Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет staraya_zhopa ([info]staraya_zhopa)
@ 2004-06-05 12:17:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Рассказ о жилищном вопросе и талоны 90-х годов на водку, мыло и сахар напомнили мне еще одну совершенно безумную вещь: купоны. Не помню, в каком году они ходили, и образца не сохранилось. Собственно, они имели такой же вид, как вот эти на мыло, только там не было написано "мыло" или "сахар", а была написана денежная величина.

Тьфу, как же это описать? Ну просто - 1 рубль, 10 рублей, 50 рублей. На простой бумаге, такие листы, а на них много этих купонов, без дизайна и завитушек - просто квадратики. Это были не деньги - деньги были тогда еще советские, а это были купоны на то, чтоб потратить эти деньги.

В общем, их выдавали по месту работы. Ну или там в собесе. И чтобы что-то купить (за деньги), надо было, чтоб тебе от этого листа ножницами вырезали нужную сумму в купонах. И продавец забирал вырезанное и наклеивал на большой лист - для отчетности. Чтоб у него потом сошлось.
Черт, как же это объяснить? Я уже и сама не понимаю...


(Добавить комментарий)


[info]aneta@lj
2004-06-04 23:11 (ссылка)
да-да-да, было...
причем отрезать надо было именно от целого листа, с печатью в центре.
и продавцам приходилось как-то ловчить, вырезая нужную сумму, но чтобы оставшееся все равно оставалось связным..

и еще такой был вопрос: а как же честным труженникам села, которые своими руками на своем огороде вырастили и на базаре продают? и были еще какие-то специального вида "базарные" купоны...

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]dorimena@lj
2004-06-04 23:34 (ссылка)
вы забыли понятие "трудодни" - на них и выписывались купоны. на базаре можно было без купонов договориться.
у нас еще были купоны на детскую обувь - их выдавали мамам, а мне на все лето привезли племянников - это была катастрофа, обычно за сезон я им дважды покупала обувь. я помню одну очередь выстояла, когда не продали, завопила как многодетная мать с отчаяния и мне продали 2 пары детских сандалий

(Ответить) (Уровень выше)


[info]levkonoe@lj
2004-06-05 00:01 (ссылка)
а те, которые выращивали свое, не считались честными - они ж считались "частниками", спекулянтами. Государство периодически делало попытки отобрать у них их жалкие огородики, и не отбирало только потому, что город без рынка подох бы с голоду.
Но работой считалась только работа в колхозе -где все гнило, не вывозимое с полей...
Вообще эти купоны параллельные - это было что-то совершенно иррациональное. Цены были комплексные: Х рублей и У купонов. У меня с устным счетом вообщше просто никак, а тут если бралось какое-то нецелое количество (ну там 400г), то посчитать сколько того и другого это стоит, это было непостижимо.А потом еще надо было вырезать нужную сумму, так чтоб лист не распался - ценность имели только купоны в виде листа с серединкой, но не отрезанные от.
Бред.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]molena@lj
2004-06-05 01:26 (ссылка)
А у меня листок-другой даже валяется, наверное. По крайней мере как-то наталкивалась.
Оригинальная была система "собственной денежной единицы", да)
Правда, про мучения с вырезанием не помню, открамсывали как-то и все, другое дело, что часто оставались только купоны рублей на 25, мелочь разлеталась быстро, вот и купи с таким хлеба...

(Ответить)


[info]babula@lj
2004-06-05 06:51 (ссылка)
когда эти купоны появились, это же сюр какой-то получился. Я и так с бюджетом была не в ладах, а тут еще подгадай, чтоб купонов до зарплаты хватило. Сначала купонов не хватало, чтоб деньги потратить, но очень скоро купоны стали оставаться, а деньги кончались гораздо быстрее. И у меня образовались залежи этих разноцветных сокровищ. Помните, каждый месяц купоны печатали на бумаге другого цвета? Гениально.

(Ответить)


[info]obertone@lj
2004-06-05 08:21 (ссылка)
Мы уезжали в апреле 90-го и эти талоны только начались, но "отоварить" их можно было лишь в своем районе, а почему-то в соседнем районе было "мыло туалетное", а в нашем не было. Но приехавшие позже рассказывали, что мы покинули еще сравнительно благополучную страну, а потом на эти талонные простыни вообще ничего не давали.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]valentyna@lj
2004-06-05 11:17 (ссылка)
я тоже это прекрасно помню.
а еще в самом начале как их только ввели, я все время очень боялась, вдруг их не хватит, вот кончатся и все! :-))
а потом они таки валялись.
вот дурдом был...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]obertone@lj
2004-06-05 20:22 (ссылка)
когда мы приехали и пошли в супер, я все время держала тележку и боялась ее оставить, а дочь мне говорит: мама, за нее еще не уплачено, ее никто не возьмет!pensionerka

(Ответить) (Уровень выше)


[info]springwater@lj
2004-06-05 22:17 (ссылка)
Да, у меня они хранились вплоть до отъезда в Израиль.

В 90 году был у меня молодой человек, который принес мне толстенную пачку этих самых купонов...

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]levkonoe@lj
2004-06-05 22:42 (ссылка)
О, это был подарок!

(Ответить) (Уровень выше)

Вы мне напомнили...
[info]aurinko25@lj
2004-06-06 22:55 (ссылка)
http://www.livejournal.com/users/aurinko25/

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: Вы мне напомнили...
[info]levkonoe@lj
2004-06-07 01:32 (ссылка)
Очень интересно, вот бы все это записать, и про эти местные деньги, и про зарплату, выдаваемую кастрюлями и плюшевыми зайцами (рассказывали даже про тампаксы, но наверное это анекдот), и как мы при обмене сторублевок на павловские писали заявление с обоснованием - на что именно копили деньги... Во абсурд, елы палы.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Вы мне напомнили...
[info]aurinko25@lj
2004-06-07 04:44 (ссылка)
Да, такой маразм надо фиксировать, дабы не повторился.
Я про павловские не помню - маленькая была. Но почитала бы с удовольствием. Может, кто еще расскажет?.. ;)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Вы мне напомнили...
[info]levkonoe@lj
2004-06-07 05:05 (ссылка)
Это был первый обмен за большой промежуток, предыдущий был чуть ли не в 61 году (и я его тоже помню - хехехе, помню ажиотаж среди взрослых и как мне дали поглядеть странные новые денежки, предыдущие были больше и вертикальные).
А тут вдруг вылез какой-то Геращенко, и по 1 программе ТВ (всего-то было 4 программы тогда) заявил, что НИКАКОГО обмена не будет, он дает руки на отсечение... (показал руки).
Тут народ понял, что дела хреновые, но что делать все равно было неясно.
И вскоре в программе Время (21.00) заявляют, что вот буквально завтра - обмен сторублевок на новые. Это не реформа! просто старые денежки сносились, а теперь будут новые, карасивые и т.д. И срок там какой-то. Буквально вот завтра уже старые бумажки тютю.
Было страшно: в тот же момент перестали работать телефоны! Ведь наши АТС рассчитаны, что одновременно говорит 1/1000 часть абонентов. А звонить бросились ВСЕ. И АТС не выдержали. Но это было жутко...
Я таки испытала момент счастья: у нас не было никаких накоплений в сторублевках (и ни в чем другом, впрочем, тоже не было). Но у других-то были... Бабушки хранили в чулке свои "смеретные денюжки" (на похороны то есть), кто-то копил на "стенку" и пр. и пр.
В тот же миг были раскуплены ВСЕ билеты на ВСЁ: на самолеты брали, не глядя на направление - лишь бы потратить деньги, потом билеты вернуть, а возврат получить уже новыми... Магазины в то время после 21.00 уже не работали, но за закрытыми дверьми там шло шевеление: выручка в этот день по всем товарам составила совершенно адские суммы! То есть все, кто имел отношение к торговле, ринулись вкладывать свои сотенные во что попало. И так далее - всего не упомнить, но дурдом был полнейший...
Потом на предприятиях и вообще по месту работы начался обмен. Была какая-то предельная сумма для обмена, и то на нее надо было писать такое ПРОШЕНИЕ: прошу обменять мне Х рублей, которые я копил на.... (охренительно безобразная ситуация, конечно). И везде разыгрывались маленькие трагедии: кто-то копил на домик, на машину... Такие, как мы, безденежные, были нарасхват: мы тоже кому-то что-то меняли, как бы от себя.
Утомительный этот дурдом творился некоторое время, и потом еще долго шли круги рассказов и историй: кто-то лежал в больнице и ничерта не смог поменять, кто-то был в отъезде, кто-то просто забыл, куда нахрен засунул эти деньги, кто-то кому-то одолжил, и непонятно было, как теперь рассчитываться...
Ой, ужас, сколько же над нами эта влать поиздевалась.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Вы мне напомнили...
[info]mila_mints@lj
2004-06-07 05:45 (ссылка)
Про совсем старые не помню, а разве они были вертикальные? А во время павловского обмена мы были в Домбае, катались на горных лыжах. И с нами была семья студентов, так им стипендию выдали одной старой сторублевкой. Да и не они одни такие были. Нам каким-то образом разрешили поменять эти деньги прямо в Домбае. А потом еще что-то меняли на работе, но без особой суеты: у нас денег-то было - кот наплакал. Но разговоров в очередях было много. Кто-то на машину деньги со сберкнижки снял, кто-то мебель собрался покупать... Нагадили людям как смогли.

(Ответить) (Уровень выше)

Re: Вы мне напомнили...
[info]bezukh@lj
2004-06-07 05:50 (ссылка)
Добавлю несколько штрихов (это было в Москве):
1) Всю ночь до утра можно было поменять деньги у таксистов, которые сдавали выручку утром.
2) Предыдущую зарплату/аванс выдали как раз крупными деньгами, которые потом и обменивали.
3) Еще была возможность послать деньги почтовым переводом самим себе или родственникам (я не знаю, работал ли ночью телеграф, но о такой возможности мне рассказывали потом).

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Вы мне напомнили...
[info]levkonoe@lj
2004-06-07 07:46 (ссылка)
Еще была возможность послать деньги почтовым переводом самим себе или родственникам

Да, точно - и там творилось убийство!

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Вы мне напомнили...
[info]bezukh@lj
2004-06-07 08:06 (ссылка)
Еще потом в газетах писали в качестве прикола (к тому времени уже было полно прессы, которая была неподконтрольна власти) про мужика, который вошел той ночью в привокзальный платный туалет и протянул тетке на входе стольник со словами "сдачи не надо".

(Ответить) (Уровень выше)

Re: Вы мне напомнили...
[info]wasilij@lj
2004-06-07 14:27 (ссылка)
У моей мамы на работе (заводик местной промышленности) не было денег на зарплату, но была возможность взять товаром. Шампунем "джонсон и джонсон", сахаром в мешках или еще как-то. И вместо работы начальником отдела маме приходилось ходить по предприятиям и предлагать свой товар за деньги или за бартер.
Помню, как я здорово организовал распродажу шампуня у себя на работе, но так получалось не всегда. Мешок с сахаром стоял в комнате пару лет и все никак не кончался. А через год его сменил мешок с семечками с нашего участка, который получили в какой-то деревне и все время туда мотались работать.
Вот времечко же было!

(Ответить) (Уровень выше)


[info]tigrulya@lj
2004-06-07 23:47 (ссылка)
Точно!
Родители уже не работали. Надо паковаться и уежать,
а ничего не купишь - везде нужны купоны!!
Деньги есть - а булку хлеба не купишь!!
Мне на стипендию давали 50 руб. купонов - я им
отдавала :)).
Потом в Приднестровье умельцы стали печатать купоны пачками
и продавать :))

(Ответить)