Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет rivertsna ([info]rivertsna)
@ 2009-10-21 23:37:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Пробудились вновь
Послание Святейшего Синода 1913 г.

Послание Синода "О лжеучении имябожников" было составлено специальной синодальной комиссией во главе с архиепископом Сергием (Страгородским) и опубликовано в "Церковных ведомостях" 18 мая 1913 года. С тех пор не публиковалось. Текст послания публикуется полностью. Ср. опровержение Эрна. См. имяславие.

Божиею милостию, Святейший Правительствующий Всероссийский Синод всечестным братиям, во иночестве подвизающимся Благодать вам и мир от Господа Иисуса Христа да умножится!

Появившееся в последнее время и смутившее многих православных, монахов и мирян, учение схимонаха Илариона о сладчайшем Имени Господнем Иисус было предметом тщательного рассмотрения в Святейшем Синоде. Для достижения возможного беспристрастия Святейший Синод выслушал три доклада (при сем прилагаемые), составленные отдельно один от другого, и, по достаточном обсуждении, единогласно присоединился к окончательным выводам этих докладов, тем более что эти выводы вполне совпадают и с суждениями греческих богословов с острова Халки и с решением Святейшего Вселенского Патриарха и его синода. Не входя здесь в подробное изложение новоявленного учения и всех доказательств его неправославия (желающие могут прочитать эти подробности в прилагаемых докладах), Святейший Синод находит достаточным указать здесь лишь самое главное и существенное, с одной стороны, в учении о. Илариона, как оно изложено в книге "На горах Кавказа", а с другой -- в мудрованиях его афонских последователей, как эти мудрования выражены в "Апологии" иеросхимонаха Антония (Булатовича) и в разных воззваниях и листках, рассылаемых с Афона (некоторые от имени Союза Архангела Михаила).

Что касается, прежде всего, книги "На горах Кавказа", то она нашла себе довольно широкое распространение среди монашествующих и встречена была сочувственно; и не удивительно: она имеет своим предметом самое драгоценное сокровище подвижников "умного делания"; она утверждает необходимость этого делания, иногда пренебрегаемого современным монашеством; она дает ясное выражение многому, что переживалось самими подвижниками на опыте, но в виде неясных предощущений и догадок. Беспристрастно судить о такой желанной книге, тем более осудить ее, заметив ее недостатки, было нелегко; всякого должна была связывать боязнь, как бы, осуждая недостатки книги, не набросить какую-либо тень и на самые святые истины, в защиту которых она выступила. При всем том с первого же своего издания книга эта многим опытным в духовной жизни показалась сомнительной. Святейшему Синоду известна, например, одна из знаменитых наших северных обителей, где чтение книги "На горах Кавказа" было запрещено старцами. В чем же ошибка о. Илариона? В том, что, не довольствуясь описанием умного делания, его духовных плодов, его необходимости для спасения и проч., о. Иларион поддался искушению дать свое как бы философское объяснение, почему так спасительна молитва Иисусова, и, позабыв руководство святой Церкви, заблудился в своих измышлениях, выдумал, как он сам говорит, "догмат", не встречавшийся раньше нигде и приводящий не к возвеличению сладчайшего Имени Иисус и не к вящему утверждению умного делания (каково было, думаем, намерение о. Илариона), а совершенно наоборот.

Опубликовано полностью: http://www.krotov.info/acts/20/1910_16/19130518.html


Дополнение:

Обращение архиепископа Екатеринодарского и Новороссийского Исидора

к отцам благочинным, настоятелям и председателям приходских советов Екатеринодарской и Новороссийской епархии

В последнее время во вверенной мне епархии со стороны некоторых мирян и даже отдельных представителей духовенства раздаются легкомысленные призывы пересмотра решений Святейшего Синода от 1913 года относительно лжеучения группы афонских монахов, известных под именем "имябожников". Зачастую поводом к подобным разговорам служит недавно переизданная книга одного из основателей этого учения схимонаха Илариона "На горах Кавказа". Даже поверхностный анализ вышепоименованного печатного издания позволяет прийти к следующим выводам:

1. Книга напечатана без архипастырского благословения. Вместо этого есть указание на "постановление" некоего ученого совета "Русской Православной Академии Богословских наук и Научно-Богословских исследований", что, конечно же, является нарушением общепринятых норм в практике православного книгоиздательства.

2. Публикация текста книги схимонаха Илариона "На горах Кавказа", которая в начале ХХ века послужила поводом к возникновению пагубного разномыслия в монашеской среде по вопросу природы Имени Божия, не имеет не только объективного богословско-исторического комментария, но снабжена "послесловием от редакции", написанным исключительно в оправдательном по отношению к имябожническому вольномыслию тоне.

3. Мы вынуждены признать, что в целом издание книги схимонаха Илариона "На горах Кавказа" в том виде, какой мы имеем (справочный аппарат, типографический набор, характерный для периода "мистических исканий" издательства "Путь" и т. д.), представляет собой факт откровенной проповеди учения имяславчества внутри самой Православной Церкви.

Учитывая характер вышеназванной книги, а также возбуждаемые ею разномыслия в православной среде, считаем неполезным приобретать и распространять это издание в православных храмах нашей епархии.

Архиепископ Екатеринодарский и Новороссийский Исидор

15 июня 2000 г.


(Добавить комментарий)

(Комментарий удалён)

[info]rivertsna@lj
2009-10-21 16:54 (ссылка)
Спасибо-выношу в пост.давайте еще

(Ответить) (Уровень выше)


[info]pr_daniil@lj
2009-10-21 17:21 (ссылка)
Благодарю за публикацию. Эта ересь очень опасна. Тем паче, что ее раскручивают в качестве "консервативного православия" сектанты типа Лурье.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Возрождается ересь имябожия
[info]selsky_brigadir@lj
2009-10-21 17:48 (ссылка)
Поддерживаю Вас в этом вопросе, честный отче.

(Ответить) (Уровень выше)

ее раскручивают в качестве "консервативного православ
[info]selsky_brigadir@lj
2009-10-21 17:51 (ссылка)
Не только. Но и новый первый заместитель Синодальной Богословской комиссии.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: ее раскручивают в качестве "консервативного правосл
[info]kiprian_sh@lj
2009-10-22 01:19 (ссылка)
Не совсем так. Написав вполне тенденциозную (говоря мягко) книгу, он в Заключении высказался против того, чтобы считать имя Божие энергией Божией. И это очень важно, так как все остальное в этой книге -- не имеет догматического значения.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: ее раскручивают в качестве "консервативного правосл
[info]selsky_brigadir@lj
2009-10-22 02:24 (ссылка)
Появились сведения, что новый состав Богословской комиссии займётся проблемой имябожия(славия) с целью оправдать это учение.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: ее раскручивают в качестве "консервативного правосл
[info]rivertsna@lj
2009-10-22 02:30 (ссылка)
Вот это уже,действительно,грозит расколом.Нужно дождаться официального сообщения.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: грозит расколом
[info]selsky_brigadir@lj
2009-10-22 02:35 (ссылка)
Только не церковным расколом.
Это, как мне кажется, лукаво и хитро задумано для раскола в лагере консерваторов.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: грозит расколом
[info]rivertsna@lj
2009-10-22 02:38 (ссылка)
Возможно-не знаю..

(Ответить) (Уровень выше)

Re: ее раскручивают в качестве "консервативного правосл
[info]kiprian_sh@lj
2009-10-22 04:18 (ссылка)
Обсудить проблему надо в любом случае. Сколько можно прятать ее от самих себя? А как получится, посмотрим. Не факт, что пойдут на прямую отмену решения Российского Синода и Константинополя. Да и митр. Иларион не захочет отменить свои же слова :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Обсудить проблему надо в любом случае
[info]selsky_brigadir@lj
2009-10-22 04:29 (ссылка)
Ох! С таким то новым составом Богословской комиссии...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Обсудить проблему надо в любом случае
[info]kiprian_sh@lj
2009-10-22 07:03 (ссылка)
Состав, да, внушает :)

(Ответить) (Уровень выше)

Re: ее раскручивают в качестве "консервативного правосл
[info]rivertsna@lj
2009-10-22 04:30 (ссылка)
Да,я тоже думаю,что нужно рассмотреть и поставить,наконец точку.Боюсь только,что некому будет противостоять лосевцам и проч

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: ее раскручивают в качестве "консервативного правосл
[info]kiprian_sh@lj
2009-10-22 07:05 (ссылка)
Будем уповать на Господа. Члены Синода 1913 года тоже не были великими богословами.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: ее раскручивают в качестве "консервативного правосл
[info]rivertsna@lj
2009-10-22 07:08 (ссылка)
Согласна

(Ответить) (Уровень выше)

Re: он в Заключении высказался против...
[info]selsky_brigadir@lj
2009-10-22 02:38 (ссылка)
Он и по поводу ЦСЯ постоянно выступает то за, то против. Я ему не верю.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]kiprian_sh@lj
2009-10-22 01:14 (ссылка)
Спасибо за напоминание.
А тот номер ПГК был интересной страницей в жизни нашей епархии... Там и мы с моей супругой "отметились" :)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]rivertsna@lj
2009-10-22 02:26 (ссылка)
Жаль,я не видала :))

(Ответить) (Уровень выше)

О событиях 1913 года
[info]selsky_brigadir@lj
2009-10-22 03:47 (ссылка)
"тяжелым испытанием для Кавказа был приезд туда изгнанных в 1913 году со Святого Афона взбунтовавшихся монахов-имябожников. Ослепленные страстью, невежеством и ревностью не по разуму, имяславцы вели себя агрессивно по отношению к православному монашеству. Много пришлось потерпеть от них иеромонаху Стефану. Немногие из них, покаявшись, вернулись в лоно Церкви. Одним из этих немногих оказался чтимый старец, ныне канонизированный схиигумен Кукша (Величко)"

(Жизнеописание старца иеросхимонаха Стефана (Игнатенко). М., 1999. С. 15).

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: О событиях 1913 года
[info]rivertsna@lj
2009-10-22 03:57 (ссылка)
Да.О том же-там более подробно и в книге о монахина Сергии "Минувшее развертывает свиток".

(Ответить) (Уровень выше)