О несовершенстве мира, раздраженное
Меня часто спрашивают, как мне удается сохранять нервную систему в порядке с такой работой. Скажу вам откровенно: не удается удается с трудом. Но моя реакция на трудности нашей жизни весьма избирательна. Все эти заморочки со справками, чиновниками и прочей технической стороной работы риелтора никакого раздражения у меня не вызывают. Зачем нервничать? Это все равно, что сердиться на дождь или ветер. Такова природа государства, помноженная на национальный характер наших чиновников.
Но есть вещь, которую я не могу переносить спокойно. Это тупость агентов. Ну вот живой пример. Я продаю однокомнатную квартиру около метро. За нее внесла аванс семейная пара, покупающая квартиру своему взрослому сыну. С ними пришла бабка дама в возрасте - кагбэ агент, работающая сама по себе, без агентства.
Документы на квартиру идеальные - собственность возникла 17 лет назад через договор купли - продажи. Копии договора и свидетельства о собственности покупателям были предоставлены, так же как и свежая выписка из Единого государственного реестра прав, подтверждающая отсутствие ареста, залога и прочих обременений. В квартире никто не прописан сейчас, и никто не был прописан в течение этих 17 лет. Правда, форму 9 (справку о лицах, зарегистрированных в адересе) я еще не брала, а пообещала получить ближе к нотариату - так положено. Раньше мы вообще брали ее буквально накануне сделки.
- А вдруг там все-таки кто-то прописан? - спросит особо недоверчивый читатель. Да, так бывает. Во множестве квартир, продающихся на рынке, на момент сделки зарегистрированы люди. Но деньги продавцам квартиры выдаются только после того, как они снимутся с регучета. Это знают даже стажеры.
И что? Сегодня мне звонит их агент и спрашивает, когда я пойду получать форму 9. Зачем ей это нужно? Хочет пойти со мной, проконтролировать процесс. Спрашиваю, что именно ее волнует.
- А вдруг там есть несовершеннолетние дети, претендующие на собственность? А вдруг там кто-то сидит в тюрьме?
Я падаю, где стою. Прошу объяснить, как могут претендовать несовершеннолетние дети на собственность в квартире, купленной на имя взрослого человека. А также при чем тут сидельцы в тюрьме.
- Мои клиенты нервничают, - объясняет агент. - Они в интернете начитались всяких страшилок и теперь боятся.
- Пусть они в интернете заодно поищут, что такое срок исковой давности, - советую я.
- Когда возникла собственность в этой квартире? - спрашивает бабка.
- Ой, бля. Вы же смотрели документы. когда вносили аванс! А кроме того, вы ведь агент?
- Агент, - гордо соглашается бабка.
- Ну так объясните своим клиентам, как может возникнуть собственность у детей и когда на нее могут претендовать лица, находящиеся в заключении. А потом сравните с этим случаем. Отработайте, наконец, свои деньги.
- Законы - это законы, а в нашей стране может быть все, что угодно.
- Если законы не имеют значения, то чем вам поможет форма 9?
Бабка бросила трубку. Люто, бешено ненавижу безграмотных дураков, притворяющихся профессионалами. Да, я несовершенна и еще не достигла просветления.