Кажется, писал об этом, но напишу еще раз, чтобы лучше усвоить. Торговый дефицит США компенсируется притоком капитала в силу того факта, что страна является мировым банкиром. Но главное не это. Капитал устроен таким образом, что одновременно нуждается в снижении издержек и сбыте произведенной продукции. Снижение издержек производится путем усложнения структуры капитала, т.е. заменой по возможности его переменной составляющей (рабочей силы) основным капиталом (машинами и механизмами), стоимость которых целиком переходит в готовую продукцию. Но это же приводит к увеличению безработицы, влекущей за собой снижение платежеспособного спроса. Как преодолевается это противоречие? Очень просто. Производство сосредоточено в Китае, где рабочей силы много, и она стоит дешево, а потребление, как сейчас принято говорить, в развитых странах. Капиталист одновременно экономит на производстве и обеспечивает сбыт своей продукции. Отсюда и низкие показатели инфляции в развитых странах (высокая инфляция бьет по потреблению), и высокие в развивающихся (она же снижает цену рабочей силы). Но если посмотреть на
структуру занятости в США, то можно увидеть, что большая часть активного населения занята черт знает чем. Прямо как у Ильфа и Петрова:
В уездном городе N было так много парикмахерских заведений и бюро похоронных процессий, что, казалось, жители города рождаются лишь затем, чтобы побриться, остричься, освежить голову вежеталем и сразу же умереть. Это по большей части искусственные рабочие места, которые можно создавать только за счет притока капитала извне. Короче, китаец Ли вкалывает по двенадцать часов на фабрике за сто долларов в месяц, чтобы американец Джон мог продавать разные электронные штучки-дрючки американцу Джиму, у которого он покупает одежду, произведенную, разумеется, в Китае. В результате прибыль корпорации ХХХ растет экспоненциально, а вслед за ней и акции компании на бирже, что, в свою очередь, приводит к притоку капитала, поскольку китайские товарищи кровно заинтересованы в том, чтобы корпорация ХХХ и дальше развивала производство в их стране. Ли, кстати, тоже пока доволен, поскольку сто долларов это лучше, чем ничего. Но в определенный момент оказывается так, что трудолюбивые китайцы произвели столько всего, что покупать уже просто некому. Ну, с китайцами пока все в порядке. А вот домов понастроили столько, что в Детройте жилище можно купить за шесть тысяч у.е. Но кому оно, спрашивается, нужно, если автомобили там давно не производят, стало быть, работы нет и не будет. Впрочем, это тоже не проблема. Токарь или фрезеровщик запросто могут освоить профессию торговца шмотками. Даже инженер и учитель способны ею овладеть. А вот то, что прибыль корпораций снижается, несмотря на все ухищрения, это таки проблема. И неразрешимая, кстати. Весь вопрос в том, когда широкие народные массы поймут, что дальше будет только хуже, если ничего не менять. В сущности, суть современной политики заключается в том, чтобы путем создания ложных проблем отвлечь от осознания проблем истинных. Но как долго это может продолжаться?