Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет russki_enot ([info]russki_enot)
@ 2011-08-29 22:47:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Entry tags:death, старость

О старости и смерти
А чего люди больше боятся - немощной старости или смерти?
Неизлечимой разрушительной болезни или смерти?
А что люди предпочтут, если вдруг автокатастрофа, остаться калекой или погибнуть?


У меня смешанные мысли на эту тему.
С одной стороны, я общаюсь или знакома с теми, кому под 80, за 80, за 85, под 90. Разговоры о смерти связаны с плохим самочувствием, самочувствие улучшается - и речь будет о жизни. И с человеком, который в 38 лет оказался парализован ниже пояса в ресультате аварии, я тоже знакома, и с момента аврии прошло лет 40, и многие годы человек работал и водил машину. То есть, пока жизнь сносна физически, она, похоже, желанна.

С другой стороны, чужого опыта недостаточно, и мне хочется подумать на эту тему.
Можно заранее сообщить свои пожелания на случай недееспособности.
Можно ожидать, что человек сможет распоряжаться своей жизнью в конце жизни (это не то же самое, что пожелания на случай комы).
Из этих мыслей получается, что я боюсь немощной старости больше, чем смерти. И в этом есть что-то неправильное. Отдать предпочтение смерти, если нет физических мучений, малодушно, что ли. Или наоборот, когда приходит срок, и есть выбор, смелость нужна, чтобы предпочесть смерть?

Раньше людям было трудно поверить в свою смертность. А сейчас в свое старение. Кто-то не планирует стареть. Кто-то, наоборот, планирует в старости путешествия и прочие каникулы. Подозреваю, мало кто планирует свою глубокую старость. А если сильно зажмуриться, все страшное исчезнет.
Чего-то не могу нащупать ничего устойчивого и нерелигиозного.

Интернетом навеяло



(Добавить комментарий)


[info]uzheletta@lj
2011-08-30 00:35 (ссылка)
тоже знакома с человеком, ставшим парализованным в 50.
и, из-за работы много думала о старости, немощности, слабости и еще, о деменции. если бы от меня хоть что-нибудь зависело, однозначно выбрала бы смерть. вообще, когда думаю об этом, до главное, чего хочется, это увидеть детей самостоятельными и счастливыми. ну и много всего успеть тоже, кончено.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]lena_shagina@lj
2011-08-30 00:50 (ссылка)
"главное, чего хочется, это увидеть детей самостоятельными и счастливыми"

Я вот уже увидела, и обнаружила, что за этим горизонтом много чего, и новые главные...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]uzheletta@lj
2011-08-30 00:57 (ссылка)
очень на это надеюсь :)
моей маме 60, на прошлой неделе вышла замуж. очень вдохновляет.
не замужество, конечно, а как раз постоянно отодвигающаяся линия горизонта.
(но есть момент, когда она правда больше не отодвигается, насколько понимаю, речь как раз об этом).

(Ответить) (Уровень выше)


[info]enot@lj
2011-08-30 00:52 (ссылка)
Как раз думала про тебя, но не в связи с твоей работой.

Дети становятся самостоятельными гораздо раньше, чем наступает глубокая старость у родителей. Дети могут сами уже стать почти что стариками. Так оно теперь устроено. И это меня тоже смущает.

И то, что деменция наступает не в один день, а по капле, и непонятно, как человек может сам отследить снижение своего интеллекта, тоже.

А смущает это меня потому, что я не понимаю чего-то главного.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]uzheletta@lj
2011-08-30 01:04 (ссылка)
тоже про тебя думала (не в связи со старостью).
деменция - самый большой страх.
пока осознаешь себя, то можно заняться хотя бы вот этим самым осознанием.
а когда оно теряется, вообще не за что держаться.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]enot@lj
2011-08-30 01:13 (ссылка)
Самый болшой страх, если ты снаружи этого состояния. А если внутри? Твоих пацинетов, тех, которые были сниженные, это беспокоило?

Вообще, бывает всякое. У нашей соседки есть подруга, которую постигла алалия. Она узнает людей, места, изредка может сказать фразу, но обычно ничего не может.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]uzheletta@lj
2011-08-30 01:18 (ссылка)
беспокоило в начальной стадии (они уже хорошо понимали,что происходит и куда оно идет). начальная стадия длится долго (несколько лет).
тогда люди стыдятся, когда с ними здороваются, а они не узнают. пугаются, что не помнят очевидных вещей и т.д
зато ярко и остро всплывает детство, и оно, как правило, теряется последним.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]enot@lj
2011-08-31 15:34 (ссылка)
Да. И вот человек в середине жизни и бодром состоянии ума примеряет это на себя и хочет сойти на предыдущей остановке. А чего мы хотим, когда разум слабеет, и мы это еще понимаем?

(Ответить) (Уровень выше)


[info]lena_shagina@lj
2011-08-30 00:48 (ссылка)
У раннего Аксенова где-то было что-то вроде -- хорошо им, красивым бабам. Они, дуры, смерти не боятся, они старости боятся.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]enot@lj
2011-08-30 00:59 (ссылка)
Это он про то, как красивая женщина со страхом ожидает того времени, когда на нее перестанут, скажем, оглядываться на улице. Но это не про 80 лет.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]nechaman@lj
2011-08-30 02:24 (ссылка)
Пугает, как мне кажется, не беспомощность, как таковая, а распад личности. Во всяком случае, меня.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]enot@lj
2011-08-31 15:41 (ссылка)
Меня и то, и другое пугает.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]_disaster@lj
2011-08-30 07:33 (ссылка)
Я вчера со своей бабушкой по скайпу общалась, 85 ей.
- Жить неинтересно, - говорит, - но вот ходить начну (она упала и ушиблась, не встает сейчас) или кто-то приедет - тогда интереснее будет. Ну вот я долгожитель, а радости мне это не дает.

Она до 70 лет жила в сибирской деревни, где очень много хлопот по хозяйству, потом переехала в райцентр, там очень расслабилась и начала смотреть сериалы сутками. Потом ее взяли в семью дети, когда здоровье ухудшилось. И она говорит, очень скучает по тому дому, где она жила одна со всеми удобствами.
А для нас сибирский дом - волшебное место, корни, а райцентр - это скучища со всем этим постоянно работающим телевизором и бардаком в квартире.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]enot@lj
2011-08-31 15:43 (ссылка)
Хорошая бабушка, в 85 общается по скайпу! Ей не хватает внешних впечатлений, а будь они, она бы больше радовалась, я правильно понимаю?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]_disaster@lj
2011-08-31 16:04 (ссылка)
Мне кажется, ей независимости не хватает. Она вспоминает период независимости, не такой уж длинный.
Там семья довольно большая, впечатления есть.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]amerik@lj
2011-08-30 11:39 (ссылка)
80 представляется некоторым порогом, до которого не хотелось бы дожить.
один из дедов дожил до 86, его было очень жалко, и сам не особенно хотел -
особенно последние три года, на которые он пережил своего старшего сына,
моего отца. матери 73, страх маячит где-то на горизонте.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]shapira@lj
2011-08-30 15:15 (ссылка)
ну это все индивидуально.
Моя бабушка 96 лет очень самостоятельна, конечно, здоровье слабое, но она читает, гуляет, ум и память - железные.
А мама, которой 70, жалеет себя, страдает, и мается...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]amerik@lj
2011-08-30 16:09 (ссылка)
да, конечно, по-разному бывает. вот какой-то математик, не помню
точно, кто, написал свою последнюю статью в возрасте 101 года; правда,
не один, а с учеником, которому было тоже за 80. моя матушка физически
пока вполне в форме, выглядит вообще прекрасно; единственное, что
бросается в глаза - стала путать всякие числа и даты просто со страшной
силой. деда было как раз жалко чисто физически; хотя подозреваю, что
повлияло и то, что его как-то отодвинули от работы, без которой он себя
не представлял совершенно.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]shapira@lj
2011-08-30 15:13 (ссылка)
у Ялома есть книга на эту тему "вглядываясь в Солнце", ну и по-английски, соответственно, "Staring at the Sun: Overcoming the Terror of Death". наверное, в оригинале лучше, чем перевод. Он хороший - Ялом.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]enot@lj
2011-08-31 15:47 (ссылка)
Я думаю, что читала эту книгу. Это там он во всяких жизненных проблемах и страхах своих пациентов находит завуалированный страх смерти? За искл. одной женщины, которая с детства боялась смерти, т.е. страх был на поверхности.
Не совсем про то, мне кажется.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]shapira@lj
2011-08-31 15:53 (ссылка)
нет, это где он пишет о том, как люди учились жить со страхом смерти, или признавая смерть.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]i_not@lj
2011-09-22 14:38 (ссылка)
Религия - опиум для народа или нет?

(Ответить)