Экспансионизм погубил СССР
С самого момента падения СССР были разработаны две мантры. Первая - о том, что СССР оказался нежизнеспособным вследствие отсутствия либеральной демократии. Вторая - что это произошло из-за неэффективности плановой экономики. И их талдычили всякий раз для забивания каких бы то ни было идей социалистической направленности, приводя судьбу СССР как пример пагубности социализма. Я всегда придерживался иной точки зрения: СССР просто надорвался на геополитическом фронте.
Да, социалистическая экономика советской модели из-за социальных издержек и обязательств стопроцентной занятости трудоспособного населения была менее эффективна, чем капиталистическая. Но для вполне приемлемой жизни по чисто советским стандартам (которые я оценил бы фразой "добротно, но без шика и шарма") её вполне бы хватило. Да и планировать обычные естественные потребности было возможно, если исключить искусственное формирование их из-за кордона (ну, перебились бы мы как-нибудь без иностранных фильмов, дававших образцы иного быта, в котором видимые шарм и шик присутствовали, правда, если темой фильма были не социальные проблемы, а нечто иное, об их цене для общества скромно умалчивалось; и без мелодий и ритмов зарубежной эстрады никто бы не помер; а именно через эти каналы и формировались искусственные потребности у советской аудитории).
Но всё сжирала геополитика. Ради того, чтобы подорвать позиции США ещё в какой-нибудь Дристопукской народной неокоммунистической аутентичной джамахЕрии (как пишется слово "джамахирия", я в курсе), находящейся по направлении от Москвы к е. матери сразу справа, государство жертвовало повседневными потребностями своих граждан в нормальном питании, жилище и т.п. И создало у них впечатление того, что они этому государству не нужны. И они с достаточно большой лёгкостью сдали его в ходе перестройки (последнюю инициировало начальство, но народ в массе относился благосклонно).
Оказалось, я не одинок в подобном мнении. Опровергая претензии рейганов и тэтчерш на ведущую роль в разрушении СССР, один из ведущих советологов Пол Нитце сказал следующее: