Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет rivertsna ([info]rivertsna)
@ 2010-01-01 13:00:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Об Илье Муромце-детям малым и большим :)


Киевские пещеры.

Живет в одном монастыре старый монах отец Тихон. Пришли к нему как-то раз малые дети и спрашивают:—Батюшка, правда ли, что богатырьИлья Муромец в Киеве похоронен?
А отец Тихон и отвечает:—В пещерах Киевской лавры, и правда,покоится святой, имя которому Илия Муромец. Доподлинно известно про него только то, что "он был монахом, ростом
велик, а левая рука его пробита копьем. Вот и все... Но людское предание признает
в святом Илие Муромце того самого богатыря, о котором слагались былины.

— Батюшка, расскажите нам про Илью Муромца! Пожалуйста, расскажите!
— Ну ладно, слушайте.

И вот что рассказал батюшка Тихон.

Родина былинного Ильи — древнее село Карачарово близ города Мурома. Он родился и воспитывался в благочестивой крестьянской семье. До тридцати лет тяжело болел,— не владел руками и ногами.

Трудно было ему сидеть без дела, быть бременем для старых отца с матерью. С детства он привык молиться Богу. Молитва разгоняла скуку, смягчала горе, учила мудрости и доброте сердечной. Односельчане любили Илью за разумность, приветливость и особую тихость.
В год тридцатилетия Ильи выдалось жаркое, сухое лето. Шла пора сенокоса. Крестьяне работали в поле. Илья привычно сидел дома. Неожиданно в окно постучали необыкновенные гости. Были они очень стары, седина серебрила их головы, но веселые, молодые глаза были полны жизни и радости.
Прохожие попросили Илью Муромца встать и отворить им ворота. Илья рад был бы почтить стариков, но по болезни не мог этого сделать. Странники же настаивали на своем, и так велика была сила их слов, что Илья не посмел отказать. Он поднялся и открыл ворота, не сразу осознав, что произошло чудо. Впервые за тридцать лет ноги послушались его.

Старцы вошли в дом, перекрестились, помолились и попросили напиться. Муромец тотчас принес им попить. Однако первую чашу они предложили Илье. Выпив ее,он почувствовал себя совсем здоровым. После второй чаши он услышал в себе страшную, безмерную силу. Странники покачали головами и налили третью чашу. Силы поубавилось у Илюши.
Удивительные гости перекрестили Муромца со словами: «Бог тебя благословит, Илья Муромец, силой Своей. Стой за веру христианскую, за дом Пресвятой Богородицы. На бою тебе смерть не писана». Поклонились, простились и исчезли.
Обрадованный Илья помог родителям закончить тяжелую полевую работу и затем спросил благословение на поездку в Киев к великому князю Владимиру Мономаху.
Вечером молился богатырь в городе Муроме, а встретить Святую Пасху хотел в Киеве. Чтобы не омрачать светлый праздник, он не стал брать с собой оружие. Подъезжая к городу Чернигову он увидел клубящуюся черную тучу. Окружили Чернигов полчища татарские, грозились сжечь древний город, а жителей увести в плен и продать в рабство. Горестно вздохнул Илья, вырвал с корнем огромный вековой дуб и, словно палицей, разметал им татарских хищников по чистому полю. В это время жители Чернигова со слезами молились, готовясь к верной смерти. Но Бог, пославший богатыря им на помощь, претворил скорбь в радость. Из Чернигова Илья поспешил в Киев и поехал напрямик — кратчайшей дорогой.



Топкие болота замедляли его путь. Приходилось левой рукой вести коня в поводу, а правой вырывать могучие деревья и мостить ими дорогу. После болот путь преградила бурная, кипучая река Смородина. Верный конь птицей перенес Илью на другой берег, где их поджидала новая опасность. На вершине двенадцати древних дубов, которые от старости переплелись между собой, устроил себе засаду злобный разбойник. В насмешку его называли Соловьем. Он свистел и кричал так громко, что все живое замертво падало на землю. Ни человек, ни зверь, ни птица не могли выдержать жуткого вопля Соловья. Даже богатырский конь пал на колени. Нахмурился Илья Муромец, сшиб разбойника с дерева, связал и повез в суд к великому князю киевскому. Довольно было ему издеваться над православными людьми.
Услышав о великих подвигах Муромца, князь Владимир с радостью принял его к себе на службу. Илья был самым спокойным, самым рассудительным, самым справедливым в княжеской дружине. Страха он
не знал: Господь призвал его служить Отечеству, и он смиренно нес свой нелегкий крест. Если только было возможно, Муромец старался обойтись без насилия, щадил даже врагов. Его жизнь была отдана Святой Церкви и Святой Руси.

Предания рассказывают о том, как он победил чудовищного татарского воина-царя Идола. Услышал Илья Муромец рассказы о насилиях Идолища татарского над христианами. Жалостью загорелось его сердце, возмутилось против жестокого обидчика. Он поменялся одеждой с богомольцем, могучим странником Иванищем, и пешком отправился на встречу с Идолом. Царь не узнал Илью в скромной одежде, стал глумиться над русскими бога¬тырями и решил убить странника. Усмехнулся Илья, снял с себя шапку и бросил ее в лицо Идолищу. Так тяжела оказалась шапка русского богатыря, что убила громадного татарина.
— Батюшка Тихон, а на Руси был кто-нибудь сильнее Ильи Муромца?
— Былины рассказывают, что сильнее Ильи был только Святогор-богатырь. Рядом с ним Илья-Муромец казался ребенком. Но сила Святогора была бесполезной. Земля не могла нести его тяжести, поэтому он жил только в горах. Святогор сам мучился своей бессмысленной мощью. Помните, как чудесные старцы дали Илье третью чашу и убавили этим данную силу? Мало быть сильным,— нужно быть полезным. Сила дается человеку, чтобы он творил добро.



Много послужил богатырь Святой Руси, от многих страшных врагов защитил он родную землю. Стар стал Илья, захотелось ему тишины и покоя. Бог послал ему последнее испытание. Как-то раз в поле он увидел большой белый камень. На камне была выбита надпись:
«Прямо ехать — убиту быть, Вправо поехать — женату быть, Влево поехать — богату быть». Подивился Илья Муромец, и решил испытать все дороги.

Богатырь крепко верил в близкую и скорую помощь Божию. Помолившись, он поехал прямо. Конь примчал его в горы. Высоко в горах на него напало сорок жестоких разбойников. Чтобы неповадно им было убивать и грабить проезжих людей, Илья не пощадил их и разрушил разбойничий стан. Вернулся к камню и исправил первую надпись: «Прямо ездил, убит не был».
После этого вправо повернул он своего верного коня. Вскоре повстречался с прекрасной правительницей маленького королевства. Красавица обманом завлекала в свой дворец сильных воинов, заточала их в мрачные подземелья. Чистое, мудрое сердце Ильи помогло ему разгадать предательство. Он не поддался на чары льстивой девицы, наказал ее и освободил неосторожных пленников. Вернувшись к камню, исправил вторую надпись: «Вправо ездил, женат не был». Последняя дорога обещала богатство. Большое чистое поле открылось перед ним. Огромный крест стоял посредине поля. Под крестом лежала тяжелая каменная плита. Илья поднял плиту и увидел глубокие подвалы. В их холодной темноте светились, вспыхивая множеством огней, драгоценные камни, жемчуга, серебряныеи золотые украшения и монеты. Подивился Муромец этой красоте. Его великодушное сердце не знало корысти. Найденное сокровище он отдал на строительство храмов, монастырей. Только в Киеве он построил три церкви, — Всемилостивого Спаа, святителя Николая-чудотворца и вели-комученника Георгия Победоносца. Вернулся к камню и исправил последнюю надпись: «Влево ездил, богат не был».

Всю свою жизнь Илья Муромец посвятил многотрудному служению. Он переходил от битвы к битве, от подвига к подвигу. Но сердце его, с детских лет воспитанное в молитве, тяготилось, просило покоя, тишины. Душа Ильи горела любовью ко Христу. В старости Муромец оставил мир, принял, как говорят, монашеский постриг в Киево-Печерской лавре и затворился. С тех пор он «окаменел», как поется в былинах, для земной суетной жизни. Богатырское служение земному отечеству завершилось. Началось молитвенное служение Отечеству Небесному. Так, с молитвой на губах, Илья Муромец скончался.
А память святого преподобного Илии Муромца празднуется Церковью в день, который легко запомнить — в первый день Нового года.

Подвиги Ильи Муромца. М. 1996.