| 9:21p |
9-ый район, или Что такое настоящая фантастика в моем понимании Вот так, после работы, зашел в кино - и увидел Шедевр. Критерий очень простой - сидишь в зале, и кусаешь губы - ну почему не я это написал? Разумеется, шедевр с моей, очень субъективной писательской колокольни. Почему я в последние годы практически не читаю фантастику? Потому, что планку высоко выставил, меньше чем на 5+ не согласен. А 5+ в моем представлении - это сочетание трех редко встречающихся вместе качеств:
1. Уникальная боевая задача. Читать о том, как персонажи с помощью магии 129-ой степени бухают с друзьями, трахаются с подругами, сшибают бабло и даже строят синхрофазотрон (устанавливают Контакт), довольно утомительно. Интерес возникает, когда перед героем возникает проблема, да такая, которую я сам на момент чтения не знаю как решить. Ну вот например в "Мастере и Маргарите" - в Москву явился Сатана, как выкручиваться?! Или как у Желязны в первом эмберском пятикнижии: память у Корвина отшибло, друзья в опале, на носу война - а надо то ли трон захватывать, то ли родину спасать. О Профессоре и речи нет, но обратите внимание - даже у Гарри Поттера масштаб задачи соответствующий.
2. Динамизм действия. В реальной жизни решение уникальной задачи занимает всю эту самую жизнь (причем задача иногда и не решается). Фантастическое допущение позволяет сжать этот процесс до короткого эпизода, укладывающегося в один роман. Магия и технология бессильны решить главную проблему (вариант "сказал заклинание, и враги повержены" уже даже в фанфиках не используется) - но обязаны избавить персонажей от "заедающего быта", позволить полностью сконцентрироваться на сюжете. В своих романах я так и делаю - все побоку, даешь выполнение задачи. Задача выполнена? "В лето 2390 ничему не бысть". Фантастика кончилась.
3. Художественная правда. Это то самое "Не верю!" Станиславского. Когда тысячелетние эльфы ругаются как гопники, а из каждого куста торчит по роялю, с отсутствием правды все понятно. Но гораздо худша неправда возникает, когда могущественным и опытным персонажам приписывается мотивация тинейджеров или ботов из стрелялки-убивалки. "Кровь бросилась ему в голову" или "Внезапно он все понял" - уровень ширпотреба; по-настоящему правдивая книга (мой любимый пример - "Камо грядеши" Сенкевича) обосновывает мотивацию героя десятками страниц.
Так вот, "9-ый район" - это попадание в яблочко, 5+ по моей личной шкале. У обоих главных героев - проблемы такие, что все остальное побоку. Динамизм действия - Шеллеру на зависть. Правдивость происходящего - на уровне сатиры (которая, как известно, есть гипертрофированная повседневность), каждый, кто появляется в кадре, преследует именно свои шкурные интересы, а не заглядывает поминутно в сценарий. И наконец, маленький (а в классической литературе так обязательный) бонус - это драматический катарсис, происходящий с главными героями. Вот тут "9-ый район" поднимается до высоты "Врага моего", и оставляет Шеллера далеко позади.
Итак, 21 век в фантастическом кино наконец наступил. Продолжаю ждать его же в литературе. |