Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет russki_enot ([info]russki_enot)
@ 2004-11-22 17:44:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Исчезновение детства
Интересный обзор в Отеч. Записках (2004, No. 3)- Neil Postman, The Disappearance of Childhood - автор пишет про Америку, но думаю для России тоже актуально. В частности, к вопросу о том, стоит ли показывать в новостях графические сцены жестокости в любое время суток
Электронные медиа доносят до огромной аудитории одинаковую информацию. Секреты любого свойства, раскрытие которых составляет важнейшую часть информационного потока (в широком смысле слова), не могут быть утаены от детей. Но без социальных секретов детство немыслимо.

Постман делает несколько уточнений относительно своего понимания природы стыда. Он далек от мысли, что стыд как ментальное состояние создается ис ключительно информационной структурой общества. Корни стыда гораздо глубже. Однако в обществе, которое не хранит своих секретов, стыд не может быть средством социального контроля и ролевой дифференциации. Постепенный отказ общества стыдиться чего бы то ни было сопряжен с обеднением форм поведения. В умении вести себя за столом, в языковом поведении, в правильном выборе костюма отражается самоограничение и самоконтроль личности. Само представление о приличиях, напоминает Постман, появилось после изобретения типографского станка, хорошие манеры являются социальным аналогом грамотности. Подобно тому как грамотность организует интеллектуальную иерархию, манеры отражают и формируют иерархию социальную. И тому и другому надо прилежно учиться у взрослых.

Непосредственно к этому смысловому кругу примыкает проблема исчезновения детского любопытства. В мире актуальной, быстро меняющейся, общедоступной информации взрослые перестали быть авторитетными проводниками детей по лабиринту знаний. Область известного и область еще не познанного соединены мостиком любопытства. По мере того как электронные медиа, прежде всего телевидение, размывают границу между ними, любопытство сменяется цинизмом или самонадеянной заносчивостью. Дети начинают ориентироваться не на авторитет взрослых, а на информацию, поступающую «ниоткуда».

Необходимо заметить, что автор книги отнюдь не является морализатором и завзятым хулителем современности. Рассуждая о социальных разграничителях, важнейшим среди которых является стыд, Постман вполне отдает себе отчет в неоднозначной сложности происходящих в культуре процессов. С течением исторического времени многие тревожные и острые темы (связанные с отношением между полами, насилием, кровосмешением, душевными болезнями и т. п.) закономерно переходят из сферы постыдного в разряд публично обсуждаемых социальных, политических и психологических явлений. Было бы нелепо, пишет он, требовать, чтобы все эти вопросы навсегда оставались в темной нише общественного сознания. И тем не менее, оказываясь не в состоянии скрывать подобные секреты от детей, мы должны быть готовы к последствиям этого.

Ребенок, пока он остается таковым, должен быть убежден в том, что взрослые могут контролировать свои физиологические порывы, побуждения к жестокости и насилию. Эта убежденность помогает ему обрести уверенность в себе, развивает рациональное отношение к окружающему миру, необходимое для учебы, и в будущем поможет бороться с превратностями судьбы.


(Добавить комментарий)


[info]cema@lj
2004-11-22 11:59 (ссылка)
Конечно, опора ребёнка на взрослых нужна ему (и не только в детстве). Но выражение "физиологические порывы" меня смущает. Должен ли ребёнок смотреть на взрослых как на богов? Тем более что подробности весьма физиологического характера про своих родителей ребёнок узнаёт обычно (нормальным образом) ещё в детстве.

Про остальное я хуже знаю, например про "манеры". Вроде бы правила поведения и этикет (последнее в широком смысле слова) существовали задолго до изобретения печати. Это не отменяет метафору, предложенную в отрывке, но придаёт ей, мне кажется, несколько пошловатый привкус.

Вообще же дети разные. Кто-то мучает лягушек, а кто-то не может заснуть от переживаний по поводу книжных героев. И это вполне может быть один и тот же ребёнок. В какой степени на них влияют ужасы по телевизору, а в какой "бяка-закаляка кусачая", ими же придуманная? И как, переживая это, они приспосабливаются к миру, а как приспосабливают мир под себя? Защитные механизмы у них работают не хуже, чем у многих взрослых.

В общем, не знаю, как читать такие книги без карандаша в руке. :-)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]enot@lj
2004-11-22 12:48 (ссылка)
С карандашом, причем оригинал.
Пожалуй, про печатный станок он погорячился, но это не главное.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]cema@lj
2004-11-22 13:17 (ссылка)
Нет, это не главное. Просто от каждой фразы начинают разбегаться мысли, и книжка после этого кажется глубокой, даже если в ней нету особой глубины. Может, это и к лучшему.

(Ответить) (Уровень выше)