| Музыка: | БГ "Генерал Скобелев" |
Френды, прошу
Я тут небесспорный текст написал. Очень прошу покритиковать, поцепляться. Буду благодарен за любые замечания и дополнения.
Откровение власти
Английское слово "менеджмент" переводится на русский язык как управление. Но слово управление в русском языке означает: право, силу и волю над чем-либо, свободу действий и распоряжений, начальствование. Иначе говоря – власть.
В 90-х годах прошлого века в России произошла четвертая за сто лет революция. О ее последствиях можно говорить много и долго. Я отмечу лишь одну: реальная власть в России на всех уровнях перешла в руки новых руководителей.
Социальный, классовый и т.д. состав новых начальников в России оказался настолько пестрым и разношерстным, что для того, чтобы как-то определить их одним словом русский язык заимствовал для обозначения этой невиданной в русской истории новой социальной группы (управленцев) иностранное слово – менеджер (приказчик). Потому-то иногда, последнюю русскую революцию так и называют – революция менеджеров. В результате, сейчас в России люди делятся на две группы. Неумных, которые считают, что менеджеры это такие преуспевающие загадочные существа в костюмах, которые неизвестно чем занимаются. И на умных, которые знают, что менеджеры это люди, которые имеют и осуществляют власть.
Менеджмент значит власть
Дореволюционная Большая Советская Энциклопедия ставила знак равенства между словом «власть» (менеджмент) и словом «авторитет». Читаем: власть – авторитет, обладающий возможностью подчинять своей воле, управлять или распоряжаться действиями других людей.
Там же объяснялось происхождение феномена власти (менеджмента, авторитета): менеджмент появился с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию. Власть необходима прежде всего для организации общественного производства, которое немыслимо без подчинения всех участников единой воле, а также для регулирования других взаимоотношений между людьми, связанных с жизнью в обществе. До возникновения классов и государства менеджмент носил общественный характер: не было аппарата, стоящего над обществом, особых, принудительных учреждений. В первобытном родовом обществе менеджмент осуществлялся всеми членами рода (племени), которые избирали старейшину. С появлением классов и государства кровные, родовые связи были разрушены, вместо морального авторитета старейшины рода возник авторитет публичной власти, которая отделилась от общества и стала над ним.
Между тем даже наиболее эрудированные из нас слабо представляют, что такое власть и в чем ее природа. Те же, кто поняли это, часто высказывают свое открытие весьма афористично и так, чтобы это не поняли другие. Вот, например, Мао Цзе Дун высказался: «Винтовка рождает власть». Неглупый человек был председатель Мао.
Мне природу власти объяснил уважаемый мной Юрий Мухин, бывший топ-менеджер Ермаковского завода ферросплавов (ныне Аксуский завод ферросплавов ТНК «Казхром»). Сделал он это очень образно:
- В телевизионной игре "Что? Где? Когда?" ведущий задал команде эрудитов, команде действительно умных, сообразительных и образованных людей, казалось бы, очень простой вопрос: «Как называется человек, подчиняющийся своему начальнику?» Вопрос, на который каждый должен немедленно найти ответ, оказался даже эрудитам не по зубам. Они не знали и не смогли сообразить, что такой человек называется бюрократом, и крайне поразились, узнав об этом. Но ведь они знали, что первая часть слова «бюрократ» (французское слово «бюро») означает руководящий орган и, следовательно, просто начальник. Они знали также, что вторая часть слова «кратос» в переводе с греческого означает «власть». Так в чем же дело?
Я задумался. А действительно? В чем же дело?
Когда Юрий Игнатьевич мне объяснил, мне вспомнилось: «учитель ударил его палкой по голове, и ученик обрел просветление». Палкой Мухин меня не бил, но простота объяснения природы власти была подобна удару в лоб:
- Большинство считает, что власть возникает от начальника, от данных ему кем-то прав, от его приказаний. Но это в корне неверно. Основа власти - в подчиненном, и возникает она только тогда, когда подчиненный начинает исполнять команды начальника.
Пока вы не подчиняетесь никому, никто не имеет над вами власти, власть отсутствует, ее нет. Она возникает только тогда, когда вы подчиняетесь. В создании власти главное лицо - подчиненный. Каким образом руководящий орган заставит подчиниться - это второй вопрос, но для власти главная составляющая - воля подчиненного. Из-за непонимания природы власти и возникло представление о бюрократах, как о неких начальниках, сидящих в бюро и конторах и выдумывающих противные народу приказы. Конечно, это действительно бюрократы, но не потому, что они командуют, а потому что они в свою очередь подчиняются вышестоящему «бюро».
Власть это менеджмент
Простой вопрос: «А зачем, собственно, людьми надо управлять? Что это им дает?»
Когда Александр II предложил знаменитому хирургу Пирогову, который уже доживал свой век на пенсии, занять пост министра, Пирогов удивился: неужели в России уже не осталось людей, желающих стать министрами?
- Так-то оно так, - сказал царь. - Но все они хотят только руководить, никто из них не понимает, что руководитель - это слуга своих подчиненных.
Смысл любого руководства очень прост.
Смысл работы менеджера (приказчика, командира, начальника, руководителя) заключен в разделении своего дела (бизнеса) на дела (бизнесы) своих подчиненных. Этим разделением он в конечном итоге обеспечивает работу своих подчиненных и выполнение ими той задачи, которая стоит перед ним.
Идеально принцип разделения дела (бизнеса) сформулирован в армии: ответственность за исполнение приказа лежит на командире, давшем приказ.
Иначе говоря, если командир дал приказ, а подчиненные его не выполнили, то виноват командир.
И не важно, если подчиненный трус или дурак. И не важно, если сам по себе приказ безупречный. Правильным бывает исключительно исполняемый приказ, все остальные приказы - неправильны, мышиная возня.
Ответственность - это наказание. Человек не любит, когда его наказывают, поэтому в любой системе управления уход от наказания становится его главной задачей. Не принимать решений по своему делу (бизнесу) - главный способ избежать ответственности (наказания) в бюрократической системе управления.
Тупиковость бюрократической системы мне тоже объяснил Юрий Мухин:
- Представь, тебе поручат дело (бизнес). Ты подчинил себе всех, тебе потребуется всем дать команды, и ты раздуешь свой штат до таких размеров, что отдельные люди, даже неглупые, превратятся в простых передатчиков бумаги. Они перестанут соображать (вместе с тобой), что они делают. И уже бесполезно будет сокращать аппарат, не люди виноваты, что их много и они сидят на тупой работе, это ты так тупо построил свой бизнес.
Но и это еще не все. Вскоре тебе потребуются полки и армии придурков особого свойства – контролеров (супервайзеров). Когда ты указываешь подчиненному только дело и ничего больше, контролеру нечего контролировать. При бюрократическом управлении ты указываешь, как делать дело, и появляется работа у супервайзера - следить, так ли делает исполнитель, как ты ему приказал. Контролер становится нужным человеком, есть к чему приложить его маразм.
За подобный менеджмент Сталин хладнокровно одобрял смертные приговоры менеджерам своего аппарата. На подобный менеджмент сетовал Николай I: «Россией управляю не я, Россией управляют столоначальники».
Надо сказать, что на этот раз Мухин не сообщил мне ничего особенно нового. Я сразу вспомнил часть армейских мудростей, преподанных в свое время мне отцом. Кое какие из них я потом с удивлением обнаружил в одной из книг предателя своей страны офицера ГРУ Виктора Резуна. Мудрости эти такие:
Есть два способа ставить задачу подчиненным. Первый способ – менеджер передает подчиненным задачу вышестоящего: мол, гендиректор велел красить забор! В этом случае менеджер как бы отстраняется от процесса принятия решения и постановки задачи.
В этом случае менеджер как бы сам ставит себя на один уровень со своими подчиненными: я человек маленький – мне приказали, а я вам передаю, т. е. и вы и я – исполнители чужой воли.
Второй способ – любой приказ, спущенный с головокружительных высот, превращать в свой собственный, отдавать его от собственного имени, не ссылаясь на вышестоящие инстанции и их волю: как миленькие будете забор красить! Я так хочу! Я так повелел! Такова моя воля!
Кроме того, важно задачу ставить не только от своего собственного имени (больше уважать будут и подчиненные, и начальники), но и в форме вопроса. Одно дело: красьте забор! Другое – а разве забор еще не выкрашен?
В первом случае подчиненные будут выполнять (если будут) только то, что велено. Во втором случае им предоставлена широчайшая инициатива действий – сами все делать обязаны. Сами себе работу должны находить. В армии в таких случаях командир только от случая к случаю интересуется: а разве оружие еще не вычищено? А разве траншея не вырыта? А разве город еще не захвачен? Кто персонально в этом виноват?..
В первом случае менеджер вынужден обо всем думать сам, все помнить, все учитывать, обо всем подчиненным напоминать. Во втором случае он заставляет своих подчиненных обо всем думать, все помнить, все делать без напоминаний, своими вопросами-задачами менеджер только доворачивает их рвение в нужное ему направление.
Есть еще один армейский секрет. Умный командир гнет линию по одному параметру – указывает подчиненным, что надо делать. Но не указывает, как.
Если командир начинает указывать, как надо делать, то указаниями своими сковывает инициативу подчиненных и берет на себя ненужную ответственность за последствия. Про то, как надо делать, пусть думают сами подчиненные. Путь у них головы болят. Если командир не указал способов выполнения задачи, то в случае неудачи он окажется прав: да, я приказывал это делать, только надо было действовать иначе, с умом.
Идеальная власть
На любом частном предприятии есть, по крайней мере, один человек -- хозяин, который подчиняется своему бизнесу (делу) и этим отличающийся от других людей, которые подчиняется ему, своему начальнику и оттого называются бюрократами.
Хозяин своего дела отличается от других, но выступает он в двойной роли, как и любой член бюрократической системы управления: он управленец, делящий свое дело (бизнес) между подчиненными, но он же и носитель власти - он их поощряет и наказывает. Этим он заставляет служить подчиненных не делу (бизнесу), а лично себе, и за указаниями, как делать порученное им дело, они обращаются к нему. Для них святы его указания, а не состояние дела.
В этом кроется опасность поголовной бюрократизации. Но ее можно избежать. Вот как советует сделать это мой гуру Юрий Мухин:
«Первое. Надо ясно себе представлять, что является вашим делом (бизнесом), ни в коем случае не путать его ни с чем другим и не браться ни за что дополнительно. Скажем, вам поручили руководить футболом в стране, и, разумеется, вы ставите своей целью воспитать самые лучшие в мире команды. Что является вашим Делом? Приток денег от спонсоров? Победа во всех играх? Завоевание первых мест в чемпионатах? Нет, это все не то. Это - следствие отлично исполненного вами истинного Дела. А Дело - предоставить зрителям максимальное удовольствие от игры ваших команд и футболистов. Дело – это услуга, нужная людям, за которую люди согласны платить. Только за удовольствие от финтов, точных ударов, самоотверженности игроков болельщики согласятся платить.
Теоретически можно на чемпионат привезти дворовую команду и вагон денег. Купить за деньги остальные команды и таким путем занять первое место. Но болельщики не получат удовольствия, они перестанут ходить на футбол. Можно обивать пороги спонсоров и на выпрошенные у них деньги купить отличную спортивную одежду и обувь. И на это болельщикам наплевать. Только их удовольствие и является Делом. И если болельщики будут получать это удовольствие, то следствием надлежащего исполнения вами Дела станут и первые места, и конная милиция, отгоняющая толпы спонсоров от дверей вашего офиса, и высокие доходы игроков.
Второе. Смотрите на людей проще и не приписывайте им несуществующие черты. Они действуют согласно законам поведения. Они подчиняются тому, кто имеет возможность их поощрить или наказать. И если вдруг они начинают действовать вопреки этому правилу, значит, вы плохо осмотрелись и не видите кого-то или чего-то. Вы не видите инстанцию, которая поощряет и наказывает их более сильно.
Вы должны осознанно дать Делу власть, только ему и никому другому, даже себе. В СССР были попытки внедрять суррогаты подобных систем поощрения от Дела, например сдельные системы оплаты труда. Это был безусловный прогресс, но все эти системы погибали: как только человек начинал хорошо зарабатывать, бюрократическая система немедленно снижала расценки. Аппарат воспринимал высокие заработки как недочеты в собственной работе. Вам потребуется здоровая психика, чтобы спокойно смотреть на то, как ваши подчиненные начнут работать за десятерых и зарабатывать за десятерых. А такое будет обязательно.
Если ваш подчиненный не способен делать свое Дело либо делает его так плохо, что мешает и вам, и другим, вы можете снять его с должности, забрать у него Дело и передать другому. Вы начальник, для этого вы и нужны. Но нельзя вставать между подчиненным и Делом, когда оно поощряет и наказывает подчиненного.
Чего вы добьетесь? Ваша организация станет делать Дело неизмеримо эффективнее и благодарность вам со стороны Дела также неизмеримо возрастет. При этом каждый работающий у вас будет делать Дело в большем объеме, более ценно и качественно, затрачивая при этом гораздо меньше материальных ресурсов. Не сомневайтесь в этом. Это многократно проверено сотнями тысяч руководителей, это многократно проверено всеми армиями мира в войнах. В делократической системе управления эффективно работать начнут абсолютно все: врачи и педагоги, милиционеры и продавцы и, конечно, все в экономике.
Но это не все. Неизмерим будет моральный эффект. Ведь в бюрократической системе управления подчиненный как животное. И, как полагается скотине, он и туп, и ленив. Вы из своих подчиненных сделаете людей. Дав им свободу от себя, вы сделаете их рабами Дела, их работа станет интересной, творческой для них самих. Они начнут учиться и совершенствовать свое Дело, их успехи принесут им большую человеческую радость. Половина жизни человека проходит на работе, вы сумеете эту половину сделать для своих подчиненных лучшей.»
Власть от Бога – власть от дела
В своей массе люди неспособны подавить инстинкт лени и любая работа им противна. Они учатся делать ее только «от и до», они не совершенствуется в работе, а так как такие люди полжизни проводят на работе, то для них полжизни - каторга. Большинство людей ненавидит работу и делает ее так мерзко, что, действительно, у них есть основания такую работу ненавидеть. Ее ненавидят и потребители такого труда.
Но есть и другие люди. Их меньшинство. Они обладают абсолютно антиинстинктивным свойством – получать удовольствие от творчества и удовольствие от выполнения долга. Откуда появляются такие люди не совсем ясно. Может быть дело в воспитании, а может, тут не обошлось и без Бога. Впрочем, таким человеком при желании может стать любой. Нужно просто научиться без труда, без душевного надрыва и страданий подавлять свои животные инстинкты, когда они мешают делу и долгу.
Такие люди безразличны к внешнему блеску, их главное наслаждение в жизни – сделать, добиться, свершить. Дело для них главнее всего. И когда они убеждены в том, что делают нужное дело, им не важны регалии и все то, что для основной массы людей представляется главными результатами их труда.
Компании и организации, руководитель которых умеет найти и поставить на нужное дело менеджеров с такими качествами, становятся сверхуспешными. За примером обращусь опять же к армейскому опыту. Вот как описывает расстановку таких людей в сверхуспешной организации Виктор Резун в своем замечательном «Аквариуме»:
«Официально, на людях, ты будешь улыбаться и жать руки, а помощник военного атташе в звании майора или подполковника сзади твой портфель носить будет. Ты на «мерседесе», он - на «форде». Но это только официально. А то, что делается официально, на виду у всех, - никакой роли не играет. Главарь мафии днем может официантом прикидываться. Но это совсем не значит, что директор ресторана имеет больше влияния. У нас в ГРУ - та же система. Внешние ранги и отличия роли никакой не играют. Бутафория. Наоборот, своих лидеров и наиболее талантливых офицеров мы со сцены в тень убираем, выставляя на сцену чванливых вельмож. А за кулисами у нас свои ранги, свои отличия, своя особая шкала ценностей. И тут, за кулисами, варяг правит борзыми. Варяг глотки рвет. Варяг секреты добывает. Его обеспечивать надо. Твой помощник уже выбился в варяги. А ты, полковник, еще только борзой. Шакал. Шестерка. Бобик. Тузик. Ты на своем «мерседесе» своего помощника обеспечивать и прикрывать будешь. За малые ошибки майор тебя публично осмеет в присутствии всей нашей добывающей братии. За большие ошибки - в тюрьму посадит. Он добывает секреты для ГРУ. А ты только обеспечиваешь его. Он на тебя характеристику писать будет. Твоя судьба в его руках. Ошибешься - пропадешь, исчезнешь. Тебя эвакуируют, как твоего предшественника. А пока улыбайся, борзяга, подметка, каштанка.»
Именно таким фанатиком своего дела был и Отец Жозеф. Он был сер и незаметен, хотя при одном упоминании имени его знающие люди вздрагивали и боязливо оглядывались. Жозеф дю Трамбле, скромный дворянин, надевший серую сутану монаха-капуцина, формально не занимающий никаких постов, но реально, менеджер, руководящий всеми тайными службами Ришелье. Его родной брат занимал пост коменданта Бастилии, один взгляд на которую страшил.
Кардинал безоговорочно доверял Отцу Жозефу. Не было числа врагам Армана Жана дю Плесси де Ришелье, не счесть покушений на его жизнь. Но был менеджер за спиной кардинала, коему доверена его жизнь и фактически — безопасность всей страны. Интересно, что взгляды их на политическую жизнь Франции были различны: «серый кардинал», как прозвали капуцина, в отличие от своего патрона — прагматика в алой мантии, симпатизировал ультракатолической партии, порой глядя сквозь пальцы на ее происки. Но — лишь до того момента, когда появляется реальная угроза для Ришелье.
Дю Трамбле был из описанного выше меньшинства представителей рода человеческого. Ему не нужна была власть явная. Ему не нужна была явная слава – он наслаждался тем, что делает, наслаждался менеджментом своего дела над ним.
Русские поговорки верно заметили, что всякий менеджмент от Бога и всякий менеджмент Богу ответ дает.