От площади Синтагмы к Пуэрта дель Соль и обратно
Греческое движение за немедленное введение «прямой демократии» - «движение площадей» было вдохновлено испанским Движением 15 мая (М15) - indignados, за введение реальной демократии немедленно против существующей политической системы. Индигнадос («Движение возмущенных граждан») числом более 100 тысяч человек занимали центральную площадь Пуэрта дель Соль в Мадриде (а также в Барселоне и других крупных городах Испании). Люди выражали свое недовольство действиями политиков по выводу страны из глубокого экономического кризиса, ростом безработицы, снижением уровня жизни.
Важно понимать, что испанские и греческие массовые движения применяли опыт и организационные методы, заимствованные у революционеров площади Тахрир в Каире - центра египетской революции, которая свергла режим президента Мубарака.
После восстания в Афинах в декабре 2008 года немецкие и европейские хозяева жизни убедились в полной неспособности правого правительства Караманлиса («Новая демократия») контролировать сложившуюся чрезвычайную ситуацию. В Греции, где марксистские партии влиятельны, правящие круги, несомненно, читали Ленина (врага надо знать) и начали опасаться, что в Греции складываются все условия для революционной ситуации – верхи не могут управлять по старому, низы не хотят так жить, а обнищание трудовых масс становится труднопереносимым. В декабре и январе 2008 года в начале первого этапа массовых протестов в Греции на стенах греческой столицы, активно посещаемой англо-саксонскими туристами, появились граффити с забавной игрой слов: «Merry Crisis and a Happy New Fear!» (Счастливого кризиса и нового страха!).
Руководство основных стран Европейского Союза в течение длительного времени хорошо понимало, что Греция является «слабым звеном» в цепи евро-зоны. Ее будущее в условиях глобального кризиса - это будущее всего европейского капитализма в первую очередь немецких и французских банков – хребта ЕС.
Власти ЕС имели подробное представление о реальной безнадежной ситуации с бюджетом Греции в течение многих лет, но никаких мер не принималось. Страна продолжала занимать деньги, а финансовые институты, как частные, так и государственные продолжали ей давать в долг, причем по самым низким ставкам, которые, обычно, даются самым надежным, низкорисковым заемщикам. Забавно то, что зарегистрированные банки по своим активам (то есть выданным деньгам) должны формировать резервы - определенную долю, как гарантию от неплатежеспособности того или иного заемщика. Для разных типов заемщиков эти доли разные. Так вот, самые высокие резервы для кредитов частным лицам, то есть именно тем, кто вышел на площади, самые низкие - тем самым продажным правительствам, которые и стали причиной того, что люди вышли на площади.
Иными словами, кредиты для простых людей неизмеримо более дорогие, чем для тех, кто не хочет сейчас платить. Создали такую систему сперва госбанки стран ЕС, а затем и Европейский банк. А платить за их ошибки должны, по мнению МВФ, именно простые люди.
Наконец новое «социалистическое» правительство Папандреу объявило в конце 2008 года о необходимости «творческого учета» последствий правления предыдущего правого правительства Караманлиса, занявшего невероятное количество денег и приведшего к опасности дефолта.
Беспокоясь о возможности нового революционного взрыва в результате греческой финансовой катастрофы, европейские и греческие хозяева жизни решили сформировать альтернативное правительство из людей, лучше приспособленных для того, чтобы управлять выходом из предстоящего кризиса. К власти призвали «старую гвардию» социалистов, во главе с лидером ПАСОК Папандреу.
В сентябре 2009 года, в канун октября парламентских выборах в Греции, руководители ЕС провели секретные обсуждения с Папандреу проблем бюджетного дефицита и долга страны. Папандреу хорошо представлял реальную ситуацию, хотя во время избирательной кампании, которая привела его к власти, он популистски утверждал, что в стране «есть много денег» для финансирования мероприятий кейнсианского толка для повышения благосостояния народных масс, которые послужат мультипликатором для вывода страны из экономического кризиса.
В мае 2010 года Греции был предоставлен первый пакет помощи в виде займа в размере 110 миллиардов евро. Европейская комиссия, Европейский центральный банк и МВФ направили правительству Папандреу печально известный «Меморандум», содержащий драконовы меры в отношении заработной платы, пенсий, рабочих мест , условий труда.
При этом экономисты МВФ и прочих структур, видимо, не понимали, что исполнение этих мер означало, что экономика будет и дальше сжиматься, порождая сокращение фискальных поступлений, доходов правительства. Но это означало помимо прочего дальнейшее уменьшение возможности платить по долгам .
Неслучайно меры, изложенные в Меморандуме, назвали социальным каннибализмом. Они несли простым людям нищету и страдания, но не достигали заявленной цели - спасения Греции от государственного банкротства. Во всяком случае, архитекторы этого чудовищного проекта очень хорошо понимали, что глубокий спад производства в экономике, связанной с евро, «внутренние девальвации» приведут к окончательно безвыходному положению.