|

|

Истина как соответствие факту.
При утверждении почти бесспорного суждения о том, что истина есть соответствие факту, необходимо отдавать себе отчет в том, что «факт» – тоже не вещь в себе, некая внеопытная (трансцендентная) категория. Именно что факт – есть «опытное» представление о действительности (Поппер). Подчеркиваю, что проблема не является терминологической.
То есть критика истинности некоего утверждения может производиться не только в разрезе соответствия/нессответствия факту, но и чрез критику самого факта как неверного, искаженного представления, которое устойчиво либо в силу своего правдоподобия (убедительность), либо в силу статистических особенностей (большинство полагает так), либо в силу полезности (таковой подход полезен, соответствует и поддерживает признанные ценности), либо в силу своей логической непротиворечивости. Непротиворечивость, полезность и правдоподобие – это три критерия квази-истинности, найденные мною у Поппера. На мой взгляд, они могут быть дополнены четвертым: статистическим (большинство полагает именно так).
Это важный аспект в юридической теории доказывания (критика факта, устойчивого представления и проч. - образца), в которой, кстати, причудливым образом сочетаются дедукция и индукция, а также презумпция – и это м.б. (скорее, должно быть!) темой отдельного исследования.
|
|