Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет sov_ok ([info]sov_ok)
@ 2007-06-13 10:06:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
В Секретариат Союза писателей СССР

В Секретариат СП СССР

8 сентября 1967 г. Вешенская.

Прочитал Солженицына «Пир победителей» и «В круге первом».

Поражает — если так можно сказать — какое-то болезненное бесстыдство автора. Свои антисоветские взгляды Солженицын не только не пытается скрыть или как-то завуалировать, он их подчеркивает, выставляет напоказ, принимая позу этакого «правдоискателя», человека, который, не стесняясь, «режет правду-матку» и указывает со злостью и остервенением на все ошибки, все промахи, допущенные партией и Советской властью, начиная с 30-х годов.

Что касается формы пьесы, то она беспомощна и неумна. Можно ли о трагедийных событиях писать в оперативном* стиле, да еще виршами, такими примитивными и слабенькими, каких избегали в свое время даже одержимые поэтической чесоткой гимназисты былых времен! О содержании и говорить нечего. Все командиры, русские и украинец, либо законченные подлецы, либо колеблющиеся и ни во что не верящие люди. Как же при таких условиях батарея, в которой служил Солженицын, дошла до Кенигсберга? Или только персональными стараниями автора?

Почему в батарее из «Пира победителей» все, кроме Нержина и «демонической» Галины, никчемные, никудышные люди? Почему осмеяны солдаты русские («солдаты-поварята») и солдаты татары? Почему власовцы — изменники Родины, на чьей совести тысячи убитых и замученных наших, прославляются как выразители чаяний русского народа? На этом же политическом и художественном уровне стоит и роман «В круге первом».

У меня одно время сложилось впечатление о Солженицыне (в частности после его письма съезду писателей в мае этого года**), что он — душевнобольной человек, страдающий манией величия. Что он, Солженицын, отсидев некогда, не выдержал тяжелого испытания и свихнулся. Я не психиатр и не мое дело определять степень пораженности психики Солженицына. Но если это так, — человеку нельзя доверять перо: злобный сумасшедший, потерявший контроль над разумом, помешавшийся на трагических событиях 37-го года и последующих лет, принесет огромную опасность всем читателям и молодым особенно.

Если же Солженицын психически нормальный, то тогда он по существу открытый и злобный антисоветский человек. И в том и в другом случае Солженицыну не место в рядах ССП. Я безоговорочно за то, чтобы Солженицына из Союза советских писателей исключить.

М. Шолохов.

8.IX.67 г.

Впервые: МГ, 1991. № 11. С. 246—247 (в ст.: Васильев В. «Ненависть. Заговор против русского гения»).

Подлинник не обнаружен. Печатается по машинописной копии, заверенной работником Отдела культуры ЦК КПСС (ГМЗШ, ф. 1).

Заседание секретариата Союза писателей СССР, посвященное обсуждению произведений А. И. Солженицына — пьесы «Пир победителей» и романа «В круге первом», было назначено на 22 сентября 1967 г. Шолохов, который в то время был одним из секретарей Союза писателей СССР, присутствовать на заседании не мог и направил данную записку.

Записка, а также предшествовавшие ей выступления Шолохова на XXIII съезде КПСС (2 апреля 1966 г.) и IV съезде писателей СССР (27 мая 1967 г.) стали причиной резкого изменения отношения Солженицына к нему. Ранее Солженицын писал Шолохову: «Глубокоуважаемый Михаил Александрович! Я очень сожалею, что вся обстановка встречи 17 декабря <1962 г.>, совершенно для меня необычная, и то обстоятельство, что как раз перед Вами я был представлен Никите Сергеевичу, — помешали мне выразить Вам тогда мое неизменное чувство: как высоко я ценю автора бессмертного "Тихого Дона”...» (письмо от 20 декабря 1962 г. из Рязани в Вешенскую — «Лит. Россия». М., 1990. 23 мая. С. 19). Наиболее полно новый характер отношения к Шолохову выразился в публикации Солженицыным работы И. Н. Медведевой-Томашевской «Стремя "Тихого Дона”. Загадки романа» (Париж, 1974) и написанном им предисловии к этой работе. Подробнее см. указанную выше статью В. Васильева.

* Вероятно, ошибка в копии. По всей видимости, — опереточном.

 

** Имеется в виду «Письмо IV Всесоюзному съезду писателей» А. И. Солженицына, распространявшееся им среди делегатов (см.: «Дело Солженицына». Лондон; Онтарио, 1970. С. 51—59).

В дополнение: Открытое письмо Дина Рида Александру Солженицыну


(Добавить комментарий)


[info]babitto@lj
2007-06-13 04:26 (ссылка)
Не просто так Солженицин Шолохова в плагиате обвинял. Причины имел серьёзные ;)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]sov_ok@lj
2007-06-13 04:57 (ссылка)
Как говорит современная молодежь: "Кисо обиделсо" :)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]redrat@lj
2007-06-14 04:29 (ссылка)
Ещё бы! Солжу ради Нобелевки вон как под новых хозяев прогнуться пришлось, а Шолохову её за "просто так" дали. Абыдна, да?

(Ответить) (Уровень выше)


[info]d_andy@lj
2007-06-13 04:30 (ссылка)
Это письмо не красит Шолохова, при всем моем неуважении к Солженицыну

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]gavrilaf@lj
2007-06-13 05:33 (ссылка)
Почему?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]d_andy@lj
2007-06-13 05:37 (ссылка)
Некрасиво...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]gavrilaf@lj
2007-06-13 05:46 (ссылка)
Ну что значит "некрасиво"? Шолохов был прав по сути - это главное.
А "политкорректность" вообще придумали в ЦРУ :)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]zimopisec@lj
2007-06-13 04:59 (ссылка)
Ну дык прав был тов. Шолохов:))

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]sov_ok@lj
2007-06-13 05:35 (ссылка)
Одним махом оценил и самого наградоносца и современных наградораздавателей :)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]199ka@lj
2007-06-13 05:20 (ссылка)
По каким бы причинам не написал письмо Шолохов, оно абсолютно правильное. Вообще у Солженицина даже лицо и мимика психически нездорового человека. Книги вообще нечитаемы. Один очень известный влиятельный психиатр неедавно сказал по телеку, что диссидентам диагнозы никогда не придумывались, что эти люди или были больны или имели пограничные расстройства психики. Солженицин никогда бы не стал известен, если бы не американские гранты. Это искуственно надутый мыльный пузырь. Дай бог настанут времена, когда его имя будет предано анафеме на официальном уровне.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]gavrilaf@lj
2007-06-13 05:36 (ссылка)
Никакой анафемы. Пусть его просто забудут.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


(Анонимно)
2007-06-13 13:33 (ссылка)
Не согласен с вами. Вещи должны называться своими именами.
Подонок должен быть назван подонком.
Подробно, с ясным логическим обоснованием.
Чтобы и с его почитателями окружающим было все ясно.

Ст.

(Ответить) (Уровень выше)

Вероятно, Солж - графоман
[info]ex_chistyak@lj
2007-06-13 07:35 (ссылка)
Мне так показалось ещё при чтении "Гулага" в 70-х годах.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Вероятно, Солж - графоман
[info]sov_ok@lj
2007-06-14 00:37 (ссылка)
Это потому что он, видимо, иностранные гранты отрабатывал количеством страниц, а не качеством текста

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Вероятно, Солж - графоман
[info]ex_chistyak@lj
2007-06-14 01:48 (ссылка)
Наверное. Как же иначе оценить эффективность грантов.

(Ответить) (Уровень выше)

О встречах с диссидентами!
[info]kons2006@lj
2007-06-13 13:54 (ссылка)
В юности однажды меня перехватили у подъезда суровые молодые люди, и я оказался понятым при обыске на котором, я впервые воочию увидел живую диссидентку. Часов восемь шел обыск, изымалось её литературное творчество.
Первые часы мы, понятые, скромно сидели на стульчиках и подтверждали то, что изымали. Потом набрались смелости и стали вчитываться в то, что изымалось. Первое мнение - словесный понос!
Документов было много, но все устали, поэтому сложили оставшееся в коробки, опечатали. Понятые расписались в протоколе и ее и коробки увезли, а понятые в расстроенных чувствах пошли домой.
День был испорчен. Жалко было и себя и суровых молодых ребят, им еще нужно было возиться и возиться с душевно больным человеком. Прошел год или два, проходя мимо этого дома, я увидел, что окна комнаты этой диссидентки в следах от пожара. Бабушки на лавочке объяснили, что это сумасшедшая устроила пожар.
Во времена деятельности народных фронтов вы Москве, в клубе Марьиной рощи, воочию пообщался с революционеркой Наводворской. Она там вела семинар по заданию ... Представьте, сидят полукругом с офицерской выправкой молодые люди, а на против - революционерка Наводворская вещает им о тоталиризме. При этом в соседнем помещении, масса демократов готовилась к очередному митингу, а в уголке таким же полукругом офицер КГБ создавал Соцпартию.
О Солженицыне. Мой учитель ученый с мировым именем Побиск Георгиевич Кузнецов (см. Интернете) в сумме отсидевший 15 лет, очень нелестно отзывался об этом господине. Правда, он не говорил, что этот господин сумасшедший. Но лично я читая Солженицына еще в рукопись много схожего находил с записями в тетрадях той первой диссидентки.
Довелось видеть еще одного героя из этой когорты, т.е. одного из молодых людей, которые попали под гусеницы БТРа в ночь безвластия в Москве. Это Романов из подмосковного Нахабино. За день до этого он в наркотическом опьянении или от белой горячки в тельнике, берете, в маскировочных брюках, обутый в берцы бегал по сиденьям электрички, а его попутчики в гражданском и военном в компании с девушками спокойно играли на гитарах и пели песни про армейскую романтику. После гибели вся московская шизофреническая тусовка в экстазе несла цветы к месту ночного буйства сумасшедших. Когда весть о гибели сего героя дошла до Нахабино, как мне рассказывали, там практически был праздник. А вы представьте, что ваш сосед буйнопомешанный постоянно ломится в вашу квартиру … То-то!
У большинства душевнобольных людей обострены чувства, и эти чувства часто менее ущербленными принимаются за проявления ума. Душевнобольных проклинать не нужно, нужно ненавидеть тех, кто их так безотчетно эксплуатирует.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: О встречах с диссидентами!
[info]dobryj_manjak@lj
2007-06-13 18:46 (ссылка)
Да! Да! Я тоже думаю, что главная претензия, которую дисседенты могут предъявить карательной советской психиатрии, состоит в том, что она обещалась их вылечить, но не смогла.

(Ответить) (Уровень выше)

Re: О встречах с диссидентами!
[info]sov_ok@lj
2007-06-14 00:57 (ссылка)
Вот в чем проблема - никто не любит диссидентов. Это же их травмировало уже в детстве и с тех пор полученые комплексы только усугубились :)

А вот на счет П.Г. Кузнецова пишите больше - личность он интересная, но знают о нем крайне мало, тем более не специалисты.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]soldat_imperii@lj
2007-06-13 07:03 (ссылка)
Поразило, как вчера Путин собственнолично повёз награду Солженицыну на дом.) Это было многозначительно. Шолохов молодец!

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]sov_ok@lj
2007-06-14 00:46 (ссылка)
Вот для сопоставления современности и прошлого и выложил и пока счет отнюдь не в пользу современности

(Ответить) (Уровень выше)


[info]wilderr@lj
2007-06-14 01:26 (ссылка)
Э... чё-то я пропустил...
Даннуна? Что это за бред? Какая-такая награда?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]sov_ok@lj
2007-06-14 01:28 (ссылка)
Александр Солженицын стал обладателем премии за достижения в области гуманитарной деятельности...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]wilderr@lj
2007-06-14 07:36 (ссылка)
йопрст! йапонский магнитафон (
У него, оказываеццо, аж 18-томное собрание сочинений. Какая-то нереальность в происходящем... как у тебя с эмо-омоном)))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]sov_ok@lj
2007-06-15 04:57 (ссылка)
Да... аж жить страшно становиться :)))

(Ответить) (Уровень выше)


[info]temporalescha@lj
2007-06-13 12:43 (ссылка)
Спасибо за публикацию!

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]sov_ok@lj
2007-06-14 01:03 (ссылка)
На здоровье! :)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]wilderr@lj
2007-06-14 01:41 (ссылка)
Из Солженицына мог получиться неплохой журналист-публицист средней руки. Но это его потолок. Беда его в наличии больного самомнения и отсутствия таланта писателя - произведения, если это так можно назвать, очень тяжело читать, да и фактический материал часто высосан из пальца.

Только что пришла мысль. Благодаря таким как Солженицын гуляют легенды о 700 тысячах казнённых новгородцев Иваном Грозным. Всегда были такие гады, а нам надо покрепче держать знамя Правды.

(Ответить)


[info]efimovna@lj
2007-06-14 09:37 (ссылка)
О Солженицыне и всех его художествах есть блестящая книга замечательного современного критика и публициста В. Бушина "Александр Солженицын - гений первого плевка" (выходила также под названием "Неизвестный Солженицын"). Если не читали - весьма рекомендую.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]sov_ok@lj
2007-06-15 04:53 (ссылка)
Спасибо за совет! Еще не читал, но это теперь временно :)

(Ответить) (Уровень выше)