Вопрос по национальному характеру С выражением "чтобы служба мёдом не показалась" мне приходилось сталкиваться только в Советской Армии, но, насколько я понял, подобный подход сохранился и в постсоветской. Означало создание тягот и лишений, дополнительных к тем, которые предусмотрены собственно сутью военной службы. В израильской армии, например, есть свои заморочки, есть и свои дубы укрепляющие, сообразно пословице, оборону, но искусственное создание проблем и трудностей практикуется лишь на курсе молодого бойца в силу его специфики.
Но проблема не только и не столько в армии. Прожив в Союзе 27 лет, я заметил, что начальство в России (неважно какое, коммунистическое или иное) порой сознательно создаёт трудности своим подчинённым, полагая, что это послужит их же благу.
( Пример из прошлого )Из заключённого под кат отрывка следует, что буква "ять", утратившая фонетическое значение к концу 18-го века, сохранялась в составе алфавита высочайшими распоряжениями исключительно для того, чтобы ... сделать обучение грамоте родного языка более трудным делом (насчёт аргумента с неучем я несогласен, тот вовсе не умеет писать, с ятем или без оного).
И таких примеров сознательного создания самим себе излишних трудностей можно привести массу.
Так уж вышло (извините, не рассчитал), что я сам нерусский. И вот этот элемент русского менталитета всегда оставался для меня загадкой. Почему принято считать результат, достигнутый малым усилием (за счёт создания удобного и рационального способа его достижения) русские нередко ценят меньше, чем тот же результат, достигнутый ценой перенесения различных тягот и лишений, совершенно не связанных с сутью поставленной задачи?
Хотелось бы услышать соображения тех, кто знаком с этой чертой национальной ментальности изнутри, по факту принадлежности к русскому народу.
Примечание: прошу не принимать этот пост за русофобию. Я, напротив, восхищаюсь способностью русских людей переносить любые тяготы ради поставленной цели. Но почему в спокойное время они порой готовы создавать неудобства и затруднения умышленно, если не самим себе, то, скажем, детям или подчинённым, причём не из вредности: напротив, полагая, что для их же блага?