Востоковед Саид Гафуров: «Это предвыборный накал страстей»16 января 16:21 Ситуация в Ормузском проливе, куда американцы ввели дополнительную ударную авианосную группу, близка к взрывоопасной. Ситуацию в зоне Персидского залива оценивает научный руководитель Института прикладного востоковедения Саид ГАФУРОВ. |
– Ключевым моментом, определяющим риторику как иранских, так и американских руководителей, является то, что в обеих странах предстоят выборы. Электоральные предпочтения и там, и там диктуют: в глазах избирателей выгодно выглядеть сильным президентом, готовым к решительным действиям, смело выступить и нанести поражение любому противнику.
Именно поэтому ни одна из сторон не может снизить ни накал своих выступлений, ни показательный уровень мероприятий, ими проводимых. С другой стороны, ситуация для войны и в США, и в Иране не очень благоприятная. У американцев весьма большой дефицит бюджета, к тому же они переживают некое переходное состояние, связанное с необходимостью приведения в порядок вооружённых сил, оккупировавших Ирак, а также запланированным выводом войск из Афганистана. Для того чтобы развязывать ещё одну масштабную войну, им просто-напросто недостаёт финансовых средств.
Направление дополнительных сил в Ормузский пролив обусловлено прежде всего задачей обеспечить преимущественные позиции в регионе американских нефтяников. Те же, традиционно поддерживая президентов обеих партий, всё-таки, надо отметить, несколько лучше относились к обоим Бушам, нежели к теперешнему главе Белого дома. И этот фактор нелишне учитывать, оценивая политику Обамы в районе Персидского залива.
Провозгласив в своё время «перезагрузку», нынешняя администрация США имела в виду отношения не только с Россией, но и с Ираном. Обама в общем-то неплохо отзывался об Ахмадинежаде, а тот – об Обаме, но тогда до выборов было далеко и оба были, на мой взгляд, гораздо более искренни в своих высказываниях, нежели сейчас.
Ядерная программа Ирана как повод для обострения отношений сейчас совершенно не подходит, ибо, конечно же, никакого производства ядерного оружия в этой стране нет. Более того, нет ни его целенаправленной разработки, ни прочих работ, ведущихся вопреки рекомендациям МАГАТЭ. Тем не менее, эта организация сумела обидеть иранцев, и поэтому в Иране, где предстоят сначала парламентские, а затем и президентские выборы, общественное мнение очень сильно настроено против МАГАТЭ. Иранцы считают, что это агентство попирает суверенитет их страны. При этом сотрудничество Ирана и МАГАТЭ вовсе не прекращено, а носит более или менее нормальный рабочий характер.
Хотя американская внешняя политика во многом определяется президентом, влияние на неё самых разных политических и финансовых сил, настроенных антиирански, время от времени даёт о себе знать. Самую большую опасность для ситуации в Персидском заливе лично я вижу не в действиях подконтрольных администрации США или иранским властям людей, а во вмешательстве в эту ситуацию с сугубо провокационными целями вышеупомянутых антииранских сил.
Сейчас особенно важно, чтобы ни американские, ни иранские моряки на эти провокации не поддавались, новая война их соотечественникам совершенно ни к чему.