Информационный бюллетень «LMGTFY» В очередной раз прочитал излагаемую абсолютно уверенным тоном байку о том, что в качестве вакцины от гриппа вводят настоящий, только ослабленный вирус, и потому во время уже начавшейся эпидемии прививаться нельзя — только хуже будет.
Ох, бля. Боже, зачем ты дал этим людям гугль? Они же всё равно не умеют им пользоваться. Они как в десятилетнем возрасте прочитали в книжке с картинками про прививки, так и несут с собой это знание по жизни.
Современные вакцины вообще имеют очень мало отношения к тому вирусу гриппа, что бродит в живой природе.
Иммунная система реагирует не на вирус в целом (у неё нет глаз, она не видит вирус в целом!), а на конкретные белки, в нём содержащиеся (в первую очередь — торчащие наружу на липидной оболочке вируса). Антитела вырабатываются именно к ним — так что достаточно любым способом дать иммунной системе их «понюхать» заранее. Торчащие наружу белки — это гемагглютинин (H) и нейраминидаза (N), по номерам подтипов которых именуют вирусы гриппа. Ещё два белка, на которые может среагировать иммунная система, находятся внутри вируса, и довольно слабо меняются от штамма к штамму. Все эти белки вместе называются антигенами (antigen — anti body gen erating).
Так вот, современные вакцины делаются так: берётся хорошо известный лабораторный штамм, пригодный к промышленному разведению, и скрещивается с кусками генома «дикого» вируса, кодирующими вышеупомянутые белки. Полученный гибрид для иммунной системы, реагирующей на эти белки, ничем не отличается от «дикого» вируса, а значит, антитела, выработанные к гибриду, будут действовать и против оригинала. Далее гибрид заливается растворителем, разрушающим липидную оболочку вируса — всё, его больше нет, остались только составлявшие вирус антигены, на которые и должна реагировать иммунная система. Это так называемая расщеплённая вакцина.
В вакцинах третьего поколения — субъединичных — вообще из всего бульона выделяют конкретно гемагглютинин и нейраминидазу, а всё остальное убирают. Такая вакцина может быть менее эффективна, чем расщеплённая, зато содержит совсем уж минимальный набор белков.
Как нетрудно заметить, в обоих случаях в итоге вообще не остаётся никаких вирусов, по сути, они используются лишь как фабрика для производства нужного набора белков.
Более того, даже «живые» вакцины в наше время на самом деле имеют мало общего с «диким» вирусом. Это, опять же, специальный лабораторный штамм, хорошо контролируемый и модифицированный так, что он может нормально размножаться при температуре 25 °C — а вот при нормальной температуре человеческой тушки уже не может. В него встраиваются куски генома «дикого» вируса, кодирующие антигены, в результате чего получается штамм, для иммунной системы выглядящий в точности как «дикий» вирус, но при этом не вызывающий заболевания просто потому, что при 36,6 °C он не может нормально размножаться.
Для справки: * про вакцины от гриппа вообще ; * отечественные моновакцины от A/H1N1: «Инфлювир» — живая, «Пандефлю» — инактивированная субъединичная.
К исходному тезису: современные вакцины от гриппа не вызывают «слабой формы заболевания», они вызывают только ответ иммунной системы. Заболевание они вызвать не могут, потому что это либо вообще не вирусы, а белковый бульон, либо вирусы, изначально неспособные размножаться в человеческом теле. Так что, если вы сделаете прививку даже всего за день до того, как заразитесь настоящим живым гриппом — это значит, что ваша иммунная система начнёт с ним бороться на день раньше, а проболеете вы на день меньше.
.</i>