Письмо из Кобяя (2/2)
13.XII.84.
Дорогие мои! Я уже 5ый день в Кобяе, в гостях у Ю.Ф. Сегодня начали пилить дрова, а предыдущие дни расходовались на 1) бытовое самообслуживание: топка, готовка пищи, заготовка воды (снега) и т.п. 2) занятия волновой логикой: чтение статей Ю.Ф., книги Нильса Бора, разговоры на эту тему 3) общение с местными жителями, в основном с хозяйкой Тамарой Алексеевной и ее мужем Юрием Павловичем.
Тамара Алексеевна - мать троих взрослых детей, живущих кто где. С ее младшей дочкой очаровательной 15-летней Анютой я познакомился еще в Якутске. Когда-то первый муж бросил Тамару Алексеевну, и она “поднимала” детей в одиночку. 2 года назад сослуживец "просватал" ей заочно одного зэка (сослуживец сам только освободился из лагеря). Т.А. начала с этим неведомым зэком переписку, условилась о свидании, затем вместе с его сестрой полетела в поселок, где находился лагерь, и по документам сестры(на свидания ведь допускаются только родственники) прошла в зону. Охранник обратил внимание на непохожесть натуры на фото в документе, но Т.А. уверила его, что в век химии женщины вольны менять внешность. Очень ярко описывала Т.А. свои переживания в тот момент: вот сейчас войдут в комнату три зэка; хоть бы догадаться, кто тот самый, к счастью с которым она, уже 45-летняя в то время женщина, стремилась, как рыба на нерест; он ведь тоже никогда ее не видел...
Юрий Павлович почти всю свою взрослую жизнь провел в лагерях (23 года!) за разные преступления (в том числе и убийства). Но натура, однако, не уголовная, а мужик в трезвом состоянии - добрый и деликатный. Никогда не имел своей семьи, своих детей. Тамара Алексеевна была когда-то замужем за выходцем из страны Суоми, поэтому ее дети - красивые блондины. Она закончила техникум и сейчас в Кобяе заведует газовым хозяйством. Женщина очень живая эмоционально, очень хорошо относится к Юре Орлову.
И вот они встретились - зэк и женщина. Юрий Павлович вошел в комнату свиданий и с криком "Сестренка!" бросился к Т.А. Угадал!
Ему было скоро освобождаться, и они поженились. Их жизнь омрачает водка. Ю.П. пьет и в состоянии опьянения ревнует Тамару ко всем прошлым и будущим.
Вчера Юра пошел на почту звонить, и меня в это время посетила якутка Люба. Вначале: - Мне 27 лет, а тебе сколько? - Я тебе в отцы гожусь. - Ты красивый, а я тебе нравлюсь? - Я не люблю, Люба, пьяных женщин.
Обиженно: - Уж и выпить нельзя. Потом: - Негостеприимный ты.
И обругала матом. Задел я ее чувства по-настоящему, когда сказал, что если она пьет и ругается, значит детей своих маленьких (у нее двое) не любит (мужа, который сейчас учится в Москве, не любит - это пустяки, это правда и не заслуживает разговора).<...>
Ну вот, погрелись, еще попилили, и я переколол дрова. Как славно колется лиственница! Забытые ощущения в мышцах. Я говорю Юре: "Напишите Тане, как я колол дрова. Пусть поймет, какого мужика бросила..."
Юра живет в собственном доме Т.А. и ее мужа, они тем временем живут в казенной квартире при газово-тепловом хозяйстве в 20 мин. ходьбы на другом краю поселка. Стены дома из досок с засыпкой и потолок утеплен. Несмотря на это, t° к утру падает до 6-7°, под одеялом и импортным пуховым спальником тепло, жить можно.<...>
При хозяйском доме есть т.н. хатон - помещение, где хозяйская свинья и подаренные Юре куры во главе с петухом (драчливый, Юре щеку проклюнул до крови). Хозяева иногда сами приходят покормить свинью, а иногда ее кормит Юра.
Юра занимается с хозяином арифметикой для поступления в техникум. С надеждой, что эти занятия отвлекут его от злоупотребления алкоголем . 48-летний дядя пытается усвоить бессмысленность деления на 0 и пр. мудрости, внушаемые ему профессором. Педагог Юра превосходный, что называется - от Бога, но пристрастие к змию обладает дьявольской силой.
Ну вот, пожалуй и все. <...>
Насколько я помню, в один из последних дней, проведенных папой в Кобяя, Юрий Павлович напился, вышел с топором, папа его смог утихомирить, пользуясь профессиональными навыками.
В Сангарах папа ждал пять суток в аэропорту самолета до Якутска.
Привез лакомство – строганину.