Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет smb ([info]smb)
@ 2005-08-13 00:32:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
(с)Есть город, который я вижу во сне
В комменте к одному из моих постов [info]mihalovna@lj написала слова из песни И.Талькова

"У каждого из нас на свете есть места,
Куда приходим мы на миг отъединится,
Где память, как строка почтового листа,
Нам сердце исцелит, когда оно томиться...."

И.Тальков


Подтверждаю - есть. У меня, по крайней мере, точно есть.



В "Бесконечном тупике" Галковский назвал его совершенно нерусским городом, с нерусским населением, нерусской природой, нерусским климатом, греко-еврейским, пыльным и мутным.
Спорить с ним не буду. Не убоявшись авторитета, а потому что в те времена, о которых он пишет (чеховские), не жила, не видела, не знаю. Возможно, он таким и был. Однако....

  • Нерусский? Возможно. В начале прошлого века там было 15 иностранных торговых консульств


  • Нерусское население? Возможно. Греки, евреи, немцы, турки, татары, армяне, албанцы, русские казаки, донские казаки, цыгане…- было и есть, хоть сейчас сильно поредели их ряды


  • Нерусская природа? А вот это нет. Пальм здесь не было ни тогда, ни сейчас. Разве что в ресторанах и на ж\д вокзалах стояли в кадках, с пропаклёванными стволами, экзотики для. Так они по всей России стояли.
    Природа самая что ни на есть южно-русская: акация, каштан, липа, клен, тополь, ясень, кустарники


  • Нерусский климат? Оно конечно, не средняя полоса России. Но для российского юга самый типичный климат, смягченный близостью моря и отягощенный морскими влажными ветрами


  • Мутный? Пыльный? Не более, чем другие российские города


  • Изменился ли он с тех пор? Да, конечно, хотя меняется очень медленно. Приезжала я туда 20 лет назад, 10, 5 - город все такой же - тихий, спокойный, уютный, домашний. Правда за последние годы заметно оевропеился и обамериканился. Но я не хочу об этом. Не таким он мне снится.

    Он не потерял своего лица.
    Чаще всего я вижу его во сне засыпанным золотыми листьями. Или в дымке от костров, на которых эти листья сжигают. И явственно чувствую запах моря, смешавшийся с горьковатым запахом осени.
    Он родился раньше Ростова, более 300 лет назад. Это дважды рожденный город. Вначале как крепость - при Петре I, который разрушил его в подростковом возрасте, что входило в условие Прутского мирного договора.
    Полвека простоял бедняга в развалинах, и во 2-й половине 18 века по указу Екатерины II был рожден заново, но уже не как крепость, а как торговый порт.

    Почему у него такое странное имя - Таганрог?
    Существует две версии.
    Говорят, что воины Чингисхана назвали уходящий далеко в море мыс Таган-Рогом, или Приметным мысом. На этом мысу и был построен город.
    А историк П.Филевский писал, что "название Таганрога произошло, несомненно, от слова "таганъ" (по-татарски - "треножник") и "рогъ", т.е. мыс".
    И аргументировал тем, что на Днепре "рогами" называют отмель или песчаную косу.

    Я ужасно люблю бродить по его старым улочкам. Таких улиц нигде нет.
    У Ю. Антонова есть песня:

    "Пройду по Абрикосовой,
    Сверну на Виноградную
    и на Тенистой улице
    я постою в тени.
    Вишневые, Грушовые,
    Зеленые, Прохладные,
    Как будто в детство давнее
    Ведут меня они".

    В Таганроге именно такие старые улочки. С удивительными названиями.
    Я как-то взялась записывать эти названия. И получилось, что их можно поделить на группы.
    Например, улицы научно-культурно-литературные - Тургеневская, Добролюбовская, Чехова, Шевченко, Пушкинская набережная, Некрасовская, Гоголевская, Островского, Лермонтовская, Ломоносова, Менделеева…
    Или улицы рабочие: Литейная, Мартеновская, Строительная, Ремесленная, Портовая, Котлостроительная, Железнодорожная, Газовая, Базарная, Акушерская, Конторская, Рабочая, 1-я Котельная, 2-я …, 3-я …
    Есть и революционно-партийно-коммунистические и героические - Советская, Комсомольская, Ленина, Щорса, Фрунзе, Энгельса, Свердлова..
    Есть такие, которые в группы не попадают - Греческая, Итальянская, Восточная, Лагерный пер., Адмирала Крюйса. Кто такой и чем славен - не ведаю.

    Есть монархические улицы - главная Петровская, ясное дело - отец-основатель. И есть Александровская - в честь императора Александра I, который прожил в Таганроге 2 месяца и при загадочных обстоятельствах там умер.
    Но самые тихие, названия которых к тому же мне нравятся больше всего, это Виноградная, Полевая, Садовая, Дачная, Зеленая и Лесная…
    Как представлю, сколько народа всякого - знаменитого и простого - по этим улицам ходило!
    Вот так на память, чтобы не искать в Яндексе, в Таганроге родились:
    А.П. Чехов, Фаина Раневская, София Парнок и ее не менее знаменитый брат Валентин Парнах, Михаил Танич, пан Зюзя (Зиновий Высоковский), "живая легенда" хирург А. Богораз, Константин Савицкий... больше не помню.
    Ах, да - и я:)

    Сегодня он опять мне будет сниться - этот старинный портовый город со сказочным именем.
    Я не могу сказать, что очень люблю этот город. Не больше, чем Ростов, в котором живу 35 лет, не больше, чем Тверь, в которой прожила 5 лет. Или Севастополь, в котором прошли все мои летние школьные и часть студенческих каникул. Или другие города и веси, где приходилось жить. И я совсем не помню его из своего детства, потому что уехали мы оттуда, когда мне не было 3-х лет. Кронштадт помню, Энгельс помню, Саратов тоже, Ялту, другие города. Они не снятся.

    (с)"Где же мои первые следы?" Там, там они, но я их не помню.

    А Таганрог все снится и снится.

    "Есть город, который я вижу во сне.
    О, если б вы знали, как дорог…"


    UPD: Таганрогские пейзажи - Виртуальная галерея ростовской художницы Марианны Смолкиной


    (Добавить комментарий)


    [info]debora@lj
    2005-08-12 17:54 (ссылка)
    Светик, как много городов у тебя было!
    А я вот в одном родилась и всю жизнь там.
    А нежизнь уже в другом городе коротаю 10 лет!
    Красивый рассказ получился!

    (Ответить) (Ветвь дискуссии)


    [info]cheboro@lj
    2005-08-12 17:58 (ссылка)
    Один, но зато какой!

    Папа военный был, вот мы и "путешествовали".

    (Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


    [info]debora@lj
    2005-08-12 18:21 (ссылка)
    Да, я знаю!:-)

    (Ответить) (Уровень выше)


    [info]ruchkin@lj
    2005-08-12 19:31 (ссылка)
    я был в Таганроге, совсем немножко и проездом. помню вокзал, воздух, пирамидальные тополя, пыль, лето, шелковицу.

    (Ответить) (Ветвь дискуссии)


    [info]cheboro@lj
    2005-08-13 05:04 (ссылка)
    Вокзал и прилегающие к нему улицы - это еще не лицо Таганрога, это его ноги. Пыли в городе хватает, как, впрочем, в любом южном городе. А у нас вокруг степи, и ветры степные, которые разворашивают пыль городскую, добавляя своей, степной, полынной.
    Но ближе к центру, к морю пыли меньше намного.
    Шелковица (или тютина)... я ее ужасно люблю, эту пролетарскую ягоду, она созревает раньше всех, когда очень хочется летних фруктов, но их срок еще не подошел.
    И так здорово - черные руки, синие губы, щеки и подбородок в шелковичном соке. Это детская сказка.

    (Ответить) (Уровень выше)

    По поводу удаленного коммента
    [info]cheboro@lj
    2005-08-13 05:10 (ссылка)
    Это целиком скопировано вот отсюда,
    и я не стала вносить свои поправки. Зачем? Михаловна пропела куплет по памяти - пусть будет так, как она помнит.

    (Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

    Re: По поводу удаленного коммента
    (Анонимно)
    2005-08-13 08:42 (ссылка)
    по памяти поется звук -)
    но при переносе звука в графику невозможно не руководствоваться правилами.
    Единственное отличие неопределенной формы глагола от третьего лица единственного числа - наличие мягкого знака (звук там практически одинаков). Это ведь несложно? Почему этим пренебрегают, для меня загадка. Но к языку, к его правилам, надо иметь уважение.

    (Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

    Re: По поводу удаленного коммента
    [info]ruchkin@lj
    2005-08-13 08:43 (ссылка)
    ruchkin

    (Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

    Re: По поводу удаленного коммента
    [info]cheboro@lj
    2005-08-13 09:10 (ссылка)
    Никита, правила эти я знаю, все-таки филолухом являюсь и по образованию, и по профессии. Но "чужой текст" никогда не исправляю. Цитирую так, как его изобразил автор. У меня такой принцип. В рецензиях и статьях всегда делаю оговорку, что, мол, орфография и пунктуация автора сохранены. В ЖЖ и этого не делаю.

    (Ответить) (Уровень выше)

    Re: По поводу удаленного коммента
    [info]cheboro@lj
    2005-08-13 09:28 (ссылка)
    Графически - да, но на морфологическом и синтаксическом уровнях их, этих различий, достаточно много:)
    Думаю, дело не в неуважении к языку. Здесь другие причины кроются, но обсуждать их здесь, право, мне бы не хотелось.

    (Ответить) (Уровень выше)

    Блестяще!!!
    [info]camomile@lj
    2005-08-12 19:58 (ссылка)
    Просто Песня!!!

    (Ответить) (Ветвь дискуссии)

    Re: Блестяще!!!
    [info]cheboro@lj
    2005-08-13 05:05 (ссылка)
    Спасибо, Веруш!

    (Ответить) (Уровень выше)


    [info]chertov@lj
    2005-08-13 07:43 (ссылка)
    Сочно написала! Жаль, что в Таганроге никогда не был.

    Есть версия, что подставка-треножник (такан) использовалась для зажигания сигнального огня на этом мысе.

    (Ответить) (Ветвь дискуссии)


    [info]cheboro@lj
    2005-08-13 09:22 (ссылка)
    Совершенно верно. Издавна, пока не был построен город, а потом и маяк, на мысе жгли костры, а когда появилась крепость - сигнальные огни. Их было видно издалека, потому что местность там не сильно холмистая, да и холмы невысокие.
    Азовское море (др.-р. - Сурожское) неглубокое, а возле берега и вовсе мелей много, так что эти огни были очень кстати и для военного флота, и позже - для торговых судов.

    А в Таганроге побывать неплохо бы. Он этого стоит.Там такой уникальный симбиоз степи с морем. С трех сторон город окружен морем (Таганрогский залив), а с четвертой - у него выход в степь, к древним курганам. С этой стороны как раз и подходит дорога на Ростов. Между нами всего 70 км. Машиной час езды без остановок. Электричкой немного больше.

    (Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


    [info]chertov@lj
    2005-08-13 13:04 (ссылка)
    То, что Азовскеое море мелкое, я замерил собственным лбом. Нырнул как-то неудачно. Был в Мариуполе.

    (Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


    [info]cheboro@lj
    2005-08-13 18:13 (ссылка)
    И что больше пострадало - дно или твой лоб?:))))

    (Ответить) (Уровень выше)


    [info]eliseeva_e@lj
    2010-07-03 00:58 (ссылка)
    Да, Светочка, город Таганрог и мне показался очень душевным городом, гораздо уютнее, чем Ростов

    (Ответить)


    [info]_contra@lj
    2011-01-20 04:03 (ссылка)
    получается вы в военном городке жили? а где именно? давно это было?

    (Ответить)