Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет schwalbeman ([info]schwalbeman)
@ 2006-11-01 11:23:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Дневник читателя. Бегбедер Ф., Девяносто девять франков


* Название: Девяносто девять франков
* Автор: Фредерик Бегбедер
* Жанр: Контркультурная проза
* Язык оригинала: французский
* Характерная цитата: «Мораль, она, может, и занудная штука, но пока что это лучший способ отличить добро от зла»



Если что-то в современном мире вызывает у меня раздражение, настолько сильное, что я почти не в состоянии с ним бороться, то это реклама. Именно благодаря этому бичу мозгов я многие годы не смотрю телевизор. Именно эта дрянь отравляет мне поездки в метро: не толкотня, не испачканные ботинки! Я искренне люблю своих соотечественников, я не боюсь толпы, запихнутой в четыре стены вагона. Мне не отвратителен перегар, которым, прижатый к моей богатырской "штабной" груди, дышит мне в лицо субтильный мужичонка с завода. Я — здоровущий русский интеллигент, и не страшусь тщедушных постперестроечных пролетариев: у меня кулак с ихнюю пролетарскую голову. Таково, во всяком случае, мое мироощущение.

А вот звуковая реклама на эскалаторе сводит меня с ума, не редкость для меня проехать по лестнице-чудеснице с заткнутыми ушами. Все банеры в интернет-броузере я вырезал под корешок, но где та программа, что вычистит отвратительные рекламные щиты с выцветших линий Васьки и с унылых улиц Коломны?

Так что не стоит удивляться, что, услышав о романе Фредерика Бегбедера "Девяносто девять франков", я тот час же бросился жадно его читать, отложив все прочее запланированное на тот момент чтиво. Ведь автор "Франков" — заслуженный деятель рекламного бизнеса, ушедший в (якобы) добровольную отставку, и, оказавшись на покое, принявшийся поливать свою прежнюю работу грязью с традиционно французских левацких, антиглобалистских позиций. Читатель многое узнает о моральном облике и грязных профессиональных приемчиках подлых наследников д-ра Геббельса (метафора самого Бегбедера); о том, куда делись шестнадцать сортов комамбера, о том, как американские пенсионные фонды скупили веселую Францию и увольняют французских рабочих, о том, как щиплет в носу от кокаина, о башмаках и сургучах, капусте, королях...

По меркам западной литературы, исключительно смелый роман. Чуть ли не бунтарский. А как упивается своим восстанием автор! Как кружится его галльская голова от собственной храбрости! Я р-революционэр! разоблачитель! Купите мою книгу, поддержите борца с транснациональной гадиной! Ах, моська! Ах! По российским стандартам "Девяносто девять франков" тянут на антисистемный манифест с большим трудом. Европа, формально демократическая, давно уже не знает острой публичной полемики по принципиальным вопросам. Спектр мнений, демонстрируемый периодическими изданиями ЕС (а тем более СШэпА), при ближайшем рассмотрении оказывает узеньким, с несколькими четкими спектральными линиями. Россия, в которой до сих пор функционируют издания, оппозиционные не просто действующему правительству, но самой политической системе, и даже широкому классу политических систем, являет миру гораздо более яркий пример свободы слова и плюрализма, чем патентованная колыбель демократии. В нашем богоспасаемом отечестве есть издания, оппозиционные к системе и слева, и справа; и с религиозных позиций (соответствующих самым разным религиям), и националистических (соответствующих разным национальностям); одни хотят демонтировать рыночную экономику, другие норовят затравить народ хайеком. И у всех есть интернет-сайты и даже печатные листки, в которые строчат писаки, если не гениальные, то, во всяком случае, пишущие бегло и остроумно. Слыхано ли такое в Европах? В Европах и Бегбедер бунтарь. В России же любой наудачу взятый Проханов/Лимонов делает его одной левой.

Есть у романа и еще один маленький недостаток. Как бы мне эдак его обозначить? Попробую вот как: если любезный читатель примется за Бегбедера, будучи слегка предубежден против французов, как нации... ну, скажем, почитая их сексуально озабоченными безмозглыми бездельниками, прожигателями жизни... или полагая, что они мыслят теми частями тела, кои прочие народы используют для продолжения рода... и что француз, не думающий ежесекундно о женской юбке — почти наверняка извращенец, думающий о чем-либо стократ худшем... иными словами, если читатель придерживается о французах какого-либо подобного ложного и порочащего этот замечательный народ мнения, то я боюсь, что чтение отнюдь не развенчает этих заблуждений. Даже напротив, есть опасность, что последние лишь укрепятся: любовная линия романа оставляет впечатление причудливой амфибии старческого маразма и пубертатной озабоченности. Так что caveat emptor.

И все же, прочтите роман. Прикоснитесь к антиглобализму, всемирному движению Глупости против Зла. Дочитайте хотя бы до сцены убийства напсилоцибиненными французами американской старушки: оно того стоит.

P.S. В электронном виде "Девяносто девять франков" можно попятить с Альдебарана.


(Добавить комментарий)


[info]barmaroz@lj
2006-11-01 07:09 (ссылка)
Начну с забавного: мы с тобой играем в чехарду принятия и неприятия этого мира. В рекламе я вижу отражение каких-то человеческих черт, в силу чего я её, конечно, избегаю, но не до такой степени. Впрочем, встретить меня на эскалаторе в берушах можно - это значит я не счёл нужным вынимать их, выйдя из попутки из Гатчины.

Прочёл (по твоему же заказу) пока что чуть больше половины.
Сразу могу сказать, что книга очень неравномерная. Начало - до психушки - ещё куда ни шло. Середина - психушка и Канары (или Багамы, или Килиманджаро - уже забыл) никакая.
Герой, который выдаёт себя за автора, это ублюдок, который это не сильно скрывает, не обременённый ни разумом, ни оппозиционностью - разве только свободными инстинктами и хорошим их ощущением, нужным для рекламы. Революционер из него, как из меня балерина. Больше всего он смахивает, уж не обижайся, на зануд-обличителей от христианства, которые горячо клеймят неведомый или исповедуемый ими в прошлом (а то и в настоящем или в будущем) порок (христианские (псевдо?) заходы у него встречаются).
Однако начало одарило несколькими мыслями (в силу неразработанности их качество неизвестно, уж не обессудь).
- реклама и чувство исключительности. Неподверженность рекламы в якобы определённом рекламой мире создаёт такое чувство. Насколько оно верно?
- истинно ли утверждение о силе рекламы, или же это миф?
- кто те, кто подвержен рекламе?
- Вполне вероятно, что реклама ориентируется существенным образом на несовершеннолетних. Так ли это? Не может ли это быть основанием для государственного регулирования рекламы?
- немного в сторону. Есть два противоположных пути: дедуктивно-аналитико-европейский, с разчленением, стандартизацией и реконструкцией (с потерей сортов сыра), и даосско-азиатский (вообще без сыра, вероятно). Похоже, что отбраковка есть и там, и там. Что делать с этой оппозицией? Можно ли иметь середину, или же только края (а то и один только край)? Здесь говорить долго и выразить мысль трудно, ограничусь этим.

(Ответить)


[info]barmaroz@lj
2006-11-01 07:23 (ссылка)
вдогонку.
Не стоит использовать термин "реклама" не уточнив, что имеется в виду.
Если висит указатель на магазин, который был бы иначе незаметен - это одно.
Если висит-лежит-звучит техническая информация о товаре - это другое.
Если устанавливается неоправданный условный рефлекс - это третье.

Все три вида могут быть и хорошими, и плохими, но они разные.
В основном претензии к третьему виду, полагаю. Хотя и он иногда дарит радость - вспоминаю рекламу в переходе метро, которая раз за разом мигала мне надписью "Уже сегодня!". Что именно сегодня я так и не узнал, но счастливо улыбался каждый раз.

(Ответить)


[info]barmaroz@lj
2006-11-01 15:08 (ссылка)
http://www.world-art.ru/lyric/lyric.php?id=4357
Знаешь, конечно, но уж очень хорошо. навеяло.

(Ответить)


[info]barmaroz@lj
2006-11-02 04:14 (ссылка)
Дочитал, вернее - долистал. После повышения в должности становится всё хуже и хуже.
Впечатление, что автор - действительно наркоман. Что-то похожее мелькало в накокаиненой прозе времён революции, да и у Пелевина, хотя я не могу ясно выразить, что именно. Какая-то особенность отношения к реальности, холодная и ошибочная отстранённость, что ли.
В морг. На бесптичьи, конечно, и Бигбедер соловей...

(Ответить)


[info]barmaroz@lj
2006-11-02 04:17 (ссылка)
Картина мира: тёмные улицы с глухими стенами. Двери незаметны. Узнать, что за дверью - магазин или частный дом - можно только методом исключения и опытным путём, получив разрешённый ответ "частная квартира". Ответ "магазин" запрещён, как реклама. Расписание работы совершенно фантастическое, потому что удобное и запоминающееся влечёт крупный налог (как на карты метрического масштаба). Узнать, где можно купить товар, можно только через близких друзей или на чёрном рынке у барыг, торгующих адресами.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]schwalbeman@lj
2006-11-02 04:57 (ссылка)
Эти риторические приемчики ты, пожалуйста, применяй в адрес аудитории "Эхо Москвы". Я не мальчик и знаю что такое reductio ad absurdum. Если бы ты находился на тонущем Титанике, то успокаивал бы товарищей по несчастью тем, что в Сахаре ужасно сухо, дожди — большая редкость, и все мы должны быть довольны тем, что вокруг так много воды.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]barmaroz@lj
2006-11-02 05:06 (ссылка)
О, да ты себя читаешь! Хорошо.
Пришло в голову по дороге на работу, даже Диму в упор не заметил, пока он меня не окликнул. Из этого только рассказ писать, сейчас такое любят. Я бы почитал разработку :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]schwalbeman@lj
2006-11-02 06:27 (ссылка)
Я подумал, что это такая пародия на мою рекламофобию.

Но вобще-то, мне нравится твой скетч. Действительно, нравится.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]barmaroz@lj
2006-11-02 16:50 (ссылка)
нет, конечно. Что на тебя наезжать? Реклама очень не нравится, но она неубиваемая часть этого мира.
Даже поговорить могу - не зря же вопросы выставил в начале. Они, правда, интереса не вызвали.
Вот большой Бидер мне не понравился. особенно из-за неоправдавшихся авансов.
Спасибо.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]schwalbeman@lj
2006-11-03 06:07 (ссылка)
Сколько я ни вчитывался в твои комментарии, мне так и не пришло в голову, чем бы ответить. Просто вакуум какой-то. Это не из-за недостатка внимания.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]barmaroz@lj
2006-11-03 06:49 (ссылка)
Понятно дело.
Как литература вещь слаба - и говорить нечего. Полагаю, что спорить не станешь?
Как закулисный механизм рекламщиков - не проходит, читатель в основном узнаёт о сексуальных их пристрастиях, что не имеет прямого отношения к делу. На мой взгля, как раз это и не разработано в книге, отчего она теряет основной смысл. Разбросанные утверждения автора и вредности или лживости рекламы голословны.
Остаётся тема, как таковая, и тут у меня возникли вопросы - см. выше. Но ни ответов, ни пути их нахождения, я не знаю.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]barmaroz@lj
2006-11-02 05:10 (ссылка)
Зачем на Эхо? Неужто заслужил?
О чём драть горло на Титанике - не всё ли равно? результат известен, а слушать не станут никого.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]zhelanny@lj
2006-11-02 06:38 (ссылка)
"антиглобализм, всемирное движение Глупости против Зла"
Ах как хорошо.
Я все время это чувствовал, но почему-то не мог так сформулировать.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]schwalbeman@lj
2006-11-02 06:59 (ссылка)
Я и сам порадовался этой фразе; даже жирным хотел выделить, но постеснялся. Спасибо.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]staier_real@lj
2006-11-02 12:33 (ссылка)
я бы выразился покороче
кг/ам
тему манипуляции в рекламе полностью и окончательно закрыл пелевин в поколении п
и оный пелевин по сравнению с бегбедером пушкин и толстой с достоевким в одном лице.

ну и определение антиглобализьма ваше - это 5 .

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]schwalbeman@lj
2006-11-02 12:48 (ссылка)
Если бы мы с Вами были два дзен-буддиста, то я бы от Вашего кг/ам должен был бы испытать просветление. Но я, увы, уж больно испорчен западной культурой, мне анализа подавай. Так что фигу мне, а не просветление.

Насчет Пелевина и поколения этого евоного, у меня есть два замечания (не возражения):

1) Пелевин ставил целью не описать реальный рекламный мир, а пропагандировать свою религию. Это и определило качество его исследования (весьма низкое). Автору накакать было на правду. Ему нужно было, чтобы читатель возненавидел объективную реальность. А всякий исследователь реальности должен ее хоть немного любить. "Ах, смотрите, какая замечательная гангрена!"

2) Пелевин описывал специфические отечественные реалии: реклама в мире всеобщей нищеты и неустроенности. Бегбедеру он не конкурент, Бегбедер описывает сходный предмет, но в совсем другом контексте, в условиях всеобщего благополучия и незаслуженного, недобросовестно нажитого (но всеобщего!) богатства.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]staier_real@lj
2006-11-02 13:39 (ссылка)
"Если бы мы с Вами были два дзен-буддиста" то я бы попросил вас расшифровать что такое
"реальный рекламный мир" , ибо попахивает оксюмороном.
Анализ , кстати в (современной)западной культуре это тоже , вроде того - оксюморон.
Заклинаниями заменёнс...

этовсёконечножемоёсугубоеимхо


(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]barmaroz@lj
2006-11-02 16:10 (ссылка)
да, мир всегда реален - рекламный он или нет!
Но анализ - отчего же? Вот, взять системных аналитиков!

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]schwalbeman@lj
2006-11-03 05:46 (ссылка)
(С металлом в голосе)
Взять системных аналитиков!

(Ответить) (Уровень выше)


[info]staier_real@lj
2006-11-02 13:41 (ссылка)
насчёт благополучия
недавно где-то прочитал исследования что около 60 % жителей евросоюза до 30 лет зарабатывают менее Э1000
это при европейских - то ценах на всё;

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]schwalbeman@lj
2006-11-02 13:52 (ссылка)
Т.е. социализм. 60% молодежи бедняки, при этом им на все хватает, почти не побираются, учатся в своих Uni, кушают легкие наркотики, танцуют на танцульках. Напоминает СССР (кроме легких наркотиков). Вкупе с холеной харей среднего европейского юноши, тот факт, что он не получает 1000 евров, скорее свидетельствует в пользу общества, а не против него. Во всяком случае, в моих глазах.

И это при том, что я, как Вы догадываетесь, совершенно не западник.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]staier_real@lj
2006-11-02 14:09 (ссылка)
моя мать в 30 (конец 70)лет заведовала детским отделением больницы на 500 коек ,
отец был каким- то строителем вверхах - не помню, толи прорабом то ли главным инженером
пик карьеры .

и зарабатывали они по тем временам значительно больше современной штуки евро
правда дело на баме было.

должен сказать , что рабочие того же возраста на баме зарабатывали и того больше - раза в полтора.

понятно что жизнь была везде разная, как и теперь , каки везде и всегда
я в прочем , я уже и сам забыл что хотел сказать

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]schwalbeman@lj
2006-11-02 14:13 (ссылка)
я в прочем , я уже и сам забыл что хотел сказать

Вы, все же, из кожи вон лезете, чтобы я испытал сегодня не просветление, так маленький катарсис.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]staier_real@lj
2006-11-03 07:05 (ссылка)
:)

(Ответить) (Уровень выше)