Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет schwalbeman ([info]schwalbeman)
@ 2006-03-13 12:05:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Школа политтехнологий

Чуковский велик. На него в последнее время многие льют грязь: англофобы обвиняют в службе туманному Альбиону, либералы ставят в вину написание писем Сталину, фашики — декадентство (трупы, подлец, смотреть ездил). А он — велик, и дети от него в восторге.

Я, видимо, еще ребенок, так как магия рифм Чуковского по сию пору не оставляет меня равнодушным. Есть у стихотворений Корнея Ивановича и еще одно приятнейшее свойство: они просто-таки раздолье для конспирологов. «Тараканище», к примеру, описывает ужасы сталинизма. «Покорилися звери усатому.(Чтоб ему провалиться, проклятому!)». Это толкование я не сам придумал, а где-то вычитал, уже не упомню, где. Оно довольно распространено, и с ним активно боролся сам автор поэмы:

9 марта 1956 года, вскоре после "Секретного доклада" Хрущева на ХХ съезде, К. Чуковский сделал в своем дневнике следующую запись: Когда я сказал Казакевичу, что я, несмотря ни на что, очень любил Сталина, но писал о нем меньше, чем другие, Казакевич сказал:

- А "Тараканище"?! Оно целиком посвящено Сталину. Напрасно я говорил, что писал "Тараканище" в 1921-м году, что оно отпочковалось у меня от "Крокодила", - он блестяще иллюстрировал свою мысль цитатами из "Т-ща".


Апофеозом детского творчества Чуковского является, как мне кажется, «Краденое солнце». Это уже, собственно, и не конспирология даже, тут все на поверхности лежит. Видимо, именно на этой книжке воспитывались гении черного пиара наподобие абстрактной матери матерей Беслана. Просто-таки наглядное пособие по мифотворчеству. Судите сами.

Солнце по небу гуляло
И за тучу забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке темно.


Жанровая принадлежность «Краденого солнца» — детский роман-катастрофа в стихах. Он описывает чрезвычайную ситуацию, и действие различных персонажей в ее условиях. Катастрофа вызвана естественными причинами, а именно затмением солнышка тучкой. Об этом читателю сообщается в самом начале произведения. Сообщается от лица автора. Это, стало быть, правда. А сейчас начнутся политические технологии.

А сороки-Белобоки
Поскакали по полям,
Закричали журавлям:
"Горе! Горе! Крокодил
Солнце в небе проглотил!"


Свободная пресса в действии. Миф родился, но он еще маленький и беззубый. Зверушки старательно растят его, а Корней Иванович им подыгрывает. Пока он не опускается до лжи: от автора даются лишь правдивые (ну может быть, самую малость утрированные) описания терпящего бедствие лесного народа:

Только раки пучеглазые
По земле во мраке лазают,
Да в овраге за горою
Волки бешеные воют.


А о крокодиле автор пока повествует посредством косвенной речи:

Рано-рано
Два барана
Застучали в ворота:
Тра-та-та и тра-та-та!

"Эй вы, звери, выходите,
Крокодила победите,
Чтобы жадный Крокодил
Солнце в небо воротил!"


Да, хитро! Настоящая модель идеологической бомбы. Но самое страшное в ней то, что модель-то действующая! В своих игрушечных масштабах, разумеется. Проверить это не трудно. Прочтите с выражением поэму ребенку младшего школьного возраста, а потом осведомитесь у него, отчего перестало светить солнышко. Если ребенок ответит «потому, что оно зашло за тучку», то берегите этого ребенка, как зеницу. Это будущий Шерлок Холмс. И взрослые-то не все на такое способны.

И все же миф еще недостаточно окреп. В лесу наверняка полно скептиков, подвергающих само существование в северном русском лесу экваториальной хищной ящерицы некоторому сомнению. В сказке о скептиках ничего не сказано, но это не должно нас удивлять. И вот против них пущена тяжелая артиллерия. Существование крокодила признает уже автор:

И встал
Медведь,
Зарычал
Медведь,
И к Большой Реке
Побежал
Медведь.

А в Большой Реке
Крокодил
Лежит,
И в зубах его
Не огонь горит,-
Солнце красное,
Солнце краденое.


Мощно написано. Автор использует безотказный прием изменения стихотворного размера, уменьшая количество стоп в строке. Эмоциональная атмосфера повествования накаляется до предела. Фанфары! Миф становится реальностью. О тучке, за которую забежало солнышко, можно забыть.

Подошёл Медведь тихонько,
Толканул его легонько:
"Говорю тебе, злодей,
Выплюнь солнышко скорей!
А не то, гляди, поймаю,
Пополам переломаю,
-Будешь ты, невежа, знать
Наше солнце воровать!
Ишь разбойничья порода:
Цапнул солнце с небосвода
И с набитым животом
Завалился под кустом
Да и хрюкает спросонья,
Словно сытая хавронья.
Пропадает целый свет,
А ему и горя нет!
"Но бессовестный смеётся
Так, что дерево трясётся:
"Если только захочу,
И луну я проглочу!"


Закономерно, Крокодил получил дар речи. Его онтологический статус теперь такой же, как и у медведя и всех остальных. Он произносит свои две строчки, и на этом его миссия исчерпана. Теперь его можно кончать: все равно в наших условиях не выживет, зимой подохнет. Крокодила больше нет, зато есть новоиспеченный герой. Медведь скромно принимает поздравления. Радом стоят его старые знакомцы — сороки, бараны и провокаторша-зайчиха. Кто-то невидимый потирает в тени свои чешуйчатые лапки. Кто это, читатель не знает, и никогда не узнает. Ignoramus et ignorabimus.

Рады зайчики и белочки,
Рады мальчики и девочки,
Обнимают и целуют косолапого:
"Ну, спасибо тебе, дедушка, за солнышко!"


Finis coronat opus.


ImageImage


(Добавить комментарий)

О Крокодиле
[info]zhelanny@lj
2006-03-13 08:38 (ссылка)
Крокодил по Чуковскому – это этически нейтральная, несамостоятельная и туповатая сущность с единственной функцией – глотать что угодно. Крокодил встречается в различных произведениях несколько раз. В «Тараканище» весьма лаконично:

Бедный крокодил
Жабу проглотил.

То есть, даже испуг крокодила проявляется в том, что он кого-то проглатывает – больше он ничего не может. В «Бармалее» эта его способность использована силами добра. Горилла _приводит_ его, а Айболит указывает, что нужно делать:

Но вот из-за Нила
Горилла идёт,
Горилла идёт,
Крокодила ведёт!

Добрый доктор Айболит
Крокодилу говорит:
"Ну, пожалуйста, скорее
Проглотите Бармалея,
Чтобы жадный Бармалей
Не хватал бы,
Не глотал бы
Этих маленьких детей!"

Повернулся,
Улыбнулся,
Засмеялся
Крокодил
И злодея
Бармалея,
Словно муху,
Проглотил!

Рада, рада, рада, рада детвора,
Заплясала, заиграла у костра:
"Ты нас,
Ты нас
От смерти спас,
Ты нас освободил.
Ты в добрый час
Увидел нас,
О добрый
Крокодил!"

Видимо, в целях восстановления справедливости Крокодилу здесь оказываются те же почести, что и Медведю в «Краденом Солнце».

Что же до «Краденого Солнца», то я убежден, что его правильное прочтение возможно только при том допущении, что под разными видами зверей понимаются разные народы. Какой народ ассоциируется с Медведем – разъяснять не нужно. Крокодил – это экзотический и варварский чужак, попавший с юга в мирный многонациональный лес средней полосы. Его терпят, но до того момента, когда происходит катастрофа (по довольно естественным причинам, как указывает Николаус). Тут звери сваливают на него всю вину. Солнце потеряно, всем плохо, и Медведь потерял своих детей. В некотором смысле, они в заложниках у темной силы. Медведь вне себя от горя, сейчас это горе легко направить в любое русло. Эту миссию – сознательно или нет - берет на себя некая зайчиха.

Примечательна реакция Крокодила на обвинения: «если только захочу, и Луну я проглочу!». Здесь нет прямого признания вины (он ведь на самом деле не глотал Солнце), зато есть хвастовство и наглость безграничных претензий. На самом деле, это глупо - Крокодил подставляется и ему сильно мнут бока. Что интересно – это помогает.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: О Крокодиле
[info]schwalbeman@lj
2006-03-13 09:02 (ссылка)
Да, все так, или почти так. Я теперь, не хвастаясь скажу, знаю почти всего детского Чуковского. И слышу его почти каждый день :-) Так что не написать на эту тему я не мог, это было просто вопросом времени.Насчет образа Крокодила я не вполне согласен. Это просто любимое животное Чуковского. Он от него, как теперь принято говорить на молодежном слэнге, тащится. И засовывает во все произведения. Конечно, способность все что угодно глотать придает твари уникальный статус ходячей тюрьмы (ср. волк в мультике про визит Красной Шапочки в Париж), временно лишающей других персонажей свободы. "Утроба крокодила ему не повредила".Однако крокодил не всегда туп. См., например, потрясающую по накалу речь, с которой он обращается к зверям в присутствии монаршего Гиппопотама:И говорит Крокодил:- Пожалуйте, ваше величество!Кокоша, поставь самовар!Тотоша, зажги электричество! 9И говорит Гиппопотам:- О Крокодил, поведай нам,Что видел ты в чужом краю,А я покуда подремлю.И встал печальный КрокодилИ медленно заговорил:- Узнайте, милые друзья,Потрясена душа моя,Я столько горя видел там,Что даже ты, Гиппопотам,И то завыл бы, как щенок,Когда б его увидеть мог.Там наши братья, как в аду -В Зоологическом саду.О, этот сад, ужасный сад!Его забыть я был бы рад.Там под бичами сторожейНемало мучится зверей,Они стенают, и зовут,И цепи тяжкие грызут,Но им не вырваться сюдаИз тесных клеток никогда.Там слон - забава для детей,Игрушка глупых малышей.Там человечья мелюзгаОленю теребит рогаИ буйволу щекочет нос,Как будто буйвол - это пёс.Вы помните, меж нами жилОдин весёлый крокодил...Он мой племянник. Я егоЛюбил, как сына своего.Он был проказник, и плясун,И озорник, и хохотун,А ныне там передо мной,Измученный, полуживой,В лохани грязной он лежалИ, умирая, мне сказал:"Не проклинаю палачей,Ни их цепей, ни их бичей,Но вам, предатели друзья,Проклятье посылаю я.Вы так могучи, так сильны,Удавы, буйволы, слоны,Мы каждый день и каждый часИз наших тюрем звали васИ ждали, верили, что вотОсвобождение придёт,Что вы нахлынете сюда,Чтобы разрушить навсегдаЛюдские, злые города,Где ваши братья и сыныВ неволе жить обречены!"-Сказал и умер. Я стоялИ клятвы страшные давалЗлодеям людям отомститьИ всех зверей освободить.Вставай же, сонное зверьё!Покинь же логово своё!Вонзи в жестокого врагаКлыки, и когти, и рога!Там есть один среди людей -Сильнее всех богатырей!Он страшно грозен, страшно лют,Его Васильчиков зовут.И я за голову егоНе пожалел бы ничего!

Мне приятнее думать, что различные звери олицетворяют не народы, а различные общественные силы. Дело вкуса, полагаю. Что же до крокодила, то он, вне всякого сомнения, инородец. Тут не поспоришь.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: О Крокодиле
[info]zhelanny@lj
2006-03-13 09:22 (ссылка)
Потрясающе. Я этого не читал никогда.

Долго думал и никак не мог вспомнить, что же мне напоминает этот ритмический рисунок:

"Сказал и умер.
Я стоял
И клятвы страшные давал"

И вспомнил, наконец. Это Некрасов:

"Авось придем,-
Другой, с болезненным лицом,
Ему ответил. - Эх, напасть!
Когда бы зажило плечо,
Тянул бы лямку, как медведь,
А кабы к утру умереть -
Так лучше было бы еще..."
Он замолчал и навзничь лег.
Я этих слов понять не мог,
Но тот, который их сказал,
Угрюмый, тихий и больной,
С тех пор меня не покидал!
Он и теперь передо мной:
Лохмотья жалкой нищеты,
Изнеможенные черты
И, выражающий укор,
Спокойно-безнадежный взор...
<...>
Что я в ту пору замышлял,
Созвав товарищей-детей,
Какие клятвы я давал -
Пускай умрет в душе моей,
Чтоб кто-нибудь не осмеял!

и т.д.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: О Крокодиле
[info]schwalbeman@lj
2006-03-13 09:29 (ссылка)
Да, забавно. Мне не пришло в голову. Возможно, действительно пародия. Как отмечалось выше, Чуковский просто клад для толкователей.

А "Крокодил" вещь вообще весьма сильная. Ранняя.

(Ответить) (Уровень выше)

О краже светил
[info]zhelanny@lj
2006-03-13 09:40 (ссылка)
Кража Солнца – архетипический сюжет. Операции со светилами встречаются в мифах у многих народов. К примеру, южноамериканские индейцы описали бы это примерно таким образом (предупреждаю, текст не аутентичен, хоть и неприличен):

«Когда-то у народа Бла-бла было два солнца – одно светило ночью, другое днем.

В деревне Бла-бла жил один сильный колдун. Однажды он отправился в лес и увидел тапира. (Я не знаю почему, но тапир встречается в любой индейской сказке – не будем нарушать традиции - AZ). Тогда он лег под дерево и уснул. Когда он уснул, его пенис вырос до небес, обернулся змеей и проглотил то солнце, которое светило ночью.

С тех пор у народа Бла-бла только одно солнце».

У Толкиена мотив похищения Врагом небесного света использован два раза. Во-первых, когда еще не было солнца, а вместо них были волшебные светильники, главный негодяй разбил их, и мир погрузился во тьму и плач. Во-вторых, накануне битвы за Гондор солнце «не взошло», по-видимому, в результате применения Сауроном технических средств. Как только Запад выигрывает битву, тьма рассеивается.

Еще у Стругацких в несколько постмодерновом романе «Град обреченный» надмирные силы выключают и включают солнце, в результате чего происходят многочисленные социальные беспорядки. Причину читатель так и не узнает. Но как только коррумпированную верхушку вешают, солнце появляется снова.

У Гоголя черт крадет месяц.

Больше с ходу ничего не припомню.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: О краже светил
[info]schwalbeman@lj
2006-03-13 09:51 (ссылка)
Тут индейцы племени Огненный Ручей (каковые попадаются среди моих читателей) начинают, повизгивая, кричать из зала, что причиной и целью религии является объяснение слишком сложных для первобытного умишки явлений природы, в частности, солнечных затмений.

(Ответить) (Уровень выше)


(Анонимно)
2006-08-04 08:40 (ссылка)
Любопытные размышления. Вам бы их разместить в сообществе [info]chukovskie@lj

(Ответить)