Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет rivertsna ([info]rivertsna)
@ 2010-10-09 15:45:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
О конце мира-6
Митрополит Вениамин (Федченков)
О конце мира

Письмо 3

Глубокоуважаемый батюшка, о. Александр!
С Великим Постом.

Получил Ваше второе письмо. Постараюсь по силе "бессилия" моего ответить... И поверьте: не "смирение" мое заставляет так говорить о себе, а ясное сознание. Ведь я тоже пережил самомнение "учительное", а сейчас начинаю прозревать, что был в великом обольщении, воображая себя многознающим... А теперь нередко приходят мысли: уйти от учительства, замолчать. Причины две: одна (я уже писал про нее) – ясное сознание, что не в этом наша задача, а в борьбе со грехом; другая – опознание своего малознания...

Вы можете возразить: тогда что же должны сказать про себя некоторые другие?!

Но не все ли это равно для меня лично? Разве равное, или меньшее, или большее несовершенство и невежество других поднимет меня? Нисколько... Даже наоборот...

И признаюсь: мне странными и легкомысленно-дерзкими кажутся люди, воображающие, что они не только знают необходимое и существенное, но еще и устремляются в запрещенное и для всех таинственно закрытое... Но вольному – воля! А мне – не по пути с ними! Да они и сами отвергают таких... Если же и пишу, то для Вас, а не для них....

Возражение Ваше (точнее – их) лишь одно... И весьма слабое, видится мне.
"Блажен читающий и слушающий"... Ну, подумайте: разве же это возражение против нас? Разве мы отрицаем чтение? Церковь даже установила читать Апокалипсис в монастырях – но не в храмах (это очень примечательно: значит, Церковь не желает у всех поднимать вопросы), а за трапезой, вместо обычных житий святых (кажется, Великим Постом). Всегда читал его русский народ. Усиленнее теперь читают в России.

Очень полезно читать и эмиграции. Но именно "читать и слушать", а не сказано "высчитывать" сроки (вопреки ясному и решительному слову Божию! Что за дерзость стала у людей! Называются христианами, а Христа Господа не слушают!)... Даже не сказано: "растолковывать", а лишь "читать и слушать".

Я – по легкомыслию молодости – тоже пытался – но никак не считать! – а лишь протолковывать существенные и более доступные места из Откровения (в Симферополе); но и то старался держаться литературы (Сборник Барсова, Толк. Св. Андрея Крит. и нек. друг.) [1].

Раскрывать печати – дело не наше, а Самого же Господа (см. Откр. 5:4-5, 6:1-3). Поэтому не только отдельным членам, но и всей Церкви (Откр. 5:2-3) не под силу раскрывать заранее – закрытое. А только история, руководимая Самим Господом (а следовательно, Он Сам – в действиях истории), раскрывает эти печати с тайн... Но и опять – не с лет, а лишь с событий.

Поэтому если бы и целый Собор стал касаться этого предмета, то он мог обсуждать лишь какие-либо принципиальные и общие вопросы (хилиазм, отношение к "арифметическому богословию" новоизмышленному и т. п.), а никак не детали текста, и уж тем более не дерзнул бы "считать" сроки, если только он был бы под руководством Святого Духа и хотел слушать Главу Своего Христа Господа. Поэтому и Вы неправильно думаете, пиша: "Такие вопросы могут быть решаемы лишь соборно, всею Церковию"... Не будет она заниматься грешным и запрещенным делом. Тем более, что этот вопрос уже был в Церкви – и ею отвергнут. А основной Закон Церковных постановлений: не пересматривать и не перерешать прошлого (и именно догматического, вероучительного), что было решено. Это я знаю точно по Деяниям Собора.
Об этом (то есть о голосе Церкви) я хочу немного написать еще.

Если некоторые из отцов и дозволяли себе нечто подобное (Палий, Иустин, Ириней), то замечательно, что большей частью это учение прививалось к еретикам и сектантам: гностик Керниф, эбиониты, монтанисты, аполлинариане, в новое время – анабаптисты с социалистическим оттенком, теперь – адвентисты. Уж это одно должно заставить относиться не только подозрительно, а и прямо отрицательно: "Скажи мне, с кем ты знаком (или дружишь, соглашаешься), и я тебе скажу, кто ты таков", – говорит пословица.

Например, на I Вселенском Соборе союзниками Ария были языческие философы; уже это одно отталкивает... Теперь: "тысячелетники" – друзья социалистов по мечте о "земном рае"... Опасное содружество... Нет ли общности в вожделениях социалистов и антисоциалистов эмигрантов?! Несомненно есть: материалистическое представление земного "Царства Божия" [2].

А я уже выяснил Вам в предыдущем письме, что природа Царствия Божия – "а-материалистична" (здесь, на земле; а "там" будет "новое небо, новая земля", "новая тварь", "тело духовное"). И в этом – корень вопроса и ответов: Царство Божие – Благодать Св. Духа.

И духоносные Святители Церкви были решительными противниками хилиазма: свт. Василий Великий, свт. Григорий Богослов, свт. Епифаний Кипрский. Последний в своих книгах "О ересях" (или "Панарий") специально разоблачает и эту ересь (77-я ересь). После этого находятся дерзатели!

Наконец, II Вселенский Собор осудил учение Аполлинария вообще, а в частности и его мечты о хилиазме; потому внес в символ веры (в 7-й член) слова: "Егоже царствию не будет конца", а следовательно, и перерыва...
В заключение я снова возвращусь к настроению и поведению высчитывателей: ну, хорошо! допустим, они (занимаясь запрещенным делом) "дошли", что будет конец мира в ... году... Ну, а дальше что же они будут делать? Или у Вас, в Париже, делают? Неужели опять пересчитывать?.. Ясно: нужно готовиться к приближающемуся концу, то есть каяться, бороться со грехом, приобретать благодать Божию (а люди даже не замечают отсутствия ее у себя), одним словом: спасать душу.

Поэтому скажите им: ну, скорее кончайте свою арифметику – да принимайтесь за дело! А иначе уподобитесь девам с пустыми лампадами. Где же вы были? – спросит неожиданно пришедший Жених. – Мы высчитывали час Твоего прихода. – Идите, не знаю вас: двери закрыты. – "Пробогословствовали"...

Свт. Григорий Богослов говорит: богословствовать можно не всякому, не всегда и не перед всеми. А преп. Иоанн Лествичник: кающийся не должен богословствовать.

А нынешние люди от спиритизма бросаются... в Апокалипсис... Все эта несчастная болезнь Евы: "Будете яко бози", "все узнаете" тайное... А нужно-то было: послушание Господу да обрабатывание рая... За любопытство же изгнаны были оттуда...

Кстати: ныне пелось о рае (всенощная пред Прощеным воскресеньем).

Просил бы я Вас (не для осуждения) присмотреться к душевному облику сих новых гадателей и написать мне, для проверки моих предположений: кто они? каковы по жизни? со средствами ли? их предыдущее духовное состояние? степень их политических исканий? предшествующее материальное и социальное положение?

На этом можно бы и закончить. Но остается один еще смущающий пункт.
"Говорили старцы"...

Прежде всего нужно проверить: кто именно? Что! говорили? Неужели о точных сроках (годах)? Неужели о тысячелетии?.. Не верю...

А если говорили, то это старцы не от Бога – или же на этот раз Бог допустил им ошибиться... Иногда и отцы заблуждались.

В частности: о конце мира, как Вы хорошо знаете из Послания к Солунянам [3], – ошибались первохристиане; ошибались и некоторые из отцов V в., например, бл. Августин (кажется) думал о близком конце; у святителя Тихона Задонского есть указания на близость конца и на осуществление пророчеств (но годов он не высчитывал и хилиазму не учил, конечно). И однако – еще мир продолжает быть... В последний XIX и XX век особенно стали напряженно ждать близости конца. Распространенная книга Нилуса дает достаточно материалу. Присоедините еще и о. Иоанна Кронштадтского. Может быть, с начала мира христианского не было у христиан такого предчувствия близости конца, как теперь... И даже по всему миру... И много оснований к тому...

Но окончательно утверждать, а тем более точно устанавливать год, положительно безрассудно. Пусть хоть опыты истории научат сему. Вон адвентисты тоже не раз со своими вычислениями попадали в заблуждение: то сначала указывали на 1924 г. Прошел только что – Слава Богу! А прежние на 1844... Уже 80 лет прошло... И число месяца (22 октября) указывали... Теперь отодвинули на 1932 год... А более "благоразумные", не желая рисковать своим авторитетом,– отчисляют миру жить еще 3/4 века (до 1995 г.).

Но на то они и сектанты, чтобы заблуждаться и вводить в заблуждение. А как же "старцы"?...

Ну что же? И они могут заблуждаться. То есть в каком смысле? – С одной стороны, они по существу правы, ибо схватывают чувством своим (чего не чуют более глухие) самые отдаленные грохоты грома все более приближающейся грозы... Но в расчетах могут ошибаться, тем более что их чуткий слух приближает к ним гул грозы более, чем это есть на самом деле. А кроме того, может быть гроза и местного характера, а не вселенского... Греция кончилась после Рима; а сама кончалась при расцвете Третьего Рима... Может быть, еще китайцы, индусы, японцы дадут миру и Печерские Лавры, и новых Антониев и Феодосиев, и Сергиев, и Серафимов... Почем знать? Ну, может быть, кончается Россия (не думаю сего), а, умирая, родит восток христианский?!.

Вероятно, что и Россия переживет еще блестящий и духовно, и политически, и морально целый век после этой очистительной грозы и мора? Оптинские старцы будто об этом говорили [4]... Может быть. А может и не быть.

Но еще – не конец мира (хотя, может быть, эпоха преддверия его: филадельфийский период в начале своего зачатия, Откр. 3); ибо к концу мира о конце мира перестанут думать. Св. Тихон Задонский видел в некоем состоянии Божию Матерь с свв. апп. Петром и Павлом; между прочим спрашивал их о конце мира. Св. ап. Павел промолвил: "Когда будут говорить: "мир и безопасность", тогда внезапно постигнет их пагуба" (1 Фее. 5:3). И еще не было обращения иудеев в христианство.

И это совпадает с 3-й главой Откровения (см. Церковь Лаодикийскую), где говорится о полном религиозном индифферентизме (Откр. 3:15-16) при материальном богатстве и удовлетворенности (Откр. 3:17), при внутренней слепоте, пустоте и тоске.

А теперь самое ожидание конца мира говорит о том, что не "у дверей" еще (Откр. 3:20), а лишь приближается... Время опасное, дни лукавы... Потому: будем же не считать, а каяться!

Прошу молитв. Многогр. Епископ Вениамин.
Между прочим, есть очень содержательная брошюра Л.А. Тихомирова (ред. "Моск. вед".): "Апокалипсические судьбы мира" (приблизительно таково заглавие). – Авт. ^
Хоть бы прочитали книгу покойного пров. Новгородцева: "Об общественном идеале". Солидный труд... "Крушение веры в возможность земного рая" (с. З и вся книга). – Авт. ^
В русском синодальном переводе – к Фессалоникийцам. – Ред. ^
Может быть в этом смысле можно понимать "1000" лет, о котором говорили какие-то "старцы". – Ред. ^

http://lib.eparhia-saratov.ru/books/03v/veniamin/endworld/6.html


(Добавить комментарий)


[info]filofilm@lj
2010-10-09 08:49 (ссылка)
Спасибо за публикацию. Люблю этот текст! Один из самых злободневных. Трезвый и оптимистичный в духовном смысле, пронзающий все времена от апостольских до апокалиптических. Кстати, как и сегодняшний праздник. С праздником!

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]rivertsna@lj
2010-10-09 08:52 (ссылка)
Верно.К сожалению,я не была ни вчера,ни сегодня

(Ответить) (Уровень выше)


[info]filofilm@lj
2010-10-09 08:53 (ссылка)
Болеешь?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]rivertsna@lj
2010-10-09 08:57 (ссылка)
Нога болит очень,лечу.Устала,отчасти огорчена.А вообще-ничего,слава Богу!

(Ответить) (Уровень выше)


[info]rivertsna@lj
2010-10-09 09:02 (ссылка)
Да,а что с витаминками?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]filofilm@lj
2010-10-09 09:14 (ссылка)
Прости, дорогая, забыла. Не пугайся названия сайта
http://www.kobra.ru/multi_vitamins.htm
Это единственный официальный дистрибьютор в Москве. Там найдешь всю инфо. Еще один пример. Дети перенесли только что грипп. Мы с Валей (хоть кости и ломило) на витаминах мультивитамин + С, продержались. Заглотнем и бегаем, а не ползаем)))

(Ответить) (Уровень выше)


[info]to_be_christian@lj
2010-10-10 18:40 (ссылка)
тогда "еще не было обращения иудеев в христианство"

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]rivertsna@lj
2010-10-10 23:12 (ссылка)
И что?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]to_be_christian@lj
2010-10-11 03:33 (ссылка)
Сейчас уже есть, но массовое ли это явление не знаю.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]rivertsna@lj
2010-10-11 03:45 (ссылка)
Массового,повального никогда не будет.Кроме этого,есть еще Азия

(Ответить) (Уровень выше)