Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет rigort ([info]rigort)
@ 2011-12-13 14:10:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Александр III и деятели искусства
Из книги И.Е. Дронова "Жизнь и царствование императора Александра III"

"Русский Царь, он стремился всячески поощрять именно русских творцов. В бытность Цесаревичем он спас в 1872 г. Ф.М. Достоевского от долговой тюрьмы, выдав ему по просьбе князя Мещерского крупную сумму денег . В 1881 году страдавший от нужды композитор П.И. Чайковский, зная о любви Александра III к его музыке, обратился к Победоносцеву с просьбой ходатайствовать перед Государем о денежном вспомоществовании. Царь не только удовлетворил просьбу Чайковского о единовременной выдачи трёх тысяч рублей, но и назначил ему ежегодное содержание в размере этой суммы (3000 р.) .
Эта история через несколько лет имела занятное продолжение. В ноябре 1889 года праздновался юбилей А.Г. Рубинштейна. Как пишет в своём дневнике В.Н. Ламздорф, Великая Княгиня Александра Иосифовна «поручила своему сыну Константину (известный поэт К.Р. — И.Д.) вручить государю записку, в которой она старалась доказать, что для Рубинштейна пенсия в 3000 рублей в год крайне недостаточна, раз Чайковский, его ученик, получает столько же. “Я, — рассказывал Александр III, — ответил: во-первых, Чайковский не ученик Рубинштейна, во-вторых, я его считаю выше Рубинштейна, в-третьих, я к назначенной пенсии прибавлять не желаю, и — трах, трах — разорвал бумагу”...»
Впрочем, Государь, уступая просьбам своих приближённых, всё же почтил юбиляра высочайшим вниманием.
Министр императорского двора Воронцов-Дашков написал тогда Царю: «Сейчас был у меня Константин Петрович Победоносцев; всё о Рубинштейне! Говорит, что тут затронута честь России; нельзя отстать от Австрии и Германии в чествовании Рубинштейна, сына России (а не Израиля) и истинного патриота, со смерти Вагнера ставшего высшим музыкальным авторитетом во всей Европе. — Разрешите, Ваше Величество, в виде исключения, отпустить им те костюмы, которые в употреблении, так называемые ходовые. Ежели этого не сделать, и в этот день кругом маэстро не будет ходить несколько костюмированных статистов, то это, по словам рубинштейнистов, будет явным доказательством чёрной неблагодарности России к одному из лучших своих сыновей...»
«Нечего делать, — пометил на полях Александр III, — пусть отпразднует театральная дирекция знаменитого иерусалимского гражданина-виртуоза поношенными костюмами...»