ТАЙНА ПОРУЧИКА РЖЕВСКОГО
Единственный анекдот про поручика Ржевского, который я помню - короток. Генерал просыпается ночью, и видит, что поручик ласкает его жену.
- Поручик, что Вы делаете?
- А это, Ваше Высокопревосходительство, сон.
- Гм, странно, один и тот же сон каждую ночь..
Ничего особенного... Но вот в 1997 году прочел я как один американец поехал в Россию в поисках, так сказать, фольклора насчет клубнички - хотел найти что-то скабрезное, перевести - и в США выгодно продать как русскую экзотику. Указали ему на анекдоты про поручика Ржевского. Поначалу он в полный восторг пришел, но, как он пишет - как стал переводить - понял, что анекдоты эти так ужасно непристойны (так и написал - ужасно), что в США средний читатель их читать не станет. И покинул он сие мероприятие, о чем и написал в своих впечатлениях.
Я тогда прочел и удивился - невинные анекдоты про Ржевского гораздо менее непристойны чем жуткие наши комедианты, сравнивающие Холокост с поносом или мужчины, объявляющие, что они сейчас снимут штаны, а ведущий говорит, что он уже заранее возбудился. И чего только я не наслушался от коллег, так что странно..
Но… отложил я поручика на почти 20 лет.. пришлось много еще прослушать и понять, пока не появилась у меня теория разгадки этой тайны:
В США нет равенства. Любые посиделки, тусовки, барбекю, игры в гольф, даже при внешнем демократизме - весьма и весьма специальны. И обыватель - он предпочитает хохмы юмору - все должно быть на виду, грубовато как колбаса, без подтекста и без подначки; голая девица - то хорошо и здорово, а вот о толстяках лучше не шутить, о рогоносцах - тоже, еще кто-то на себя примет- и навеки затаит неприязнь. Жители США отличаются злопамятностью по мелочам - народ они простой и чувства у них простые.
А вот анекдоты про поручика Ржевского - упражнение равных. Среди своих, даже в трамвае можно рассказать - никто не обидится и уж конечно, на свой счет не примет. Кстати, неплохая идея - в общественном траспорте по радио анекдоты травить - вот скандалов-то и не было бы. В США и это не пройдет - у нас в этих гробовых автобусах, мотающихся по непоределенным маршрутам, всегда - полное молчание, в метро - тем более. А вот поручик Ржевский - дитя веселого, еще советского зрителя, который после Гусарской Баллады - принял и развил образ. Как впрочем, и Штирлиц. Оба они - Ржевский и Штирлиц - советские люди. И американец это почувствовал нутром. Это было как пропаганда.
Пусты американские шутки; ни уму ни сердцу. Очень редко попадается старый юмор - его надо специально искать, и найдя - не с кем поделиться. Пошлость царит, скука вместо юмора - глупое хихиканье - зубы-то повыбивали. Победивший класс жестко следит за своим покоем - сатира покрывается ржавчиной, каламбуря в стакане воды. А тут - неотразимый поручик в плену обнимающих ручек, и один и тот же сон... Не пройдет.
Не коммунизма и не социализма боятся здесь. Боятся равенства, духа свободы, достоинства, чувства чести. Обостренный это страх, молекулярный - свойствен всем - и безошибочно они поднимают тревогу. Нет, не призрак коммунизма бродит, а призрак независимого человека. И ненавидят его вплоть до образов - от бессмертного Швейка до поручика Ржевского. Ведь Швейка в США тоже считают непристойной книгой. Вот такие у нас тайны.
https://t.me/olegyasynsky/603