfire или Messerschmitt. Второе, правда, намного дороже. Однако престижней, а кто оценит престиж? Вкладывать деньги в собственную историю -- признак хорошего тона в любой демократической стране. Исключение составляет Россия. Пока это фантастика -- увидеть русского банкира, парящим под облаками на собственном Яке или рассказывающим партнерам об экстерьере любимого ЛаГГа.В дореформенной России бизнес на технике отгремевших войн был. Но очень идеологический. Вот одна из первых сделок -- легендарный ленинский броневичок надо увековечить. На реставрацию государство нашло денег. Одна проблема -- броневика нужной модели для реставрации уже было не найти. Пришлось идти на явный подлог и выдавать желаемое за действительное.
Следующий виток интереса к героическому прошлому в СССР пришелся на эпоху "великого летописца" Брежнева. Группы комсомольско-молодежных активистов, оснащенных средствами поиска, аквалангами и патронируемые крупными оборонными предприятиями множились по всей стране. В советской прессе их называли "часовые истории". Где большая часть их находок сейчас -- знает один Бог, но кое-что можно увидеть и ныне.
К примеру, до сих пор в Москве, Куйбышеве, Воронеже и Новороссийске стоят памятники "летающему танку" Ил-2. Собраны машины из подлинных иловских деталей многочисленных сбитых машин. Реставрировали Илы на общественных началах, благо материальное обеспечение было. Отреставрированный Ил ставили на постамент, рапортовали, митинговали и забывали. Пример Запада, где самолеты реставрировались до летающих, нам оказался не по зубам. Поэтому до сих пор в мире нет ни одного летающего Ил-2. В России тоже нет.
А тем временем, в мире давно сложился рынок исторических самолетов, правда, весьма ограниченный -- несколько тысяч музеев, частных коллекций и коллекционеров, владеющих одной-двумя машинами. Рынок в основном западный: только в Англии более 100 частных и государственных музеев готовых приобретать интересующие их экземпляры.
( Read more... )