Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет silva2103 ([info]silva2103)
@ 2012-04-06 20:58:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
~~~ «Неужели это я?! Господи…»

Презентация книги «Неужели это я?! Господи…» Народный артист Олег Басилашвили в «Литературной кофейне» на Невском презентовал свою первую книгу — мемуары «Неужели это я?! Господи...»

- Никогда так не волновался перед премьерой, как сейчас. Не знаю, как себя вести и что делать - на меня смотрят, как на какое-то чудовище, которое что-то написало - неожиданно для всех… О.Б.

Олег Валерьянович три года записывал свои воспоминания в обычную тетрадь простой шариковой ручкой, так как компа у него нет.

— Я родился в Москве 26 сентября 1934 года. Моя мама, Ирина Сергеевна Ильинская, будучи воспитана своими отцом и матерью в спартанском духе...

Слушайте, прочитала ОТРЫВОК из книги Олега Басилашвили на одном дыхании.
А еще накануне, под настроение, оказалась на сайте Алисы Фрейндлих, нашла ее песни и сделала видеоролик. Поют Алиса Фрейндлих и Олег Басилашвили.

Фотки
с сайта Алисы Фрейндлих. Спектакль - «Калифорнийская сюита».


http://youtu.be/EvXBXBKJzxs
Хотелось бы кое-что оставить в моем ЖЖ. Очень трогательно пишет Олег Валерьянович о маме и бабушке. О военном детстве, о московском быте... Публикую отрывок о дедушке-художнике.

«...короче, в синем доме с колоннами (москвичи прозвали его «дом-комод»), принадлежавшем ранее князьям Трубецким, я и появился на свет ...

У меня на стене висит фотография. На ней в окружении молодых людей и барышень в старинных длинных платьях длиннобородый священник в рясе, с крестом, красивый, веселый. Рядом с ним женщина с властным, волевым выражением лица.

Это мои прадед и прабабушка.

Дедушка с бабушкой – по правую руку от них. Дед опирается на ширму, в сюртуке, с крахмальным стоячим воротничком; бабушка в темном платье сидит рядом. Оба молодые, даже, можно сказать, юные люди. Идет, наверное, 1906–1910-й год.

Прадед мой, Михаил, был священником.

У прадеда и прабабушки было много детей – на фото десять человек, кто-то из них, как и дедушка, привел подругу жизни. Даже если их разделить на пары – выходит, что всего детей было пятеро. Но их было больше. Кажется, человек семь или девять.

Девочки учились в епархиальном училище, мальчики – в духовной семинарии или в школе при церкви.
Дедушка мой, Сергей Михайлович, был определен родителем «для учебы на священника», что дед покорно и делал – учился в духовной семинарии.

Тут, наверное, стоит окунуть читателя в атмосферу Москвы того времени: патриархальной, тихой, с перезвоном колоколов, с сиянием куполов, выглядывающих из темной зелени деревьев...

...Однако вернемся к московскому дедушке. Он окончил курс в семинарии. Дальше, как обычно, прямой путь в приход, священником, в какую-нибудь отдаленную деревню, село, городишко. Он и был туда направлен, как теперь говорят, по распределению.

Тут у меня мелькают в памяти какие-то названия: Мячково, Жилино, Томилино… Может быть, это названия тех мест, куда должен был он ехать.

Но священник должен быть женат. На ком женились будущие священники? Если успевали – заводили знакомства с барышнями из епархиальных училищ. С барышнями-«епархиалками». Или «по случаю». Случаев было очень мало, и будущие батюшки женились на дочке священника того прихода, куда были направлены. На поповнах.

Старичок-священник шел на пенсию, его место занимал молодой, женившись на его дочке. Так и мой дед. Приехал он то ли в Мягково, то ли в Быково, то ли еще куда, там попик на пенсию уходил, дочка у него – очень даже удобно…

Поглядел на нее дедушка мой, Сергей Михайлович Ильинский, – тошно ему стало. Ни рожи, ни кожи. На лице вдобавок написано: «Дур-ра я набитая». А надо сказать, что знакомство с епархиалочкой не обошло и дедушку.
С некой Ольгой Николаевной Тольской. Тоже из духовной среды. Рано лишившаяся матери, Ольга Николаевна воспитываема была мачехой, потом, вместе с сестрой Надеждой Николаевной, отдана была в епархиальное училище… Об этом периоде она много рассказывала… Так вот – была уже зазнобушка у Сергея Михайловича. И при взгляде на уродливую поповну показалась ему эта зазнобушка краше солнца весеннего.

И сбежал дед из Быкова, Мячкова, Жилина или Томилина…
А ведь он еще очень рисовать любил, мечтал о карьере художника. И тут судьба сама подсказывает: выбирай, мол, то, что по сердцу, а не по карману!
Сел в бричку дедушка, тогда еще молоденький, с бородкой и усиками, – и в обратный путь, по мягкой пыльной дороге, мимо деревенек, утопающих в зелени, там-сям на зеленых пригорках – белые колоколенки, – потом по булыжнику, мимо домиков и монастырских окраинных стен, – потом по городским улицам мимо огромных зданий в три, а то и в четыре этажа, с зеркальными витринами магазинов, золотом вывесок, пылью, – мимо извозчиков, конок, громыхающих по рельсам и цокающих по булыжнику… – обратно, в Замоскворечье, на Пятницкую, к священнику отцу Михаилу.

– Благослови, родитель, на мирскую жизнь. Не по сердцу мне духовный сан. Хотел бы рисовать, строить дома, соборы. Хочу этому учиться… И родитель благословил дедушку. Но сказал: благословить-то благословляет, но денег на новое обучение не даст, то есть поить-кормить во время учебы не будет, ибо одно образование – дал, а теперь – сам старайся, а «мне еще дочерей замуж повыдавать надо».

Получил дедушка родительское благословение и поступил в знаменитое Московское училище живописи, ваяния и зодчества, в котором в разные годы учились Левитан, Серов, Рерих, Саврасов… Ларионов… Машков… Бурлюк, Маяковский… Дед мой был типичный представитель русского разночинства, на многое не претендующий; честность и трудолюбие – главные его козыри.

Думаю, как художнику ему чужды были художники вроде Маяковского или Ларионова. Его кумиры – Левитан, Крамской, Репин…
Пришлось ему трудно. Женился, еще будучи студентом. Родился сын Миша.
В то время, когда ученики бунтовали, дрались, организовывали «Бубновый валет», уходили из училища, что-то доказывая, дедушка ночами калькировал, по утрам и в свободное время пел в церковном хоре, зарабатывал, чтобы обуть, одеть, накормить жену – Ольгу Николаевну Тольскую (в замужестве Ильинскую), сына, а потом и младшенькую Ирину, будущую мою маму.

Бабушка вела хозяйство, воспитывала детей. Дедушка учился и работал, недосыпая, не жалея себя, пытаясь обеспечить семье сносное существование. Вместе с приятелем даже умудрился создать подобие «акционерного общества», снять в аренду маленький домик на Ильинке, прямо напротив бывшего ЦК, и сдавать комнаты жильцам – это тоже давало какие-то деньги.

Окончил училище с Малой Серебряной медалью. Но такой результат его не устраивал, и дедушка остался в училище еще на один год. Вместе с дипломом архитектора он получил Большую Серебряную медаль. И стал строить, реставрировать.

На карте, принадлежавшей ему, – вся Московская губерния. Куда ни глянь – красный крестик: церковь, либо выстроенная, либо реставрированная дедом. Строил и жилые дома: в Армянском переулке, на Лубянке. Но в основном – церковные постройки. Видимо, уважали и любили его, раз удостоили звания «Потомственный почетный гражданин Москвы». Видимо, много он сделал для Москвы.

Но после революции это звание сослужило ему дурную службу: дочь не брали в университет, а в автобиографии, писанной им для поступления на работу, основной упор он делал на заводские постройки, тщательно маскируя свою церковную, а значит контрреволюционную деятельность.
Но пока, до 1917 года, много работал, было счастье семейное. Вскоре, правда, скоропостижно умер Миша – старший ребенок в семье.

Горе было страшное. Бабушка чуть было с ума не сошла. Чтобы не напоминало все об этой трагедии ежедневно, семья перебралась с Солянки на Покровку, в дом № 11, квартиру № 15. В ту квартиру, где сейчас в комнате, которой на птичьих правах я владел и где стояло все то, что мог сохранить из семейной обстановки: буфет, старинные тяжелые стулья, дедушкин письменный стол.

В этой квартире, уплотненной уже Асей, Агашей, Костей, Барсиком и Марией Исааковной Хургес, я родился.
Но по тем, дореволюционным временам квартира была, как теперь говорят, непритязательной. Всего пять комнат.
Столовая. Спальня. Детская. Комната для прислуги. Кабинет. Ванная с колонкой.

Хозяин дома, купец Оловянишников, обязывался в договоре по найму ежедневно доставлять дрова для ванны и кухонной плиты. Мама рассказывала, что в эту квартиру приходили к деду подрядчики, мастера… Составлялись договоры. Заключались соглашения.

Подолгу горел ночной свет над дедушкиными чертежными досками. У него были золотые руки. Он любил и ценил вещь. Уважал ее. Многое делал своими руками. Бабушка вела хозяйство. Дедушка работал с утра до ночи.
Мама училась в гимназии с углубленным изучением немецкого языка. Так и шла жизнь. Потом грянула революция… Деда забирали в ЧК: выколачивали золото; возвращался во вшах…

Уплотнили – но с людьми новыми мои предки сдружились и жили хорошо…
Дедушку тянуло к живописи. Он стал опять посещать училище.
У меня сохранилась фотография, где он, немолодой уже человек, в учебной студии рисует гипсовые модели.

Постепенно его акварели и холсты из ученических приобрели характер работ мастера: он много трудился, копировал в Третьяковке… Это – в голод и холод.

Да, великий труженик он был. И, видимо, бессребреник – особого богатства не нажил, дочь только воспитал в уважении к труду, верности избранному пути.
В тридцатые годы делал обмеры храмов московских, подлежащих уничтожению.

Это на его глазах, глазах церковного архитектора, храм Христа Спасителя был обращен в безобразную груду битого кирпича; взорвали церковь в Потаповском переулке, красотой своей покорившую Наполеона; обдирали купола, сбивали кресты, гадили в церквях, рушили, рушили, рушили…

Он видел, как глумились над кремлевскими соборами, как в прах обратили Царское крыльцо в Кремле, Чудов монастырь, как в месте погребения отца его устроили уборную… Уничтожалось, предавалось проклятию и надругательству все то, чем он жил, что было для него свято.

Дед слег. Из больницы он писал мне, трехлетнему мальчику: «У тебя ушко бобо, а у меня животик… Скоро поправимся и будем, Лелик, вместе…»

Вместе нам не довелось быть. Он умер от рака.»
Олег Басилашвили


(Добавить комментарий)


[info]silva2103@lj
2012-04-06 14:33 (ссылка)

Image
(http://foto.rg.ru/gall/b3c840d6?10)
http://foto.rg.ru/gall/b3c840d6?4 (http://foto.rg.ru/gall/b3c840d6?4)
Фотографии в альбоме «Олег Басилашвили (http://fotki.yandex.ru/users/anastasi212/album/133247/)» Анастасии Си (http://fotki.yandex.ru/users/anastasi212/) на Яндекс.ФоткахImage (http://fotki.yandex.ru/users/anastasi212/view/415743/)Image (http://fotki.yandex.ru/users/anastasi212/view/415746/)Image (http://fotki.yandex.ru/users/anastasi212/view/415748/)Image (http://fotki.yandex.ru/users/anastasi212/view/415749/)Image (http://fotki.yandex.ru/users/anastasi212/view/415750/)Image (http://fotki.yandex.ru/users/anastasi212/view/415751/)

(Ответить)


[info]xmyruj@lj
2012-04-06 14:50 (ссылка)
А я вообще-то режиссёров актёров не очень люблю )

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]silva2103@lj
2012-04-06 14:52 (ссылка)
А интересных людей?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]xmyruj@lj
2012-04-06 14:55 (ссылка)
Данелия!
две книжки, есть в сети -- !!

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]silva2103@lj
2012-04-06 14:59 (ссылка)
Ну, вот! Сан Саныч! А говорил...
Любит-не любит, к сердцу прижмет, к черту пошлет)))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]xmyruj@lj
2012-04-06 15:02 (ссылка)
ничего я не говорил )))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]silva2103@lj
2012-04-06 15:05 (ссылка)
Это очень плохо))
Надо быть объективным. А я специально выбрала этот отрывок...
Чтобы иммунитет вырабатывать! И видеть прекрасное и там, где есть немодное ныне упоминание))
Толерантнее надо быть, Сан Саныч)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]xmyruj@lj
2012-04-06 15:06 (ссылка)
надо бы, но уже некогда (

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]silva2103@lj
2012-04-06 15:17 (ссылка)
Надо поменять аватарку.
Что за кверху лапки?
Некогда - это категория временнАя.
Сан Саныч, я давно хотела почитать некую статью А.Д.Сахарова. О времени.
Была у него такая?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]xmyruj@lj
2012-04-06 15:18 (ссылка)
.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]silva2103@lj
2012-04-06 15:25 (ссылка)
Ага, красавчик))

(Ответить) (Уровень выше)


[info]xmyruj@lj
2012-04-06 15:22 (ссылка)
я математик, не физик )
время гудит -- БАМ!

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]silva2103@lj
2012-04-06 15:24 (ссылка)
Космологические модели Вселенной с поворотом стрелы времени!!!

(Ответить) (Уровень выше)


[info]silva2103@lj
2012-04-06 15:10 (ссылка)
Нет, говорил! Я же читать умею.
не очень люблю, мол, режиссеров, актеров...
А теперь - такая радость по поводу Данелии, кхе! Значит, любовь, любовь.
У меня тут вообще всё про любовь))

А ниже еще и коммент свой потер из вредности о нелюбви к религии!
А я уже как дура последняя успела ответить на него))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]xmyruj@lj
2012-04-06 15:12 (ссылка)
это не из вредности, из другого совсем )

(Ответить) (Уровень выше)


[info]silva2103@lj
2012-04-07 06:12 (ссылка)

http://youtu.be/nGlE7tL8Vd4

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]silva2103@lj
2012-04-07 06:53 (ссылка)
Спектакль «Калифорнийская сюита»
http://www.bdt.spb.ru/plays/california.html

Олег Басилашвили
http://bdt.spb.ru/akter/man/basilashvili_ov.html

Олег Басилашвили. Мастер. Документальное кино
http://russia.tv/video.html?vid=38580

(Ответить) (Уровень выше)


[info]silva2103@lj
2012-04-13 04:49 (ссылка)
Неужели это я?! Господи...
))
Ума палата - это слишком))

Image
Что скрывает ваша маска?

(Ответить)