Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет sapojnik ([info]sapojnik)
@ 2006-10-22 04:41:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Читая макулатуру
Должен признаться в одном грехе: я часто, особенно в командировках, читаю всякую «мусорную литературу» - детективы там, приключения, фантастика… Причем предпочитаю, как правило, отечественную, «про наших» - ну, просто потому, что оно как-то роднее…
В мусорной литературе есть свои направления: там тоже деление – на «патриотов» и «либералов»! Писатели-«либералы»-рыночники - это, конечно, Сорокин с Пелевиным: их я читал мало, да и то, что попалось, читал с отвращением. Не годятся они для поездного, командировочного чтения: в дороге и так уюта не хватает, а от этих только хуже делается. Что путешественник? Это человек, волей-неволей ощущающий себя песчинкой, жалкой игрушкой посреди равнодушных мировых стихий. Болтаешься ли ты в поезде, вжимаешься ли в подушку клаустрофобического номера гостиницы, или же, наоборот, пытаешься найти себя в бесконечном зале провинциального ресторана – всё одно: чужие люди везде, чужие вещи, и только одно греет сердце надеждой на встречу с теплым милым домом: сотовый телефон да кошелек с суточными в кармане пиджака.
В такой ситуации какой может быть Сорокин?! Скудный, вялый, серо-белый взгляд на мир и ледяное равнодушие ко всему, изморозью проступающее в каждой букве текстов – читать такое может себе позволить только мазохист. И механический «юмор» Пелевина тут тоже не поможет – это всё не более чем шутки полотенцесушителя, установленного в европейской камере смертников: может, и остроумно, но как-то не к месту.
То ли дело – писатели-«патриоты»! Простые, душевные парни. Герой у них всегда – скромный ПОЖИЛОЙ инженер, враги у него – кавказцы и евреи, милиция продажна, а в трудную минуту на помощь приходят доблестные «органы». И кровь, что характерно, льется рекой: «Тарантино отдыхает». Плюс непременно три-четыре эпизода самого разнузданного секса, в которых, как правило, общий брезгливый тон сочетается с чрезвычайно заинтересованным описанием деталей.
И ведь интересно! Вроде – бред бредом, а есть, тем не менее, какое-то детское обаяние… Не у всего, конечно. Я пытался понять, в чем секрет – и надумал: дело, по всей видимости, в том, что «патриоты» сами свято верят в то, о чем пишут. Все-таки для писателя-беллетриста ВЕРА, мне кажется, гораздо важнее даже ума.
Хотя и среди них, певцов почвенного идиотизма, есть таланты и посредственности. Есть «раскрученные» Головачев и Веллер – оба до жути писучие: ПОЛКАМИ пишут, даже не томами… Но эти все ж приедаются быстро: тот же Головачев – логик, технарь со школьной линейкой, взявшийся при помощи четырех арифметических действий разъяснить, «Как нам обустроить Россию». Скучно. У него в какой-то фантастической (!) книге Чубайс в тайном подземелье посреди Сибири через посредство злых инопланетян организует потайной эмиссионный центр, чтобы при помощи инфляции развалить российскую экономику и тем самым не дать построить здесь ЦАРСТВО ДОБРА!..
Я меняю обоих – Головачева, Веллера и все 200 томов их партийных книжек – на А. (Александра) Афанасьева. Вот это, доложу вам, Человечище! Причем тоже написал много – книг 15 (я прочел все). Однако в книжных по городу (любому) он вообще не продается – а купить его можно только и исключительно на вокзалах. И больше нигде!
Загадочный автор. Афанасьев – мистик. Наверное, он сумасшедший, но сумасшедший НАШ, родной: вся новейшая история России в его воображении переплавилась в нечто невообразимое, в какого-то нового Толкиена. В ЕГО России российскому путешественнику уютно жить. Поскольку сразу, умиротворяюще понятно, что спасения нет: это мир, населенный инфернальными монстрами. Чубайс в этом мире тоже есть – но это не головачевский опереточный агент инопланетного ЦРУ! Нет, у Афанасьева Он упоминается, посреди всех беспредельных и беспрерывных ужасов повествования, два или три раза, С ПРИДЫХАНИЕМ, как подобает, и иносказательно – как «рыжий Толян». И по контексту сразу становится понятно, что это, собственно, ИМЯ ДЬЯВОЛА, то есть настолько леденящее душу, запредельное Зло – что уже даже почти и не пугающее. Потому что всеобъемлющее…
Вот как надо! А какие у Афанасьева кавказцы… Какие кавказцы! Это подземные исчадия… Ни один Сорокин, будь он хоть трижды «великим стилизатором», не опишет Кавказца так, как Афанасьев: ибо для таких портретов нужно не мастерство, а нужна прежде всего истовая, средневековая, искренняя до боли смесь ненависти, уважения и всепоглощающей ВЕРЫ монаха в Дьявола как Врага Рода Человеческого…
Нет, Афанасьева надо читать – это наш, русский Гофман!
Впрочем, основная канва у него всё та же: конечно же, и у него главный герой – простой безработный русский ПОЖИЛОЙ инженер, утративший деньги, работу, веру в людей, справедливость… Словом, всё, за исключением интереса к прекрасному полу.

К чему я вообще затеял весь этот рассказ? А вот к чему. Как-то неожиданно для себя я обнаружил, что за исключением сквозных героев – Инженер, Кавказец, Работник Органов, Чубайс – во всех произведениях «патриотической беллетристики» есть и еще одно общее: во всех книгах обязательно – с незначительными вариациями – присутствует одна ОБЩАЯ сцена!
Еще подумав, я понял, что эта сцена – архетипическая. Собственно, в ней – всё, весь смысл патриотической литературы. А, возможно, и вообще всего, так сказать, «патриотического дискурса» современной российской культуры.
Ну судите сами: 15 книг, разные авторы, разные сюжеты (то герои от инопланетян спасаются, то от иноземных захватчиков, то предотвращают переворот, то разоблачают козни кавказской мафии и т.д.) – а сцена одна и та же везде!
Сцена такая. Герой – пожилой отставной инженер – посреди постперестроечной России (очевидно, 90-х годов) ведет девушку/молодую женщину в ресторан. У героя – надежда на счастье: запоздалое, но прекрасное. Ибо прекрасна его спутница, душевная, красивая, вполне понимающая все его терзания о судьбах Родины…
Но спокойно посидеть героям не дают: к нашей паре подваливает Местный Мафиози (вар. – Сын Местного Мафиози) и в предельно грубой форме приглашает Подругу Героя на танец (вар. 1 – в постель, вар. 2 – пытается сразу изнасиловать). Естественно, за гнусной сценой похабно наблюдают отпетые мерзавцы – дружки Местного Мафиози (или его сына). Кто поможет Пожилому Инженеру? Он трагически чувствует свое одиночество, он готовится погибнуть в неравной схватке…
И тут на помощь приходит Незаметный (ранее) Парень. Он убивает или калечит Мафиозо и спасает всех героев. Естественно, впоследствии оказывается, что Парень – не «просто парень», а он – Сотрудник Органов (но не милиционер, нет). Дальше идет сюжет…

Но он не важен. Как уже отмечалось, в этой сцене – всё. Вся картина мира наших «патриотов». Существенно, что Пожилой Инженер по всем книгам – в сущности, страдательная фигура. Но при этом она, несомненно, alter ego автора и, соответственно, Читателя.
Переведем сцену «на социопсихологический» с «языка символов». Имеем:
есть читатель, ощущающий себя оттесняемым на обочину жизни, слабым, никчемным (образ надвигающейся старости как лейтмотив образа здесь ключевой).
Однако читатель вовсе не хочет списывать себя в утиль – в нем бродят жизненные соки! (ресторан и женщина, что существенно моложе, не оставляют сомнений в такой трактовке) При этом в самом поступке есть легкий, слабоосознаваемый привкус некоего «воровства»…
«Добычу» хотят отобрать, отобрать нагло, грубо… и «без шансов». Молодость, сила и беззаконие – смысл образов «мафиози» предельно ясен. Четко прослеживается ощущение обреченности, безвыходности ситуации: отберут, и всё! Их много, они вооружены, а я один…
Однако, есть надежда – потому что есть ОРГАНЫ! Но не те, которые «на виду» - на них как раз никакой надежды нет. Нет, должны быть «скрытые органы» - они помогут! Они усмирят! Они остановят беспредел, вернут молодость и силу, вернут молодую девушку. Они УБЬЮТ «молодых ублюдков»! И, заметим, сделают всё АБСОЛЮТНО БЕСКОРЫСТНО: скажем, в ситуации вроде бы есть изначальная двусмысленность: молодой сильный парень спасает нестарую девушку от толпы насильников, а при девушке – всего лишь пожилой ухажер… Однако ни в одной книжке нет И НАМЕКА на то, что между Сотрудником Органов и Прекрасной Подругой вообще может «хоть что-то быть»!

А вы спрашиваете, за что ж народ так преданно любит Путина – при полном недоверии ко всем прочим госинститутам?!

Да вот ЗА ЭТО. Читайте макулатуру, господа!


(Добавить комментарий)


[info]aneta_spb@lj
2006-10-21 23:16 (ссылка)
О! Вы тоже заметили это все! Я тоже читаю макулатуру- но специализируюсь на дамском чтиве - там тоже интереснейшие тенденции!
Что-то сходное (правда, кровушки меньше выпускают из героев, поэтому я "мужиков" не покупаю, если нет новой женской фигни, а у меня быстрая скорость чтения) - но есть и отличия. Правда, прекрасный герой бывает как из органов, так и вполне бандитом (ну, что ему бедному при разгуле либерализма оставалось еще делать)
Дамское чтение, к слову, разнообразнее, поэтому любопытнее для анализа.Почему так - не знаю. Хотя есть подозрение, что кое-кто пишет под дамским именем. Ибо если наряд героини описывается двумя словами "платье в обтяжку", но целая страница посвящена техническим подробностям ремонта иномарки, то...

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]tigrus@lj
2006-10-22 12:16 (ссылка)
Ага! Бандит. Но благородный бандит.
И еще. Есть-есть такие, которые пишут под женскими именами. Случилось как-то читать интервью такого (фамилии не помню).

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]aneta_spb@lj
2006-10-22 12:35 (ссылка)
Бандит бывает и вполне брутальный - и замочил, и чемодан денег украл, но героиня вся дрожит от страсти и уезжает - чтобы быть только с ним! - на край света!

(Ответить) (Уровень выше)


[info]domik44@lj
2006-10-22 03:40 (ссылка)
Очень логично. Внушает. Нл кроме психологии частенько пахнет психиатрией:(

(Ответить)


[info]domik44@lj
2006-10-22 03:40 (ссылка)
Я про объект исследования!

(Ответить)


[info]ex_vozrozde@lj
2006-10-22 03:50 (ссылка)
Грешен и я :( Но русское разбавляю англоязычной (в переводе, конечно :) фантастикой. Головачев был интересен, когда пытался писать научную фантастику. Вообще, предпочитаю вымышленных героев и ситуации, отдаленные от нас лет этак на 200-1000. И так все грустно ;)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]breqwas@lj
2006-10-22 06:38 (ссылка)
Причём лучше не вперёд, а назад. Читали Джорджа Мартина? Очень советую. Мир а-ля средневековье, причём очень честно выписанный - без романтизации. И люди такие же.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ex_vozrozde@lj
2006-10-22 09:33 (ссылка)
То же выход. Поищу этого самого Дж. Мартина...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]breqwas@lj
2006-10-22 09:34 (ссылка)
aldebaran.ru, если читаете электронные книги

(Ответить) (Уровень выше)


[info]tari_bird@lj
2006-10-22 05:55 (ссылка)
На самом деле есть вообще большая мировоззренческая проблема - где брать позитив в старости? Не вижу вотечестве ни одного примера, который бы хоть как то воодушевлял.

Вот, например, посмотрела я сейчас Вимвендерсовский "Буона Виста Соушиал Клаб" - совсем другое дело. Старики - а сколько в них позитива, сколько жизни! Как там Рай Кудер в начале рассказывает (сидит в кресле,такой вальяжный, живой, с сигарой) "Мне 90 лет, и у меня пять сыновей. И я сейчас работаю над шестым" Убиться можно от зависти.

(Ответить)

НАТАН ЗОРГЕ
(Анонимно)
2006-10-22 06:05 (ссылка)
Сцена такая. ...Но спокойно посидеть героям не дают: к нашей паре подваливает Местный Мафиози
---
эта сцена присутствует в советском pulp fiction со второй половины 50-х. просто сейчас этих книжек днём с огнём не сыщешь.
ПС
Сорокин - гениальный писатель.

(Ответить)


[info]magnat@lj
2006-10-22 06:19 (ссылка)
О том, как рождается трэш, можно многое узнать у [info]alex_smirnov@lj, которому в последнее время вынужденно приходится пахать на этих плантациях. Тогда вопрос о внутренней мотивации авторов, вероятно, отпадёт сам собою.

(Ответить)


[info]alogic@lj
2006-10-22 12:09 (ссылка)
непременно три-четыре эпизода самого разнузданного секса, в которых, как правило, общий брезгливый тон сочетается с чрезвычайно заинтересованным описанием деталей.

Вот это - пять!

(Ответить)


[info]poulon@lj
2006-10-22 15:38 (ссылка)
>Что путешественник? Это человек, волей-неволей ощущающий себя песчинкой, жалкой игрушкой посреди равнодушных мировых стихий. Болтаешься ли ты в поезде, вжимаешься ли в подушку клаустрофобического номера гостиницы, или же, наоборот, пытаешься найти себя в бесконечном зале провинциального ресторана – всё одно: чужие люди везде, чужие вещи, и только одно греет сердце надеждой на встречу с теплым милым домом: сотовый телефон да кошелек с суточными в кармане пиджака.

Знаете, сапожник, а для кого как;)

ты идешь* по трассе, рюкзак за плечами, ветер в волосах и весь мир у твоих ног, ты кидаешься навстречу стране, как в бескрайний океан, ощущая нитку щоссе, как оголенные провода действительности, то единственно настоящее, без кривых искажений и преломлений, которые еще и остались в нашей жизни

*идешь - здесь - ездттьб автостопом; ср. с ходить в море (мор.)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]poulon@lj
2006-10-22 15:42 (ссылка)
и еще

>В ЕГО России российскому путешественнику уютно жить

мне тоже в МОЕЙ России очень уютно путешествовать
куда лучше чем в резиновой польше или рафинированной европе

(Ответить) (Уровень выше)


[info]jagg@lj
2006-10-23 03:32 (ссылка)
Чудесно. Не хватает только трезвости изложения. Слишком эмоционально,-- зачем провоцировать старых и обделенных? Это задевает, но бессмысленно.

(Ответить)