Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет sono ([info]sono)
@ 2009-03-23 18:43:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Благодарность – страшная сила, или бойся данайцев, дары приносящих

Вы любите получать подарки? Кто же этого не любит!

Но у каждого из нас были в жизни случаи, когда подарок не хотелось принимать. Причина очень проста. Получая что-то от человека, мы начинаем испытывать чувство долга. Но если этот человек нам неприятен? Принимая подарок, мы попадаем в зависимость от него.

А если подарок чересчур дорог? Мы должны подарить в ответ что-то не менее ценное, даже если это нам совсем не по карману.

Человек как существо социальное живет в паутине условностей и общественных норм. Взаимопомощь как социальный механизм помогала выживать общественным группам в течение всей человеческой истории. «Ты мне – я тебе (должен)» - вот принцип, который мы впитываем в себя с детского возраста. Те, кто пытается вырваться из этой модели поведения, клеймятся репутацией неблагодарных и невнимательных к окружающим людей.

Но там, где есть механизм, регулирующий поведение, есть и люди, использующие этот механизм в своих целях.

Известно, что проведение в супермаркетах кампаний по бесплатной дегустации какого-нибудь продукта вызывает резкий всплеск продаж этой марки товара. Что, он так хорош? Нет. У человека, получивший бесплатно, то есть в дар кусочек сыра/флакон кондиционера для белья/номер журнала включается вот этот самый «я тебе должен», заставляя покупать образец этой продукции уже за свои деньги.

На этом же механизме основан успех многих религиозных сообществ. «Пройдите бесплатное тестирование своих способностей!» - это предложение, которое последователи Рона Хаббарда делают прохожим на улицах, нажимает на ту же самую кнопку. Как после такого внимания и времени, потраченного на вас, не прийти на собрание, не прослушать лекцию, не сделать пожертвование?

А поздравление с днем вашего рождения и пустячок, подаренный начальником? Как можно после этого отказаться поработать во внеурочное время? Не важно, что у вас были совсем другие планы на вечер. Вы что, так неблагодарны? И манипулятор пожинает свои плоды – вы остаетесь.

Недавно в ЖЖ прокатилась целая волна постов по поводу того, должна ли женщина платить за свою часть ужина в ресторане, если ее пригласил туда знакомый мужчина. Все началось с поста, в котором описывалось возмущение молодого человека, который, угостив женщину ужином, не получил в ответ секса. Развела, понимаете, на деньги. Возмущенные юзеры покрыли его позором. Некоторая часть читателей покрыла позором тех женщин, которые признались, что сами оплачивают свою часть счета. И не женщины они вовсе, а бесполые существа, отравленные ядом феминизма.

Правы на самом деле все. Есть механизм, и есть личности, в которых он работает сильнее. И от окружающих они ждут того же, используя его как способ добиться желаемого.

Так что, получая подарок, не торопитесь испытывать чувство благодарности и отдавать что-то взамен. Вполне возможно, что этот дар – не искреннее желание  сделать вам приятное или оказать бескорыстную помощь. Вполне возможно, что это способ манипулирования. Просто ниточка, дергая за которую, кто-то пытается вами управлять.



(Добавить комментарий)

Мы должны подарить в ответ что-то
[info]trio_mia@lj
2009-03-23 12:57 (ссылка)
Это во мне присутствует... и осень сильно!
такое впечатление что в меня это вбили.
Если мне сделали что-то хорошее, хочется сразу что-то подарить или как-то отблагодарить... Не получается у меня просто принимать подарок!:(

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

оффтоп
[info]s0no@lj
2009-03-23 13:02 (ссылка)
У вас очень интересный журнал. Но я категорически отказываюсь его читать. Иначе никогда не сброшу вес!

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: оффтоп
[info]trio_mia@lj
2009-03-23 15:52 (ссылка)
Спасибо!
мы не в претензии...Я все равно вас буду читать...
Я вас нашла и очень довольна,где-то воткнулась в середине и не смогла оторваться, хотя работы море...

ВЫ.. мне очень нравитесь, как пишите, о чем, ваш оптимизм...ваша улыбка:)))( хотя не знаю вы ли это, но все равно она замечательная...) и этого нам достаточно...

а нас читают...так что у нас все в порядке...:)))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: оффтоп
[info]s0no@lj
2009-03-23 15:59 (ссылка)
Спасибо на добром слове:) На юзерпике я, правда, я на нем несколько моложе, чем сейчас. Но к этой картинке я уже привыкла, так что пускай висит.

(Ответить) (Уровень выше)

Re: оффтоп
[info]natalya1905@lj
2009-03-23 18:57 (ссылка)
Лучшая из возможных рекомендаций. Я тут же поскреблась в дверь к trio_mia... :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: оффтоп
[info]s0no@lj
2009-03-24 01:35 (ссылка)
Да, девочки того стоят, они молодцы:)).

(Ответить) (Уровень выше)

Re: Мы должны подарить в ответ что-то
[info]s0no@lj
2009-03-23 13:13 (ссылка)
А в отношении подарков - сразу вы себя не переделаете. Вполне достаточно для начала попытаться понять, какие мотивы движут дарителем. Чего ему на самом деле от вас нужно. Это понимание само по себе изменит вашу реакцию)).

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Мы должны подарить в ответ что-то
[info]trio_mia@lj
2009-03-23 15:54 (ссылка)
Как правило... понятно...
Но такой характер, а , вообще, вы правы...:)

(Ответить) (Уровень выше)

Обратнаясторона
[info]rrrr@lj
2009-03-23 23:11 (ссылка)
Есть еще такие подарки, когда дарят вроде мне, а на самом деле - то, что мне нафик не нужно, но интересно дарящему.Тогда желания подарить что-нибудь бесполезное в ответ у меня уж точно не возникает.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Обратнаясторона
[info]s0no@lj
2009-03-24 03:04 (ссылка)
Не во всех случаях получается управлять человеком с помощью подарков. Но, согласитесь, в целом этот механизм работает.Подарком при этом может быть некая услуга или любезность со стороны другого человека.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Обратнаясторона
[info]rrrr@lj
2009-03-24 14:10 (ссылка)
Нуу, мне, как пофигисту-микропсихопату, сложно об этом судить.
Подарок - это личное, когда знают меня и мои вкусы-пожелания-ит.п.
Всё остальное - любезности.

А в жизни не раз встречал проявления этой парадигмы, "Крестный отец", вроде того.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]intex17@lj
2009-03-23 13:04 (ссылка)
хех, а я просто не могу позволить девушке которая со мной ужинает ( завтракает/обедает) платить, вот не могу и все.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]s0no@lj
2009-03-23 13:09 (ссылка)
Ну да, это подсознательная попытка сохранить контроль над девушкой. Даже если вы и не требуете ничего взамен.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]intex17@lj
2009-03-23 13:24 (ссылка)
ну, я больше склонен все таки считать это воспитанием :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]s0no@lj
2009-03-23 13:58 (ссылка)
Конечно, это воспитание. На генетическом уровне такие модели поведения не записываются. В вас воспитали альфа-особь, лидера, который контролирует ситуацию.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ar14@lj
2009-03-23 16:12 (ссылка)
К подаркам равнодушен настолько, что сразу же забываю, от кого и за что. Так что с ответными не заморачиваюсь. И от "одаренных" тоже ничего не жду, по той же причине. (Подарил и забыл).
А еще помню те славные бедные времена, кода вполне мог позволить девушке платить за себя в ресторане. И мне даже было все равно, придется потом расплачиваться за это сексом, или нет. ))
Все это, конечно, шутка (кхмм..)
А если серьезно, то механизм работает и еще как. Это я могу забыть о подарках, но, бывает, что дарители и одаренные напоминают. Бывает.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]s0no@lj
2009-03-23 17:01 (ссылка)
Конечно, работает. Знаешь, сколько психологических экспериментов на эту тему проводилось? И маркетинговых исследований по применению этого механизма, и социальных. Заставить избирателя голосовать за нужного кандидата, подарив ему открытку к рождеству - это из той же серии.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ar14@lj
2009-03-23 17:11 (ссылка)
Да К тому же, мы оба работаем в таких отраслях, где примеров применения данного механизма предостаточно. Могу кучу историй по этому поводу рассказать.
А открытки к рождеству - это нормально, сейчас практикуют еще специальные талоны (или как они там называются), стоимостью от 5-ти до 20-ти евро. Только за прошлую неделю таких пришло две штуки, из мебельного и тур-агентства.
И что ты думаешь, нам как раз нужна новая спальня! Так что может быть именно в этом магазине и купим, 5 евро скидку уже сделали :))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]s0no@lj
2009-03-23 17:15 (ссылка)
А написал бы историю в своем журнале про что-нибудь такое)). А я потом еще про механизмы манипулирования напишу. Их же много разных.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ar14@lj
2009-03-23 17:20 (ссылка)
Хорошо. Просто, как практику и рассказчику, мне плохо дается анализ... Но я попробую :)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]mere_skill@lj
2009-03-23 13:09 (ссылка)
А нам меня все эти бесплатные презентации не действуют. Такой вот я свин неблагодарный)))

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]s0no@lj
2009-03-23 13:10 (ссылка)
Поправочка: следует читать "неуправляемый".

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mere_skill@lj
2009-03-23 13:13 (ссылка)
Неуправляемый свин - это еще лучше)) Если надоест ник "Резонер", назовусь так

(Ответить) (Уровень выше)


[info]dr_nata@lj
2009-03-23 13:15 (ссылка)
Я вот некоторое время назад приучила себя таки платить за себя на встречах. И есть категория людей, от которых я просто боюсь принимать подарки. Потому что знаю, что они потребуют отката. Конечно, не всегда прямым текстом, но потребуют. Посему не люблю я подарки получать.Вот.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]s0no@lj
2009-03-23 13:17 (ссылка)
Доктор, женское чутье вас не обманывает. Способность избегать ловушки - очень полезное качество:))

(Ответить) (Уровень выше)


[info]inkogniton@lj
2009-03-23 13:23 (ссылка)
Я очень люблю дарить подарки и совершенно не умею принимать. И ресторанно-денежная тема мне чужда - за редкими исключениями, я настаиваю на том, что я плачу за себя сама. Никогда не задумывалась почему - это, скорее, не потому, что я не хочу быть должна, хотя и это, несомненно, тоже, а потому, что мне страшно, что человек потратится на меня, а потом у него не будет. Какая-то такая странная забота о чужих финансах и совершенно наплевательское отношение к своим. По той же причине, не могу брать в долг - и вообще что-либо просить, необязательно в денежном эквиваленте. Даже от родителей дорогие подарки принимать не могу - порываюсь вернуть. Они обижаются - я сама дарю дорогие подарки и получается, что делаю то, в чем им отказываю...

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]s0no@lj
2009-03-23 14:01 (ссылка)
Независимость характера, которая выливается в стремление избежать контроля со стороны других людей. Склонность к лидерству и управлению поведением других. Нет? Это не так?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]inkogniton@lj
2009-03-23 14:28 (ссылка)
Независимость - да, даже дважды да:) Но тут дело не в контроле - скорее, непрекращающее доказательство самой себе, что я могу сама - всё могу сама. Склонность к лидерству - не знаю, со стороны не вижу:) А управлять точно не люблю - вот эта ответственность за действия других людей, хуже дыбы.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]s0no@lj
2009-03-23 14:31 (ссылка)
Управление другими людьми не включает в себя ответственность за этих людей. Это совершенно разные переменные, хотя они и могут встречаться в одном уравнении:)).

(Ответить) (Уровень выше)


[info]sash_aka_cacx@lj
2009-03-23 13:39 (ссылка)
Я не считаю себя должным отплатить за подарок. Подарок делается без ожидания ответных благодеяний, иначе это не подарок, а оплата -))))))))

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]s0no@lj
2009-03-23 14:02 (ссылка)
такая внутренняя независимость вызывает восхищение:))

(Ответить) (Уровень выше)


[info]laurpady@lj
2009-03-23 13:43 (ссылка)
Ну.. Всё не так мрачно, поверьте. Я - очень люблю делать подарки! Очень! И родителям, и знакомым-незнакомым. И получать тоже люблю, но совершенно не подразумеваю ответный подарок или действие. В ресторанах плачу за себя всегда. Может, все зависит от круга общения?
Но что дело не только и не сколько в манипуляции - это точно.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]s0no@lj
2009-03-23 14:04 (ссылка)
Я и не говорю, что в основе всех подарков лежит попытка манипулирования. Вовсе нет. Иногда (а у некоторых людей - очень часто) - это просто желание доставить человеку радость:))

(Ответить) (Уровень выше)


[info]solya@lj
2009-03-23 13:52 (ссылка)
пока жила в москве, даже вопроса такого не стояло, всегда за себя платила сама. Или всегда была в кармане сумма, что бы в случае чего расплатиться.
Вопрос безопасности :)

в Питере меня по немногу перевоспитали :)
правда сейчас мой круг общения достаточно ограничен, и кофе я пь. с теми людьми, с которыми даже вопроса не встанет, что кто-то кому-то чего-то должен за чашку кофе =)

а презентации мимо, попробовать - да, покупать - нет :)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]s0no@lj
2009-03-23 14:21 (ссылка)
Подарки не сводятся к оплате выпитой чашки кофе. Согласитесь, ситуации могут быть весьма разнообразны:)).

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]solya@lj
2009-03-23 14:50 (ссылка)
"чашка кофе" велична переменная =)

(Ответить) (Уровень выше)

Наверняка
[info]gagarking@lj
2009-03-23 14:28 (ссылка)
Вы правы.
Я очень люблю дарить подарки тем, кто мне нравится. А когда что-то вдруг делают мне или для меня, чувствую себя обязанным и теряюсь, что правда, то правда. Тут, я полагаю, очень тесно связаны такие вещи, как умение сказать "нет" и уверенность в себе.
И еще мне показалось, что а) в основном подарки и подношения предназначены женщинам по понятным причинам (вот мне, например, редко кто из чужих дарит подарки)
б) некоторые супернезависимые комментаторы малость приврали, что они такие независимые:)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: Наверняка
[info]s0no@lj
2009-03-23 14:34 (ссылка)
А что, женщинам чужие люди дарят подарки часто? Вы идеализируете женскую долю:))
Про некоторых комментаторов сказать ничего не могу, потому как через монитор мне не видно. Но нюансы возможны:))

(Ответить) (Уровень выше)


[info]domohozjayka@lj
2009-03-23 14:43 (ссылка)
Легко даю, легко беру. И никто не посмел ничего потребовать. Даже попросить взамен - не посмел. Или я не поняла, что - взамен? Есть еще одна версия. У меня богатых знакомых нет... :)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]s0no@lj
2009-03-23 14:45 (ссылка)
Богатство здесь не при чем. Даже мелкий сувенирчик или услуга могут быть инструментом манипуляции.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]serafimm@lj
2009-03-23 15:00 (ссылка)
*мечтательно*
Вот когда-нибудь все альтернативногендерные накормленные мной начнут платить мне за свою прошлую сытость сексом - и это будет парадиз, полный веривел и правильное решение.
Главное к тому времени ещё не осыпаться песком чрез простату.
А-то от альфа-самца останется только бета-пузо и гамма-метеоризм:)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]s0no@lj
2009-03-23 15:09 (ссылка)
*утирая слезы от смеха* Виталик, я тебя обожаю:))

(Ответить) (Уровень выше)


[info]prosvetj@lj
2009-03-23 15:03 (ссылка)
Почитала комменты, чего обычно не делаю. Татьяна, я перейду с тобой на "вы", снова этого хочу, ибо ты иезуит:)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]s0no@lj
2009-03-23 15:15 (ссылка)
Женя Александровна, ты меня пугаешь. Я не иезуит! Я просто блондинка, воспринимающая людей спинным мозгом из-за отсутствия головного:))
Не хочу на "вы", хочу с тобой виски выпить:))

(Ответить) (Уровень выше)


[info]woldee@lj
2009-03-23 16:43 (ссылка)
Мне, как любителю халявы, бывает влом что-либо дарить в ответ. :)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]s0no@lj
2009-03-24 03:00 (ссылка)
Ну что ж, это тоже жизненная позиция:)).

(Ответить) (Уровень выше)


[info]g_lioness@lj
2009-03-23 18:33 (ссылка)
Одна моя знакомая называет намеренное не-следование принятым в обществе стереотипам - "игра в сволочь с призами".

Например: остался последний кусочек на тарелке. Все порядочные, стесняются. Получает кусочек кто? Правильно, та "сволочь", которая решится и возьмет. Все с носом - она с призом.

То же и с подарками: порядочный человек будет париться, стараться отблагодарить, а "сволочь" получит подарок, скажет спасибо и... на этом всё. Она с призом - манипулятор с носом ;)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]s0no@lj
2009-03-24 02:59 (ссылка)
Правильная знакомая:)).

(Ответить) (Уровень выше)


[info]g_lioness@lj
2009-03-23 18:36 (ссылка)
Кстати, по поводу картины - на досуге можете почитать этот шуточный текст: http://pelipejchenko.livejournal.com/414004.html

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]s0no@lj
2009-03-24 02:56 (ссылка)
Спасибо. И весь журнал интересный:)).

(Ответить) (Уровень выше)


[info]mirkina@lj
2009-03-24 01:59 (ссылка)
Угу. Бывает, подарят чего-нибудь - не знаешь, куда деться. И отказаться ж ведь от подарка нельзя - где-то сидит вот это "Не обижай человека, он тебе хотел приятное сделать".
А вот первая делать подарки люблю. :) Не по случаю, а просто так, но зато близким людям.

Рестораны - это отдельная статья, и с подарками я бы не стала сравнивать. Если меня приглашают - значит, хотят пообщаться, поговорить. Приглашающий хочет сделать приятное обоим, то есть и себе в первую очередь - иначе б зачем приглашал? И нет никакой прямой зависимости между съеденным-выпитым и каким-то еще отношениями, деловыми, дружескими или совсем интимными.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]s0no@lj
2009-03-24 02:58 (ссылка)
Ира, нет зависимости между съеденным-выпитым и еще отношениями у тебя. Ты удивишься, у какого количества людей она есть.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]daisybirdcorin@lj
2009-03-24 03:38 (ссылка)
это да, это верно) а во многих семьях еще и культивируется "я в тебя столько вложил, дал хорошее образование, теперь ты мне по гроб жизни должен" увы, наблюдала такие ситуации.

а по поводу того, кто за что платит. Да, мужчины считают, что платить сексом - само собой разумеющееся, женщины считают, что они сами по себе такое чудо, что все их должны благотворить, приносить дары, а они никому ничего не должны.
Просто ожидания друг друга не оправдываются. Может, потому что люди не умеют изначально расставлять точки над и.

(Ответить)


[info]superwolf@lj
2009-03-24 05:14 (ссылка)
У Джека Лондона был хороший рассказ про островитян, когда вождям предлагали подарки - а они отказывались, понимая, что за это придется убить миссионера ...

Тогда посыльный обогнал миссионера и сделал подарок вождю племени, до которого миссионер не усел дойти. В общем, тот вождь взял подарок

P.S. Даже обычная похвала можт оказаться ниточкой

(Ответить)


[info]scorpikoshka@lj
2009-03-24 07:02 (ссылка)
Я не так давно обнаружила у себя "принцп", согласно которому я позволяю или не позволю человеку оказывать мне услуги, тратить на мебя деньги, время и т.п.
Во-первых, я должна быть уверена в его намерениях, вернее, его намерения должны совпадать с моими. Если мы оба предполагаем секс - пускай будет моим кавалером и платит, почему нет. Если же я не уверена в идентичности намерений - буду платить сама.
Второе условие - он должен достаточно зарабатывать. Не в том плане, что я готова ужинать только с богатым парнем, а в том, что если мой доход выше его, то я могу и сама за себя заплатить, ни к чему ему тратить на меня последние деньги.
Таким образом, чаще всего я принимаю подарки от собственного парня или от друзей, которые хорошо зарабатывают и в которых я не сомневаюсь.
Когда мой хороший друг зарабатывал несколько тысяч зеленых в месяц, я позволяла себе приехать к нему в Москву за его счет, тем более, по его же просьбе. Оказалось, он купил мне билеты в СВ... :)

(Ответить)


[info]samavara@lj
2009-03-24 16:03 (ссылка)
У меня, к сожалению, много неумеренных родственников, которые меня буквально задаривают... Поскольку адекватно ответить не могу никак (средства не позволяют), уже совершенно перестала преживать на эту тему и просто принимаю подарки, как ослик Иа:)

(Ответить)


[info]kozochka@lj
2009-04-23 12:55 (ссылка)
а где история)?! а так, просто введение!

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]s0no@lj
2009-04-23 13:08 (ссылка)
Ну, у меня далеко не все посты - истории. Я и просто поболтать люблю)).

(Ответить) (Уровень выше)


[info]parus28@lj
2009-05-15 10:56 (ссылка)
Про "отблагодарить" очень хорошо описано в книге Чалдини "Психология влияния". Ещё там даются рецепты, как не попадаться на удочку манипуляторов.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]s0no@lj
2009-05-15 11:14 (ссылка)
Спасибо. Я читала Чалдини, хорошая книга.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]peowor8@lj
2010-04-22 16:59 (ссылка)
Я люблю делать что-либо бескорыстно/бесплатно/в подарок (на первый взгляд). А свое окружение сделать своими должниками - очень дальновидное решение=) С другой стороны, это, примененное ко мне, не действует - я просто принимаю подарок/услугу, и все - это зависит от вашего самоконтроля.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]s0no@lj
2010-04-23 11:06 (ссылка)
Очень конструктивная позиция)).

(Ответить) (Уровень выше)