Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет sapojnik ([info]sapojnik)
@ 2007-05-29 14:19:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Уничижение суда
Во второй декаде мая Конституционный Суд РФ подверг УПК серьезным изменениям. Были отменены и признаны неконституционными сразу три статьи кодекса, запрещающие возбуждать уголовное дело по вновь открывшимся обстоятельствам, если дело находится в стадии судебного разбирательства или по нему есть вступивший в силу приговор, и все это может привести к ухудшению положения обвиняемого или осужденного.

История вопроса такова. На начало 2000-ых мы имели вполне еще советскую, доставшуюся нам еще от времен Вышинского систему правосудия, в которой даже вступивший в силу приговор суда, по сути, еще ничего не означал: по кассационной или надзорной жалобе его всегда могли пересмотреть в любую сторону. Это вполне отвечало реалиям репрессивной, по сути, модели советской правоохраны, в которой прежде всего защищались интересы государства, а не личности. Естественно, что в этой модели суд должен был быть не последней инстанцией, не самостоятельной ветвью власти, но не более чем «приводным ремнем» в системе вынесения приговоров.

Однако в начале правления Путина позиции либералов-западников оказались достаточно сильны, и ими были предприняты серьезные усилия для того, чтобы похоронить советскую систему правосудия и поставить во главу угла интересы личности, а не государства. Для этого, с одной стороны, в 2002 году был принят и вступил в силу новый Уголовно-Процессуальный Кодекс – основной документ, определяющий порядок рассмотрения дел в суде, определения вины и вынесения приговоров. Новый УПК стал практически революционным: его 405-я статья однозначно запретила пересматривать уже вступившие в силу приговоры в сторону ужесточения наказания.

В июле 2002 года и Конституционный Суд РФ выступил в унисон с только что вступившим в силу УПК: он признал неконституционными положения предыдущего УПК, позволявшие ряду руководящих работников прокуратуры (областному прокурору, генпрокурору и его заместителям) опротестовывать в течение года оправдательные (или чересчур мягкие, по их мнению) приговоры, уже утвержденные кассационной инстанцией. Фактически КС выступил против норм, позволявших ужесточать приговоры суда после их вступления в законную силу.
Это был, как мы теперь понимаем, пик в стремлении реформаторов цивилизовать судебную систему. Дальше пошел откат назад, к советской репрессивной системе. Причем особенно печально, что противники реформ принялись «править» УПК, приводя его к советским образцам, используя в качестве послушного инструмента Конституционный Суд.

В 2005 г. Конституционный Суд вернулся к рассмотрению УПК – и признал несоответствующей Конституции знаменитую 405 статью – ту самую, которая однозначно запрещала пересмотр приговоров в сторону ухудшения. 405-я пала тихо, реформаторы оказались настолько слабы, что даже не смогли поднять голос в ее защиту. КС, правда, в 2005 году сопроводил отмену этой статьи «либеральной» оговоркой: мол, приговоры можно ужесточать только в том случае, если при рассмотрении дела в суде были допущены очень серьезные нарушения закона и процедуры (скажем, выяснится, что судья был подкуплен).

Однако и такой компромисс оказался недостаточным: в своем последнем решении от 16 мая 2007 года Конституционный Суд «добил» всю прежнюю идеологию нового УПК 2002 года и фактически вернул ситуацию к советской модели: отныне опять приговоры можно пересматривать не только в случае грубого нарушения судебной процедуры, но и вообще «по вновь открывшимся обстоятельствам». Уже, казалось бы, похороненный 5 лет назад институт «доследования» триумфально возвращается под аккомпанемент слов насчет «соответствия Конституции», «неуклонной защиты прав граждан», «соответствия европейским нормам» и т.п. КС в 2007 году даже не смутило, что он фактически выступил против себя самого образца 2002 года.
И никого это не удивило. Подумаешь! В 2002 году Конституция РФ утверждала (со слов ее штатного толкователя - КС) одно, в 2007 году – другое. Обычное дело, не правда ли?

Что же, собственно, произошло? Больше всего похоже на то, что КС своей серией постановлений упразднил судебную власть как таковую. То есть – именно как власть. Заодно, правда, КС снял с судей так же и ответственность – неизбежную спутницу власти; уже сейчас видно, что многие судьи за это премного ему благодарны.

Фактически КС утвердил неокончательность любого приговора суда, а все так называемое «судебное следствие» превратил де-факто в нечто под названием «Мели, Емеля!» Это не должно быть чем-то из ряда вон выходящим для «советских» - они жили при таком суде все годы советской власти.

При этом ясно, что лишить суды власти, никому ее при этом не передав, нельзя: власть не может просто «исчезнуть». Куда же и к кому она перешла? Ответ очевиден: она перешла (а точнее – окончательно вернулась) в Прокуратуру.

Неуловимо сместились акценты. Если раньше, в 2002 – 2007 гг. Прокуратура должна была искать доказательства и обосновывать обвинение, а суд оценивал качество ее работы и выносил ВЕРДИКТ – то теперь будет наоборот, так, как «привычно»: суд рассматривает дело и пишет приговор, а если он Прокуратуру не устраивает – она его с легкостью отменяет «по вновь открывшимся обстоятельствам» и заставляет суд потрудиться еще. В точности, как хозяин наказывает нерадивого работника.

Впрочем, в нынешней суровой реальности для рядовых граждан в равной степени далеки и непонятны обе фигуры – что судья, что прокурор. Едва ли хотя бы один из ста представляет себе, откуда они берутся, кто их назначает и кто увольняет. Рядовые граждане твердо знают только одно – что сами они к этим процессам никакого отношения не имеют и иметь не могут. Почему? Бог весть.

И пока это – ГЛАВНОЕ наследие советской системы - не преодолено, все новации КС, все незримые битвы «реформаторов» и «контрреформаторов» обречены наталкиваться на стойкое равнодушие большей части общества.


(Добавить комментарий)


[info]slobin@lj
2007-05-29 07:49 (ссылка)
Рядовые граждане твердо знают только одно – что сами они к этим процессам никакого отношения не имеют и иметь не могут.

Компьютеры внутри сложные. Но вся их история -- история постоянного упрощения пользовательского интерфейса. То есть настолько, что мы натолкнулись на противоположную проблему: пользователи не хотят учить хоть что-нибудь. Профессионалы от IT призывают: ну прочитайте же хоть одну книжку! Всё остальное мы сделаем за вас! Так нет, не читают. Всё и так понятно. Последствия такого "понятно" известны.

Общество внутри сложное. Юриспруденция, как отражение общества, тоже. Где понятный для пользователя интерфейс к закону? Какую книжку (можно две) я должен прочитать, чтобы грамотно обращаться с судом, милицией, ЖЕКом, а сисадмина адвоката звать только в действительно сложных случаях? Где вообще осознание важности наличия такой книжки? Среди программистов практика осознанного необучения пользователей, чтобы привязать их к своим услугам -- крайне дурной тон (да, такие встречаются). Среди юристов, похоже, норма.

... Нас призвали в этот мир, огромный и пустой ...

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]sapojnik@lj
2007-05-29 08:20 (ссылка)
Так проблема в том, что РЕАЛЬНО Вы никакого влияния ни на судью, ни на прокурора не имеете и иметь не можете.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]slobin@lj
2007-05-29 08:46 (ссылка)
Я понял Ваши слова прямо противоположным образом: проблема в том, что граждане не претендуют на такое влияние, потому что "всё равно ничего не получится, можно не рыпаться". На мой взгляд, для того, чтобы у граждан было влияние ("демократия" в буквальном смысле этого слова), им нужно в первую очередь понимание. А для этого разрешения сверху не нужно -- всё-таки не в СССР живём. Но я не хочу становиться ни юристом, ни политиком! У меня другая профессия! Я хочу быть всего лишь грамотным пользователем. Иметь в голове упрощённую, но работающую модель. Где я могу прочитать, кто назначает и снимает судей и прокуроров? Причём понятным мне языком, не на профессиональном жаргоне.

... Паранойя - залог здоровья ...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]morgulis@lj
2007-05-30 12:22 (ссылка)
Где я могу прочитать, кто назначает и снимает судей и прокуроров?

http://www.constitution.ru/10003000/10003000-9.htm

ст. 128, 129.

(Если Вы имели в виду именно технический механизм назначения-снятия).

(Ответить) (Уровень выше)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-05-29 07:51 (ссылка)
спасибо, не знал, что отменили эту статью

(Ответить)


[info]jagg@lj
2007-05-29 10:33 (ссылка)
"Если раньше, в 2002 – 2007 гг. Прокуратура должна была искать доказательства и обосновывать обвинение..."

Вот именно, что должна была. Но не слишком искала. С судом надо что-то делать,-- это да. Пока это все равно был карманный суд прокуратуры.

(Ответить)


[info]stirlitz76@lj
2007-05-30 10:48 (ссылка)
http://www.echo.msk.ru/news/377537.html

Потерпевшие в результате теракта в Беслане намерены обжаловать постановление суда об амнистии в отношении руководителей местного РОВД

Милиционеров обвиняли в преступной халатности, в результате которой произошел захват школы. Однако суд решил их амнистировать. "Мы требуем, чтобы процесс продолжался, - заявила председатель комитета "Матери Беслана" Сусана Дудиева. - Когда будут допрошены все свидетели обвинения и защиты, исследованы все эпизоды дела, а подсудимые признают свою вину – пусть тогда применяют амнистию, если это позволяет закон". Адвокаты потерпевших обращают внимание на то, что в ходатайстве об амнистии формулировка была примерно такая: "мы не признаем свою вину, но просим о помиловании". Рассмотрение такого ходатайства незаконно, - считают адвокаты.

(Ответить)


[info]al73@lj
2007-05-30 13:12 (ссылка)
Извините, но я вижу лишь кашу из эмоций, и неверно употребленных терминов.
Специальные юридические термины, которые есть в тексте, на самом деле являются отдельными сложными институтами, достаточно точно определенными в теории и выраженными в конкретных уголовно-процессуальных нормах.

Думаю, что автор не представляет четко принципы судоустройства, что означают слова «пересмотр дела по вновь открывшимся обстоятельствам», «кассация», «надзор», «доследование» и вряд ли способен точно объяснить чем они принципиально отличаются и в чем их суть, на какой стадии процесса и как все это может работать.

Уверяю вас, что теория уголовного процесса очень сложна и обширна. На обывательском уровне серьезно обсуждать такие вещи просто невозможно.
Но у нас же все разбираются в политике и в футболе, а, значит, могут легко разобраться и в теории уголовного права и в проблемах судоустройства, заняться сравнительным правоведением и соотнести УПК СССР и нынешний УПК. Ну-ну.

Поймите правильно, я не осуждаю ваш текст, а только хочу сказать, что каждый должен заниматься своим делом. Если юристы начнут всерьез обсуждать проблемы теоретической физики – физики только посмеются.

Проблемы в работе правоохранительных органов есть, но решены они будут профессионалами и при наличии политической воли. Под влиянием деятельности таких активных граждан, как уважаемый автор :)
Удачи.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Как важно знать свое место
[info]sapojnik@lj
2007-05-30 13:37 (ссылка)
Понимаете, в чем дело: проблемы теоретической физики, безусловно, чрезвычайно интересны - однако простых обывателей они практически не касаются. Я, скажем, психолог, Вы - юрист; от того, что мы с Вами знаем и можем сказать о постоянной Планка, нам с Вами ни жарко, ни холодно. Не так ли?

А вот с юриспруденцией дела обстоят иначе. Она касается буквально КАЖДОГО гражданина. Вы, безусловно, помните, что право на судебную защиту, по Конституции, является гарантией защиты ВСЕХ ОСТАЛЬНЫХ прав и свобод. То есть верно и обратное: без права на судебную защиту мы не можем считать НИ ОДНО из своих прав и свобод достаточно защищенными.

Теперь Вам, надеюсь, понятен интерес ПРОФАНОВ к вопросам судебной защиты? И понятен один из исконнейших "русских вопросов" - А СУДЬИ КТО?

Ибо получаем: если суд слаб, или беспомощен, или коррумпирован, или не имеет достаточно полномочий - то я - Я ЛИЧНО! - получаюсь совершенно бесправен в собственной стране!

И после этого Вы этак снисходительно похлопываете меня по плечу - мол, "тебе-то что? Это ж СУД! Это КОДЕКСЫ! Тут, блин, ПРОФЕССИОНАЛЫ! И не суйся - у нас тут все так СЛОЖНО!" и т.п.

У меня сразу возникает встречный вопрос: а вы-то, граждане, кто такие? Разве я не прав в том, что вы - это мой ОБСЛУЖИВАЮЩИЙ ПЕРСОНАЛ, что ВЫ, собственно, должны защищать мои неотьемлемые права? Коли так - откуда ж у вас это совковое хамство обслуги, как в столовке: "Что надо, то и положили! Вы что, гражданин - товаровед? Буду я еще каждому объяснять!" и т.п.

Я, собственно, к чему это всё? Всего лишь для того, чтобы подвести Вас к одной простой мысли: Вам следует ЗНАТЬ СВОЕ МЕСТО. Пока еще не в совке живем, г-н "Профессионал".

(Ответить) (Уровень выше)


[info]al73@lj
2007-05-30 14:45 (ссылка)
:)
Очень хорошо вас понимаю. Проблем пока действительно очень много и гражданам тяжело, и бесправные они, и качество юридических услуг очень низкое, и чванство, судьи зависимы и т.п. Увы. Желаю никогда не сталкиваться с судебной машиной.
Но не нужно так трагично воспринимать отельно взятое решение КС в процессе становления нового уголовно-процессуального права. Все обустроится.

И вообще, в умных книгах некоторые доктора наук пишут, что лучший способ разрешить спор - это мировое соглашение (урегулирование путем взаимных уступок). А самый плохой - обратиться в государственный суд :) Это тяжелая неповоротливая машина, которая работае по универсальным формальным правилам.
Удачи.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]sapojnik@lj
2007-05-30 14:55 (ссылка)
Да нет уж. ЛОМАТЬ будем. Не устраивает, понимаете ли, такое положение вещей, когда "гражданам тяжело, и бесправные они, и качество юридических услуг очень низкое, и чванство, судьи зависимы".

КС, кстати, придется, я думаю, разогнать. В нынешнем виде - это какое-то собрание монстров.

(Ответить) (Уровень выше)