Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет sapojnik ([info]sapojnik)
@ 2006-08-22 11:02:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Воспоминания очевидца
...Очень день был хороший, АТМОСФЕРА. Люди светлые, ожидания приподнятые... Даже погода соответствовала: дни путча все были какими-то пасмурными, а 21-го развиднелось.
Какие были главные чувства 21 августа? "Мы победили!" и ОБЛЕГЧЕНИЕ. Все-таки было ощущение, что страна буквально прошла над пропастью. Мочилово, что ни говори, могло выйти знатное.

Я был у Белого Дома в числе первых - уже часам к 10 утра 19-го августа. Правда, перед этим побывал на Красной Площади. Все были какие-то ошарашенные, бродили туда-сюда, никто не понимал, что делать... Я поехал к Белому Дому. Был я выпускник МГУ (только выпустился), безработный, веселый, коммунистов терпеть не мог, пожалуй, даже больше, чем сейчас. У Белого Дома еще ничего не было, никаких баррикад, народ только начал понемногу стекаться. Все опять же были слегка растеряны, спрашивали друг у друга - "Что делать?" Все говорили о том, что в Москву входят танки. Погода еще, как назло, была гнуснейшая: очень пасмурно, очень низкие, насквозь мокрые тучи, которые того и гляди "протекут", в воздухе уже морось. Ждали Ельцина, но он не выходил.
Тогда вокруг БД не было в помине никакого забора, народ собирался на ступеньках. Начинался понемногу стихийный митинг. Кто-то уже выступал, кричал что-то вроде "Мы не допустим!" "Победа или смерть!", "ГКЧП не пройдет" и т.п.
И тут как раз долго собиравшийся дождь наконец пошел! И ВСЕ побежали к БД, под "козырек". Меня, помню, рассмешило, что те же люди, которые только что клялись погибнуть и не жалеть своей жизни, так быстро ломанулись под навес, опасаясь промокнуть.
И вот, когда дождь малость поутих (в сущности, он так проморосил все 19-е), кто-то предложил строить баррикады. Надо понимать, насколько ДИКОЙ была эта идея ТОГДА, в центре еще советской Москвы! Само слово "баррикады" - это было что-то книжное, не имевшее никакого отношение к реальной жизни - с парткомами, месткомами, карточками на сахар, комсомольскими билетами, заказами и "моя милиция меня бережет". БАРРИКАДЫ?! От кого? Как?
До этого НИКТО из нас не перекрывал улицы и даже, уверен, не думал о том, что такое вообще возможно В НАШЕЙ ЖИЗНИ. В этом смысле, кстати, любые сравнения украинского Майдана с БД 91-го хромают; хохлам было, безусловно, гораздо легче психологически - они имели перед глазами ОБРАЗЦЫ и знали, что, в общем-то, не совершают ничего такого уж экстраординарного.
Нас тогда, в 11 утра у БД, было, наверно, человек 400. Не больше. Я не помню среди нас каких-то известных людей. Никакой организации - люди ПРОСТО ПРИШЛИ. Помню свои чувства: возмущение, воодушевление... и СТРАХ. Страха было много... Солдаты, танки. Я уже их видел - и, в общем, как-то не мог сам себе ответить на вопрос, что, собственно, я буду делать, если они-таки начнут стрелять.
Тем не менее мы взялись за "баррикаду". Сейчас, скажем, возле нынешнего БД баррикаду и строить было бы не из чего. Что, булыжники из мостовой выковыривать? Так поди их выковыряй!
Но тогда, в 1991-м, очень кстати оказалось, что прямо возле Белого Дома шла какая-то застарелая стройка. Т.е. стройка была, по советскому обыкновению, начата бог весть когда и заброшена. Но прямо на территории в изобилии валялись какие-то блоки, проволока, балки, кирпичи. И никаких "строителей". Мы встали в цепочку и стали передавать эти все стройматериалы в "баррикаду".
Народу прибывало с каждой минутой. Думаю, каждые полчаса - человек по 500. Люди шли "на Ельцина" - и включались в строительство баррикад. Вскоре пришла новая "светлая идея". Люди стали хватать троллейбусы, отцеплять их от проводов и на руках толкать, перегораживая таким образом Новый Арбат. Это было весело, отчаянно. Я сам поучаствовал в "передвижке" первой пары троллейбусов, а потом решил пойти "в город" - глянуть, что там происходит.
Помню, я поднялся аккурат до "Глобуса" на Новом Арбате - и уже подходя, услышал жуткий рев двигателей. Вскоре с прилегающей улицы на пустынный новый Арбат вылетела колонна БТР. Машин, наверно, с десяток. Они лихо развернулись и пошли вниз - как раз к Белому Дому, где только-только выставили троллейбусы поперек дороги.
С БТР весьма недвусмысленно поглядывали в мою сторону крупнокалиберные пулеметы. Помню, их "взгляд" мне крайне не понравился. Я стал прикидывать - что делать, если они начнут сейчас стрелять? Смотрел на цветочные бордюры - ух, черт, ненадежное укрытие...
Однако случилось совсем непредвиденное. На Новом Арбате машин не было, а вот народу на тротуарах было очень много - почти все шли к Белому Дому. Сначала народ, испуганный именно РЁВОМ двигателей (совсем не городской звук - моторы-то без глушителей) отхлынул. А потом люди просто ХЛЫНУЛИ на проезжую часть, к БТРам. При этом все орали что-то вроде "Народ и армия едины!" Я удивился - люди как-то внезапно запрудили только что абсолютно пустынный и очень широкий Новый Арбат. БТРы пытались двигаться вперед, но вскоре буквально УВЯЗЛИ в людском море. Они встали, даже не дойдя до "баррикады из троллейбусов".
В "брониках" сидели довольно хмурые солдаты и офицеры (видно, что невыспавшиеся). Все - с автоматами (потом, правда, говорили, что будто бы никому из них не выдали патронов; но пойди разбери, есть у него патроны или нет, особенно на виду у крупнокалиберного пулемета!). Бабки сразу стали совать солдатам сигареты, воду, хлеб - кто что.
Запомнил еще один забавный момент. Большая толпа, плотно обступившая передний БТР. Солдаты безучастны, чуть впереди виден офицер (капитан) в камуфляже. Вид у него довольно злобный и недовольный. Из толпы в основном женские голоса, все больше сердобольные да причитающие, вроде "Ой, сыночки! Да зачем вы сюда приехали? Да кто ж вас сюда прислал, окаянных? ЧТо ж вы ездите так громко?" и т.п.
Нашелся и, как водится, в толпе некий въедливый старичок, с медалью на груди, который стал наскакивать на БТР, тыча почему-то пальцем в злого и усталого капитана: "Это что ж! - кричит старичок. - Это как понимать? Да неужели ты, сынок, стал бы стрелять в НАРОД?!"
Военные доселе молчали, как партизаны, и тут неожиданно офицер ответил: "Стал бы!" Толпа, стоявшая довольно плотно, аж отпрянула метров на 5 - от неожиданности. "Дда... - прокричал старичок севшим голосом. - Как?!" "Да! - так же зло отвечает капитан. - Был бы приказ - стрелял бы!"
Но толпа на удивление быстро отошла от шока. Снова подошла к БТР почти вплотную. Старичка оттерли, снова вступили женщины. "Да как же так, сынок? - заново, ласковыми голосами начали они. "Сынок" махнул рукой и чуть ли не сплюнул. Его БТР в любом случае плотно "сел на мель". Я стал выбираться из толпы...
Такие сцены "захвата" толпой всяких БМП и даже танков я потом видел не раз в разных концах города. Москва буквально растворяла в себе армию - как организм постепенно растворяет попавшее в него инородное тело.
Что несомненно - Москва тогда В ПОДАВЛЯЮЩЕМ БОЛЬШИНСТВЕ была на стороне Ельцина и против ГКЧП. Это точно. Если даже и были сочувствующие "путчистам", то они, думаю, просто не рисковали высказывать свою поддержку вслух. Могли элементарно побить.
Вовсю гуляли всякие "народные слоганы". Например "Забил заряд я в тушку Пуго..." (Пуго - член ГКЧП; вскоре после разгрома ГКЧП якобы покончил самоубийством). Или "Кошмар! На улице - Язов!" (на мотив названия очень популярного тогда ужастика "Кошмар на улице вязов"). (Язов - член ГКЧП, министр обороны СССР).
А по-настоящему страшно - без шуток - было в ночь на 21 августа. Все ждали штурма. В этот день к БД пришли мой отец и мой дядя - прямо из-за праздничного стола (у моего отца 20 августа - день рождения). И мы стояли в оцеплении, под смертельно надоевшим дождем, взявшись за руки. Я стоял и никак не мог понять: если пойдут, блин, танки - как поможет наша цепочка?!

Но танки не пошли, слава богу.
И социализм кончился.


(Добавить комментарий)


[info]bibliofil@lj
2006-08-22 04:07 (ссылка)
Это интересно. И поучительно. Но только для того, кто хочет услышать. Стоит ли метать бисер

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]illyn@lj
2006-08-22 04:15 (ссылка)
Конечно.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]sapojnik@lj
2006-08-22 04:25 (ссылка)
В смысле - "конечно, стоит"? :))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]illyn@lj
2006-08-22 04:32 (ссылка)
Хорошая важная запись.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]bibliofil@lj
2006-08-22 04:33 (ссылка)
Конечно нет ))

Я могу принять необходимость разбора полетов в обычных масс медиа, но в жж это безперспективно.

Народ здесь в основном уже сформировавшийся, Идейно Упертые.

Бисер.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]sapojnik@lj
2006-08-22 04:35 (ссылка)
Не скажите. Многие нормальные люди читают, мотают на ус - просто не комментируют.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]bibliofil@lj
2006-08-22 04:38 (ссылка)
Дай то Бог. Мне не хватило бы терпения

(Ответить) (Уровень выше)


[info]ex_chokoladn579@lj
2006-08-22 07:06 (ссылка)
я, как родившаяся в середине 80-х, прочитала с огромным интересом.
так что спасибо большое.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]ex_o_b_vinit70@lj
2006-08-22 04:12 (ссылка)
"Кошмар! На улице - Язов!"
заголовок из Коммерсанта,Общей газеты

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]mikluha_maklai@lj
2006-08-22 04:15 (ссылка)
Революции совершают идеалисты.
Плодами пользуются негодяи.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]_che@lj
2006-08-22 06:18 (ссылка)
Но даже это правило не повод, чтобы революции не делать. Иначе до сих пор бы в обществе Древнего Египта жили :)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]sapojnik@lj
2006-08-22 04:16 (ссылка)
Я уж не вспомню: то ли они это придумали и от них "пошло в народ", то ли, наоборот: родилось в народе, а ребята пропечатали...

(Ответить) (Уровень выше)


[info]sapojnik@lj
2006-08-22 04:23 (ссылка)
Просто я это прочел точно не в газете, а на стене краской.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Первоисточник.
[info]lgdanko@lj
2006-08-22 06:09 (ссылка)
Там и было. На стенах. Краской. Красной.

(Ответить) (Уровень выше)

Я тоже вспомнил
[info]kir16@lj
2006-08-22 05:09 (ссылка)

(Ответить)

Размышления в тему.
[info]andorro@lj
2006-08-22 05:32 (ссылка)
http://kotkin-egor.livejournal.com/2400.html#cutid1

(Ответить)


[info]arxipov@lj
2006-08-22 06:37 (ссылка)
Здорово.
Я только уточню одну мелочь: дождь уже поздним вечером 20-го августа прекратился, ну, может, упало капли две. Влажность была высокая, да, было довольно тепло, но ночью дождя не было.

(Ответить)


[info]trident78@lj
2006-08-22 09:42 (ссылка)
"Какие были главные чувства 21 августа? "Мы победили!" и ОБЛЕГЧЕНИЕ. Все-таки было ощущение, что страна буквально прошла над пропастью. Мочилово, что ни говори, могло выйти знатное."

С облегчением!

(Ответить)

Сапожник и телевизоры.
(Анонимно)
2006-08-23 00:53 (ссылка)
Галковский пролил свет, зачем вы там все у белого дома отирались - вы там телевизоры тырили!

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: Сапожник и телевизоры.
[info]mitrichu@lj
2006-08-24 15:21 (ссылка)
Ну да. А Философу не досталось - он был на случке. Вот и злобствует.
Надо ему телек купить - подобреет.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]maryxmas@lj
2006-08-27 05:23 (ссылка)
я вот одно понять не могу -- а что, обязательно надо было нас хохлами называть? неужели так трудно запомнить, что мы -- украинцы.
к тому же, у нас не строили баррикад на Майдане. не говоря уже о том, что у нас хватало своих примеров.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Виноват!
[info]sapojnik@lj
2006-08-27 05:24 (ссылка)
Это я любя!

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

пфуй.
[info]maryxmas@lj
2006-08-27 05:35 (ссылка)
вы евреев, часом, любя жидами не называете?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: пфуй.
[info]sapojnik@lj
2006-08-27 05:36 (ссылка)
Я как-то, лет 20 назад, попробовал - но они, как оказалось, очень обижаются!

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re[2]: пфуй.
[info]maryxmas@lj
2006-08-27 05:40 (ссылка)
от и мы тоже.
при всём моём к вам уважении.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

А напрасно!
[info]sapojnik@lj
2006-08-27 05:59 (ссылка)
Честно говоря, не вижу в "хохле" ничего оскорбительного.

"...Скажи мне, Украйна,
Не в этой ли ржи
Тараса Шевченко
Папаха лежит?

Он медлит с ответом,
Мечтатель-хохол:
"Гренадскую волость
Я в книге нашел..."

Светлова тоже исправлять будем?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: А напрасно!
[info]maryxmas@lj
2006-08-27 06:07 (ссылка)
ну вы же не украинец, правда?
мы видим. сапиенти сат, не?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: А напрасно!
[info]sapojnik@lj
2006-08-27 06:10 (ссылка)
Нет, я русский.

(Ответить) (Уровень выше)

Re: А напрасно!
[info]sapojnik@lj
2006-08-27 06:16 (ссылка)
И все-таки - объясните, пожалуйста, что оскорбительного вы видите в слове "хохол"?

"Жид" - понимаю, у этого слова есть в русском и вненациональная отрицательная коннотация - "жадный", "жадина". В старшей группе детского сада, помню, мы так и говорили слишком жадным товарищам - "ну ты и жид! Жидюга!" - совершенно не имея в виду национальность товарища.

Но с "хохлом" что не так?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re[2]: А напрасно!
[info]maryxmas@lj
2006-08-27 12:19 (ссылка)
дело не в коннотации. она как раз является производной от
уничижительного названия евреев.
так и с хохлами. это оскорбительное слово. за него, как и за жида,
могут не только обидеться, но и в бубен настучать.
как за ниггера.

(Ответить) (Уровень выше)

Re: А напрасно!
[info]morreth@lj
2006-09-09 17:00 (ссылка)
Зеркально симметричное "кацап" вас бы обидело?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: А напрасно!
[info]sapojnik@lj
2006-09-09 17:06 (ссылка)
Честно говоря, нет. С кацапом у меня единственная ассоциация - "пацак" из фильма Данелии "Кин-Дза-Дза".

(Ответить) (Уровень выше)