Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет svetlana75 ([info]svetlana75)
@ 2010-10-11 00:04:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Когда солнце ярче и трава зеленей?

Одна из наиболее расхожих фраз последних лет - "мы стали лучше жить". Я не то, чтобы не согласна, и не то, чтобы скучаю по СССР. Я просто не согласна с этим утверждением. Мне оно кажется голословным и в первую очередь - пропагандистским.

Уровень жизни
Средняя зарплата гос. служащего в СССР была 122 руб. На нее можно было купить 339 пакетов молока. Сейчас зарплата учителя - порядка 10 000 р. С нынешним уровнем цен это лишь 258 пакетов "того" же молока.
Кстати о молоке - оно уже давно не "то же". Да, "видов" молока сейчас намного больше, раньше же было просто "молоко" за 36 копеек. А теперь и "Домик в деревне", и безлактозное Валио - чего только нет. И молока в них тоже - нет, сплошное пальмовое масло. 
Или - другая сторона нынешнего продуктового изобилия.
Да, в СССР "достать что-то" - это была целая эпопея с номерками на руках, ночными дежурствами, "больше двух в руки не брать", "вас тут не стояло"... При этом не было никакого выбора, брали что "выбрасывали". Импортных товаров не было вообще, а качество отечественных было таково, что его можно было даже официально высмеивать. Иногда, по знакомству или "из-под прилавка", можно было купить что-то "фирменное", но втридорога, так что далеко не всем это было доступно.
Сейчас, конечно, выбор в магазинах на любой вкус, цвет и ... кошелек. Последнее, впрочем, ключевое. Чем больше кошелек - тем больше и реальнее выбор. Всем же остальным как и прежде достаются низкокачественные товары, только теперь сделанные не в СССР, а made in Chinа. Но даже олигархи не всегда рискуют затовариваться в наших современных магазинах - цены в них в 2-3 раза выше чем заграницей, а подлинность - под большим вопросом.
Вообще разброс в уровне жизни сейчас более очевиден. И если раньше действительно можно было "хорошо учиться и пробиться", то сейчас любой первоклашка вам скажет, что образование - не главное. Есть вещи и поважнее - связи, деньги, сила.

Образование
Не будем обольщаться, и в СССР была коррупция, так что... Но то ли чиновников в СССР было меньше, то ли ВУЗов больше, в общем - я училась бесплатно, поступала сама, посему - попала со второго раза, "блатных" на моем курсе не было, хотя факультет востребованный - иностранных языков. Кстати, в тот год, когда я поступила, впервые ввели платные места... для двоечников - для тех, кто своим умом не мог поступить, но мог заплатить. А какие у нас были учителя... Абсолютно все педагоги за нас переживали по-настоящему, помогали от души, а не за деньги, и знания нам давали, не ограничиваясь только учебником. Читая же перлы нынешних школьников, абитуриентов и студентов - просто диву даешься каких элементарных вещей они не знают.

Медицина
Про нее я могу вам с уверенностью сказать - те, кто был хорошим врачом в СССР - им и сейчас остается. И как в СССР, так и сейчас у нас медицина работает не за деньги, а "по знакомству". Да, появились платные клиники - чистенькие, с евроремонтом и улыбающимися сексуальными медсестрами на ресепшене. Но в медицине главное - не это. А главное - не изменилось ни на йоту. Но зато в этой области появилось нечто очень важное и ценное, то, чего точно не было в СССР, и то, что дает нам надежду на "лучшее" - благотворительность.

География и демография
Тут много говорить не придется - страна наша была больше. Не скажу, что это - лучше, это просто факт из истории: была больше, стала меньше. Вчерашние "братья" стали делить "наследство", и все переругались, а кое-где и передрались не на шутку. И мы все вдруг узнали, что бывают какие-то "не те" национальности. Да, в СССР были терракты, их просто скрывали, но столько их все же не было. Не было и столько абортов, столько криминала, наркотиков, оружия, проституции, брошенных детей и стариков...

Свобода
Это наше главное завывание завоевание. Границы открыты, и мы наконец-то можем ездить отдыхать в Турцию заграницу. Да, сейчас простого человека за анекдот про Сталина Путина на кухне не арестуют и не сгноят в подвалах кагэбэ. Но ключевое тут - "простого". Наши нынешние правители более уверены в себе и своей власти, им дела нет до "мелких шавок". Они нашли цивилизованный способ "затыкания ртов". Вспомните-ка, какие аргументы приводят люди в первую очередь, когда объясняют, почему они никак не проявляют свое мнение: "у меня семья, работа - я не могу". Нам всем "есть что терять" - нам дали, что терять и внушили что это - самое важное, самое главное в жизни: суррогат жизни и свободы - полные полки, квартиры, машины, загранпоездки, кредиты... Но если вы придете 31 числа на Триумфальную... или будете вести себя как Ходорковский, Политковская, Магницкий... Таких фамилий в современной истории уже много... Да, к счастью - меньше чем в 37 году. Но это все равно - не свобода. 

В общем, ИМХО, - лучше мы жить не стали. По-другому - да. И хочется надеется, что это "другое" станет платформой для действительно лучшей жизни. Но тут уж - все зависит от нас, куда мы "вырулим нашу кривую".



(Добавить комментарий)


[info]svetamax@lj
2010-10-10 22:07 (ссылка)
А Вы бы хотели возврата СССР?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]svetlana75@lj
2010-10-11 03:24 (ссылка)
нет

(Ответить) (Уровень выше)


[info]tolstaya_zgaba@lj
2010-10-10 22:50 (ссылка)
Свет, мы во многом действительно стали жить лучше, просто не во всем, разумеется. Была недавно в селе, там значительно вырос уровень жизни. Где были выгребные ямы - появились туалеты и даже ванные в доме, газовое отопление, тарелки, появилось больше молодежи, бизнесов, хороших домов, даже ПИТЬ МЕНЬШЕ СТАЛИ! Появились асфальтовые дороги. раньше жили они там как крепостные... Из плюсов - возможность распоряжаться квартирами, действительно, рассказывать анектоды и ругать правительство, отсутствие страха даже не у мелких сошек, а у "ничего", у электората. Ну а в остальном нам не нужен бэк в СССР, мы из него и не выходили. По-прежнему в зомбоящике и прочих СМИ "доярки надоили, а партии наруководили", вместо "Лебединого озера" цикл передач на тему "Кепка", страх за жизнь и капиталы при приближении к власти любого уровня с любой стороны, да и образование не сильно изменилось, это ты зря.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]dedey@lj
2010-10-11 04:35 (ссылка)
да примеров то может быть куча. я катаясь по стране могу кучу фоток привезти, свидетельствующие о том, что стали пить больше, морды стали быдлее. лучше не стало, стало по-другому плохо...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]tolstaya_zgaba@lj
2010-10-11 10:37 (ссылка)
Тут я поспорю. Это те же места? Как было в них в советские времена? Я просто удивляться не перестаю, потому что мой регион депрессивный, много чего позакрывалось, в том числе и совхоз, в котором все работали, наблюдаю эти места с рождения, там родня наша живет. А морды там были быдловатые, таковыми и остались.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]tatiana_babkina@lj
2010-10-11 01:26 (ссылка)
А я скажу так. Мы стали жить и лучше, и по-другому.
ИМХО. Насчет абортов. Их в СССР тоже было очень много. У нас в городе была гинекологическая клиника - 5 этажей - на 4-х из них делали аборты. Да как делали, с печальными последствиями. Сейчас хоть способы щадящие появились. Впочем это конечно не к этой теме.

(Ответить)


[info]catty_marinina@lj
2010-10-11 04:22 (ссылка)
У меня очень теплые воспоминания о 80-х годах, потому что это было мое детство. Очень нравилось учиться в школе, быть октябренком и пионером. До сих пор помню наизусть отрывки из детских книг про Ленина. Понимаю, что это пропаганда, но благодаря этой пропаганде я всегда очень старалась учиться - разве это плохо? В институт поступила самостоятельно на бюджет, все 5 лет получала повышенную стипендию и закончила с красным дипломом, но вот работать в школе не вышло по причине отсутствия жилья, з/п учителя на съемную квартиру точно не хватит. Еще из хорошего помню, что гулять можно было хоть до полуночи, и ничего с нами не происходило плохого.
Сейчас, как мне кажется, возможностей больше. Понятно, что связей у меня нет и теплое место гос.служащего мне не светит, но я могу работать, чтобы обеспечить себе хоть какой-то уровень жизни. Единственный момент - у нас с мужем нет собственного жилья и вряд ли получится купить. Ипотека - это ужасный ужас, на мой взгляд, тем более в нашей стране, где все меняется по 3 раза на день.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]tatiana_babkina@lj
2010-10-11 05:20 (ссылка)
Я во многом с Вами согласна, и много похожего про меня. А почему ужасный ужас? А снимать квартиру платя немалую денежку чужим людям - не ужас? Наверно на это просто нужно решится и понять, что это для себя. Не для детей и внуков - а для себя.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]catty_marinina@lj
2010-10-11 05:34 (ссылка)
Я думаю, Вы правы, что нужно решиться, но у меня вообще очень туго с кредитами. Мы только раз брали кредит на телевизор, сумма ежемесячная была какая-то смешная, и все равно мне не было покоя, пока не выплатили полностью. А ипотека - и сумма огромная, и так надолго, и, повторюсь, уж очень у нас всё нестабильно. Видимо, я очень труслива для такого мероприятия.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]tatiana_babkina@lj
2010-10-11 07:25 (ссылка)
Конечно, покупка квартиры в кредит - это не покупка телевизора. Даже нечего сравнивать. Тут надо больше уверенности в себе и в завтрашнем дне, вне всякого сонения. С другой стороны - когда есть цель жить не в тесноте и обиде, а в хорошей квартире, появляется и стимул больше зарабатывать. Проверено на себе.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]fineta@lj
2010-10-11 05:20 (ссылка)
Я думаю, что любые размышления по этому поводу, кроме сбора официальной статистики, грешат субъективизмом.

А что касается невозможности "выйти на Триумфальную", во многом этот страх в головах, а не в реальности, по причине как раз жизни в СССР. Да и само желание "выйти на Триумфальную" - это желание "всем показать, как на самом деле", "разоблачить власть" - это тоже совдеповские привычки.
Как и постоянное пьянство, и аборты - все это последствия нищей российской жизни, которая была всегда. Материальный уровень населения растет, об этом говорит статистика. Просто в Советском союзе не было такого яркого чувства нищеты, которая есть сейчас, потому что просто не было такого обилия товаров, возможности потратить деньги на отдых, путешествия, образование, потому что всего этого не было.

Например, что мне близко, п.ч. я провинциалка, - умирающие деревни. Они умирают сейчас потому, что происходит второе нашествие в города. Раньше везде было примерно одинаково, все были одинаково нищими, кроме партийной номенклатуры - сейчас можно жить только там, где есть работа, крутятся деньги, все уезжают и бросают свои дома в деревне. Наш вот дом вообще сгорел, например, теперь родители в городе, но без своего жилья.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]svetlana75@lj
2010-10-11 05:37 (ссылка)
как известно - есть ложь, наглая ложь и ... статистика. поэтому на последнюю я бы не стала опираться. средняя температура по отделению в нашей больнице, где такой разброс всего от 0 до бесконечности всегда будет очень позитивной. это я про выросшие доходы населения :-) по себе могу судить - выросли расходы, прежних доходов стало нехватать, пришлось искать дополнительные источники. но ведь для статистики - да, выросли доходы! стали больше покупать! а на самом деле-то - просто выросли цены! или вот еще: средняя зп учителя по стране - 17400 р, а синовника - 50 000 р. ну надо же! тут вообще просто но комментс от такой статистики

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]fineta@lj
2010-10-11 05:51 (ссылка)
Расходы-то выросли от того, что а)стало что покупать! Мы раньше в магазин ходили за хлебом, молоком и консервами только б) платишь за выбор. Можно отдать ребенка в государственную школу, можно в частную. Можно отдохнуть у себя на даче или дома перед телевизором, а можно на Бали.
Ты ведь платишь за коляски для детей, которых раньше просто не было, или за дельфинарий для них, а раньше сидела бы дома. Максимум -раз в год путевка в Крым какой-нибудь, которую нужно еще себе выбить с унижениями разными.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]svetlana75@lj
2010-10-11 07:06 (ссылка)
да в общем-то список закупаемых продуктов не сильно изменился. я отлично помню, что когда мы с мужем стали ездить затовариваться в ашан, году так в 2004, то тратили на неделю 1500 р. сейчас - 5000 р. ну да, у нас теперь двое детей. это они на 3500 р нажирают? :-)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]fineta@lj
2010-10-11 07:31 (ссылка)
Инфляция+дети.
Но я-то имела в виду: раньше - это в Советском союзе, тогда Ашана не было еще)
У нас вот был магазин, там было мало-мало продуктов, и в уголке сиротливо виднелась "косметика" - мыло, тональный крем "Балет" и тушь, в которую плевать надо. И все. А сейчас Луш, Лаш, Орифлейм, ванны, массажи - дофига всего.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]svetlana75@lj
2010-10-11 08:56 (ссылка)
в детстве я ходила в магазин рядом с домом каждое утро и покупала там 2 пакета молока и пакет кефира, 2 батона белого и половинку черного. помню этот набор как молитву до сих пор. ходила лет с пяти без проблем. а что - ошибиться было невозможно :-) сейчас пошли ребенка в магазин, как он поймет, что брать-то? и стоило это тогда все вместе 1,86 коп :-)))

прям нахлынули воспоминания...
рогалик - 5 коп (любила его разворачивать и так есть), хрустящая картошка - 5 коп, булочка 9 коп (такая, с подгоревшей корочкой сверху), мороженное эскимо - 20 коп, без шоколада - 10 коп, фруктовое в стаканчике - 7 коп (самое дешевое), пломбир в большом стакане - 48 коп - самое вкусное на свете, покупали на новый год, делали из него конфеты с манкой или детским питанием, маслом и какао... блин! не делают больше ТАКОГО мороженного....
когда стала постарше, меня уже отправляли в универсам, лет с 7-ми :-) помнишь - масло сливочное кусковое, завернутое в бумагу и сверху карадашом цена? а сметану в свою баночку? а еще были автоматы с подсолнечным маслом - литр 50 копеек, монетку надо было кидать и в свою бутылку наливать... а готовое масло пробавалось в таких пластиковых прозрачных одноразовых пакетах с носиком... колбаса "колбаса" и сыр "сыр" :-) хлеб за 16, за 32 копейки, черный круглый - деффцит, бородинский - большая редкость, а рижский - делакатесс... огромные железные контейнеры с 3-х литровыми банками сока - да, занимали половину магазина... иногда завозили байкал, буратино, сайяны, колокольчик, тархун и ... пепси! плавленные сырки "дружба" - много-много :-) и блин, вкусные же были :-) а сырок в шоколаде? - сейчас они тоже не те... а потом еще была "шипучка", которую сыпали прямо в рот... и "сластена" - я ее обожала... 36 копеек... а кукурузные палочки, кукурузные хлопья - в синих и красных коробочках, с утятами, какие-то с сахаром, какие-то без... не помню, синие вроде без... а венгерские маринованные огурцы и помидоры в 5-ти литровых банках, а болгарский кетчуп, а наш майонез с яйцом... вкусы детства...

да, было всего мало, но почему-то все так запомнилось... а что из современного можно сейчас вспомнить? и так, чтобы оно еще и отечественное было...

да, сейчас всего на порядок больше, не спорю. но это лишь иллюзия выбора на самом деле, потому как:
-дорого
-качество низкое
и мы покупаем по-старинке: батон за 16 копеек, сырок дружба, майонез с "яйцом", пельмени в коробке "с ложкой"

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]fineta@lj
2010-10-11 09:02 (ссылка)
Как тебя развернуло-то)))
Да, многое помню. А кое чего я не видела, п.ч. жила в поселке, мороженое нам привозили один раз в год, оно стоило 50 копеек (500 грамм потому что) и было ужасно невкусным, просто какое-то молоко замороженное. Поэтому мороженое мама иногда делала сама, даже мороженицу купила для этого.
Еще мороженое ела два раза в год у бабушки с дедушкой, когда приезжала в Подмосковье.
Так что у меня скорее ощущение голодного такого детства. Мясо мы ели только в выходные и по праздникам. Все больше сосиски, консервы, колбасу. Сейчас я это уже считаю товаром несколько второго сорта)

Чтобы обеспечить себя вкусной едой, достаточно купить кулинарную книгу! Паста, оливковое масло, фрукты разные, соусы, пряности... Раньше этого не было практически.
Пельмени покупать, даже в пачке с ложкой, каждый день - это не дело)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]svetlana75@lj
2010-10-11 09:32 (ссылка)
я вот кстати сейчас поняла - я не ела в детстве мясо. пельмени, сосиски, колбасу - да, помню, ела, а вот чтобы мясо... помню только как-то мама запекла окорок тесте... окорок мне был до лампады, а вот тесто... ммммм... такая вкуснотень была... никогда больше такого не ела... и мама не делала... видать откуда-то тот окорок нам перепал случайно... вообще я жила в детстве очень скромно... но не голодно... хотя - я просто была нелюбителем поесть, так что не обращала наверно внимание... вот что шмоток у меня не было и я донашивала за чужими людьми - вот это отлично помню...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]fineta_4elovek@lj
2010-10-11 09:42 (ссылка)
Да потому что тогда надо было просто "поесть", а не "вкусно поесть". Задача была другая)

Про что и разговор. Как в 90-е все рванули на эти рынки за одеждой, а сейчас ведь без слез не взглянешь на шмотки, которые тогда носили...

(Ответить) (Уровень выше)


[info]fineta@lj
2010-10-11 09:04 (ссылка)
Я уж не говорю про общественное питание. Столовки как были столовками, так и остались, мало где кормят вкусно. А недорогих уютных ресторанчиков с хорошей кухней много, в советское время они были только в Москве и Питере, наверное.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]tolstaya_zgaba@lj
2010-10-11 10:47 (ссылка)
Я за сырок в шоколаде обиделась что-то ОЧЕНЬ. Знаешь, Свет, ты жила в ДРУГОМ СССР. В какие-то ДРУГИЕ универсамы ты ходила (кстати, а что такое универсам? :)) Одним словом - в МОСКВЕ. Я жила (твоя ровесница, кстати) в 50 километрах от тебя, в магазин меня посылали учителя, на руке писали номерок, и стояла я (ибо отличница, могу и пофилонить) за всю учительскую за порошком, панталонами, да за всем на свете. Никаких венгерских огурцов в жизни не едала, чтобы колбасу купить бабушка с утра перла в первопрестольную, а потом вьючным животным обратно. Каждая моя поездка в ДМ - каторга, очереди, жуть с ружьем, короче. А уж насчет низкого качества - у нас дизентирийные пьяные посудомойки в магазине, которые бидоны моют, заразили эпидемии дизентирии целый город!!! Да, зарплата учителей в пересчете на хлеб меньше, только теперь моя мама (педагог) ест не хлеб, а колбасу и пряники, потому что она зашла в ближайший магазинчик и купила, а не поперла в свой выходной на колбасные баррикады.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]svetlana75@lj
2010-10-11 11:06 (ссылка)
Универсам - это был такой магазин в 15 минутах ходьбы от нашего дома. на нем так и было написано "универсам". кстати, именно в нем потом сбрендивший мент перестрелял народ, в том самом универсаме, куда я в детстве ходила. сырки приносила бабушка из буфета совмина - она там уборщицей работала. венгерские огурцы: раз в год к нам в район приезжал грузовик и к нему выстаивалась очередь из жителей всего района. стаяли в той очереди "по очереди" несколько дней, с нормерками на руках, сменяя друг друга, чтобы поесть, попить, пописать. и покупали в итоге 1-2 таких банки, которые открывались на праздник.
что еще рассказать о московском изобилии. а вот как-то мой папа пошел покупать мне шубу в детский мир. ушел рано-рано утром, пришел поздно-поздно ночью. злой, усталый. но - с шубой страшной как смертный грех. пошитой, видимо, из плюшевых мишек. и на пару размеров больше, ну, благо - не меньше, а на вырост, так это нормально.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]tolstaya_zgaba@lj
2010-10-11 11:51 (ссылка)
Свет, тут даже не спорь, московское изобилие было всегда. Оно и сейчас есть, и цены в Москве на очень многое, кроме стоимости жилья и транспорта при сопоставимом качестве ниже (заграницу не беру в расчет). Потому что не будь московского изобилия, нам реально есть тупо было бы нечего. Огородничество не большой урожай приносило уже и в СССР, поэтому без поездок в Москву мы бы тупо голодали. Был небольшой период, когда была в магазинах докторская, ветчина нарезаннаяконфеты хорошие - это во времена моего глубокого детства. А сырки глазированные к нам не завозили совсем. Я менялась: яблоко типа "Ред ЧИФ", которое папе на ядерном заводе давали за вредность, а он мне его тащил, с дочкой директора местного завода, у которого был "продуктовый набор".

(Ответить) (Уровень выше)


[info]fineta@lj
2010-10-11 05:52 (ссылка)
Статистика разная бывает. Бывает нормальная, бывает дурная. Факт, что больше народа стало получать образование, в том числе и высшее (поэтому качество образования и упало), больше стали ездить, больше покупать.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]fineta@lj
2010-10-11 05:22 (ссылка)
Я лично ностальгирую только по ощущению безопасности, которая была в советском детстве. Сейчас как-то больше криминала, все это хлынуло в телевизор, на улицы. Но думаю, это связано больше с личным, в детстве всегда кажется, что есть родители, они защитят, поддержат. Сейчас уже понятно, что нужно защищать себя самому.

(Ответить)

России псы смердящие...
[info]24521ru@lj
2010-10-18 20:10 (ссылка)
России псы смердящие…

Защитницы животных России, маньячьные и шизоидные, тк. для прокорма одной бесполезной, опасной, плотоядной собаки, надо убить!!! множество других полезных и собаконевинных животных, добились на содержание бродячего пса в многоместном зарешеченном отстойнике:
4500р. в месяц или 150 рублей в сутки.
Защитники граждан России, властьблагородные и златовеликие, установили их прожиточный уровень (т.е. десятки миллионов зарплат, пенсий) в размере:
4500р. в месяц или 150 рублей в сутки.
Россиян, работающих и пенсионеров, владельцев самой большой территории и сказочно прибыльного российского газа, нефти, металла, леса, воды… приравняли к уровню помойного бродячего пса в безсортирном отстойнике.
России псы смердящие …

2010г. 24521.ru

(Ответить)