6:09p |
ПУТИН И МЕДВЕДЕВ Восторженный (или желающий казаться таковым) Проханов писал сразу после президентских «выборов», что «Путин и Медведев шли по имперской брусчатке, как Ромул и Рем». Между тем, слишком очевидно, кто в этой парочке ведущий, а кто ведомый. Поэтому уже чуть ли не в следующем номере «Завтра» появилась другая, не столь пафосная характеристика возникающего «кремлевского двоевластия»: «…Медведев должен служить гарантом интересов «семейной» части кремлевской «вертикали власти», а Путин – гарантом интересов «силовиков», что очень сильно напоминает опричнину Ивана Грозного, - с высокой вероятностью аналогичных последствий для страны…»
Напомним, что Иван Грозный, «удалившись от дел», засел со своими опричниками-силовиками в Александровой слободе, а вместо себя назначил на царство татарина Симеона Бекбулатовича. Себе же Грозный оставил скромный титул князя московского, которым и подписывал свои шутовские челобитные на имя нового «царя», в которых «смиренно» взывал: «Государь, смилуйся, пожалуй!». Когда же Грозный вдоволь натешился этим балаганом, он, «по просьбе трудящихся», вернулся в Кремль – теперь уже в качестве легитимного, а не теневого владыки.
Биясь над вечной византийской проблемой преемственности власти, Кремль так и не решился на третий срок Путина в явной форме. Власть пошла лукавым, истинно византийским путем: номинальный президент при полновластном премьере. Медведеву, как «проверенному товарищу», предстоит заполнить собой президентское кресло на период политического межсезонья, т.е. до тех пор, когда сам Путин сможет вновь претендовать на высшую государственную должность РФ.
Когда это случится – в 2012 году или же, в силу неких чрезвычайных обстоятельств, гораздо раньше – сказать трудно. Однако уже сейчас можно утверждать со всей определенностью, что обрисованная схема сопряжена с целым набором рисков для Системы. Прежде всего, всякий властный дуализм, даже номинальный – это уже дестабилизация. Это предпосылка борьбы элит, борьбы влияний и интересов, предпосылка политической подвижности. Поэтому можно смело говорить о конце эпохи пресловутой путинской стабильности.
Главная же опасность для Системы состоит в том, что «двоевластие» неизбежно дискредитирует институт президентства, детище Путина – «властную вертикаль», поскольку всем будет очевидно, где находится реальный центр власти, ее воля и мозг – в Белом доме, а не в державном Кремле. Всем будет очевидно, что премьер в своих отношениях с президентом соблюдает некий чисто внешний ритуал, граничащий с юродскими челобитными Ивана Грозного. Народ очень даже может оскорбиться и послать к чертовой матери это великое государство, в котором его держат за дурака и холопа. Связка Путин-Медведев – это весьма непрочный стык в Системе, аляповатый клепаный шов, уязвимый для атак подлинной оппозиции. Поэтому намеки «Завтра» на вероятность новой Смуты вполне обоснованы. Вопрос лишь в том, что за ней последует: «патриотическое» воспроизведение имперско-централистской парадигмы, как в 1613 году, или национально-демократический и регионалистский прорыв в новую историю, к «Русской Европе». |