Почему мне лично не нравится Государственный герб Российской Федерации.
Прежде чем читать эти записки, надо ознакомиться вот с этой статьёй. Я не специалист по геральдике, но главное там названо вполне корректно, а мелочи в данном случае всё равно ни на что не повлияют.
Итак, отчего же мне не нравится нынешний государственный герб моей страны?
Во-первых, оттого что на нём изображено двухголовое жывотное. Нет, я не из Гринписа. Читаем внимательно источник: «Двуглавый орёл стал олицетворять начавшую складываться Российскую империю». Чувствуете размах акции? Это вам не баранки жрать. Иван III и Иван IV сделали для становления империи Российской раз этак в несколько побольше, чем любая императрица Екатерина, потому что где бы эта самая фифа была, кабы не те два Ивана. Что я хочу сказать? Я хочу сказать, что семантика двуглавого орла в пору его внедрения полностью соответствовала как внешней, так и внутренней политике московских князей. Объединение, централизация и экспансия — получите мощного птеродактиля царя птиц с нефиговой самооценкой и двумя глумливыми мордами. Мне бы тоже понравилось на месте тогдашних реформистов. Очень, кстати, эти две головы символичны и в смысле отражения роли двух Иванов сами-знаете-в-чём. Две головы, как есть две.
Теперь покажите мне, пожалуйста, хотя бы одну сегодняшнюю. Просрать Кавказ, Среднюю Азию, Молдавию, Украину и даже Белоруссию (а Прибалтика на этом фоне просто потерялась) и планомерно просирать дальше всё, что только под руку попадается, — это, знаете, такой фокус, за который упомянутый чуть выше Иван IV… Ну, вообще, я не знаю, что бы он сделал, дядька-то был с фантазией. Кишки бы на колёсные обода точно намотал, это уж как пить дать.
И вот эти товарищи, которые двум Иванам отнюдь не товарищи, просрамши, гордо заявляют, что «восстановление двуглавого орла как Государственного герба России олицетворяет неразрывность и преемственность отечественной истории». Вы, как говорится, Соломон Моисеич, либо крестик снимите, либо уж трусы наденьте, ага.
Это как бы раз.
Два — «три исторические короны Петра Великого, символизирующие в новых условиях суверенитет, как всей Российской Федерации, так и её частей, субъектов Федерации». У меня чёрт знает который год вертится на языке вопрос к мужам нелегкомысленным: в каком смысле понимают сии мужы суверенитет? Я вам сейчас словарное определение процитирую: «…полная независимость государства от других государств в его внутренних делах и внешних отношениях». Можно мне пальцем в независимость? Потому что у меня есть выбор: либо считать Россию зависимой от Европы с Америкой, либо считать дураками мужей нелегкомысленных. Или упомянутые мужы, которым два Ивана вовсе не товарищи, всерьёз полагают, будто независимость — это количество жратвы на квадратный метр Макдональдса чиновничьего рыла? И кто не дурак, тому более пространные объяснения не потребуются.
Три — «скипетр и держава, олицетворяющие государственную власть и единое государство». Причём я не про державу, коя олицетворяет, вестимо, единое государство, я про скипетр. Это моя личная позиция, она уже совершенно не зависит от реалий. Я просто терпеть не могу, во-первых, лишние сущности (на кой, спрашивается, отображать на государственном гербе то, что в любом государстве есть по умолчанию? или кто-нибудь видел государство без государственной власти?) и, во-вторых, медитации народа на государственную власть (а герб, как ты его ни поверни, — это своего рода мандала, он предназначен в первую очередь для созерцательного, т.е. бездумного, извините за оксюморон, размышления, пусть даже и укладывающегося в несколько коротких мгновений). Объясните мне, зачем народу созерцательное размышление о государственной власти? А я вам лучше сама объясню: созерцательное, т.е. бездумное, извините за оксюморон, размышление — это противовес логическому, системному анализу. Так, вкладывая в подкорку народа идею единого государства посредством отображения её символа (державы) на государственном гербе, государство как бы страхует себя от разъединения. И это очень мудро, и это воистину правильно. Народу единство нужно как воздух, потому что без него он никакой не народ, а просто стадо баранов. Теперь думаем, какая цель у внедрения в умы человеков идеи государственной власти? А такая, граждане, что народ, которому идея государственной власти преподносится как одна из важнейших государственных идей и зашивается в этом качестве в подкорку, впитывает политический и социальный инфантилизм, как губка впитывает влагу. «Вот приедет барин — барин нас рассудит», «Сиди и не высовывайся», «Им лучше видно» — вот какую смысловую нагрузку несёт этот самый скипетр.
Такие дела. А против всадника на коне бледном на серебряном коне я ничего не имею. Хороший символ. Мне только стилизация под старину не нравится, здесь был бы уместнее существенно больший, вневременной символизм. Но это, чёрт с ним, уже дело вкуса.
Бонусом о государственном гербе Союза Советских Социалистических Республик (ничего, что я так завернула, м?).
Согласно Конституции СССР (ст. 143, и почувствуйте разницу, как говорится), официальная эмблема Советского государства «представляет собой серп и молот на земном шаре, изображенном в лучах солнца и обрамленном колосьями, с надписью на языках союзных республик: "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!", наверху герба — пятиконечная звезда. Г. г. СССР символизирует основу общенародного государства — союз рабочих и крестьян, добровольное объединение равноправных союзных республик в едином союзном государстве, равноправие социалистических наций, и выражает идею интернациональной солидарности народов СССР с трудящимися всех стран». Источник здесь (другой искать лень, но литература там указана).
Это всё. И добавить мне к этому нечего, кроме ностальгического созерцания герба СССР. Союз рабочих и крестьян, единых и равноправных… по-настоящему свободных, чёрт побери, в настоящей империи, которая была велика и самодостаточна настолько, что с лёгкостью отправила в утиль все имперские символы, не став от этого ни на йоту менее великой и грозной.
И ведь я не имперец, нет. Мне империя, и как идея, и как воплощённая структура, во многом претит. Я просто уважаю тех, у кого слова не расходятся с делом. И мне до сих пор приятно иметь отношение к СССР. Я горда своей родиной, хоть и было в ней порядочно срани.
Ну а нынешней России я не стыжусь лишь потому, что скипетр не зашит в мою подкорку. Очевидно, так.