С.В.Лавров:
Отмечу также и такой международно-правовой аспект, как начало всей истории с пленением и впоследствии гибелью М.Каддафи. Средства массовой информации сообщили, и НАТО этого не отрицает, что авиацией Альянса была атакована автоколонна, двигавшаяся из города Сирт в сторону границы, после чего автомобили и их пассажиры, включая М.Каддафи, были захвачены повстанцами.
Напомню: силы НАТО получили от Совбеза ООН мандат на обеспечение режима бесполетной зоны с целью не допустить, чтобы самолеты ВВС Ливии, подчиняющиеся М.Каддафи, поднимались в воздух. Атака наземных целей никакого отношения к бесполетной зоне не имеет. Тем более, что в данном случае речь не может идти и о защите жизни мирных граждан, т.к. автоколонна ни на кого не нападала, а спасалась бегством. Так что действия НАТО также требуют оценки с международно-правовой точки зрения.
Я все это говорю не для того, чтобы выгораживать режим М.Каддафи, а по одной причине. Наши западные партнеры на каждом углу заявляют, что то, как была осуществлена революция в Ливии, является моделью на будущее. Мы не хотим, чтобы в каких-либо новых внутренних конфликтах повторялось вмешательство внешних сил с грубым нарушением международного права, включая резолюции СБ ООН.
Поэтому необходимо самое тщательное расследование всей этой ситуации с международно-правовой точки зрения. Натовские государства, когда взялись выполнять резолюцию Совбеза, заявляли, что их задачей является защита гражданского населения, а не целевое устранение М.Каддафи, и что смена режима, как они выражались, должна произойти естественным путем, а именно - силами самого ливийского народа. Сейчас они говорят по-другому, заявляя, что именно с гибелью М.Каддафи их цель достигнута. Хотя, повторю, Совет Безопасности ООН такой цели не ставил, а постановил передать М.Каддафи в Международный уголовный суд.
И еще одно замечание. Если верны сообщения СМИ, то М.Каддафи был захвачен не подразделениями, которые подчиняются Переходному национальному совету Ливии, а полуавтономными боевыми отрядами из Мисураты, которые не подчиняются ПНС. Это ставит вопрос о том, как дальше будет развиваться ситуация в Ливии. Как вчера подчеркнул Президент России Д.А.Медведев, мы рассчитываем, что в Ливии наступит мир, а различные ливийские стороны смогут прийти к окончательному согласию по конфигурации власти, чтобы Ливия была современным демократическим государством, в котором обеспечивались бы интересы всех граждан, независимо от вероисповедания, этнической, клановой или племенной принадлежности.
Очень важно, чтобы Совет Безопасности ООН в соответствии со своей центральной ролью в ливийском вопросе содействовал именно такому течению событий в этой многострадальной стране.
Вопрос: Понятно, что М.Каддафи – это живая история второй половины 20 века и начала 21-го. Фигура противоречивая, сложная и удивительная. Но в данном случае, по всей видимости, в Ливии сформируется другая власть. Есть ли какие-нибудь представления о том, как с этой новой властью, возможно, очень неустойчивой и слабой, выстраивать отношения? Каковы принципы и подходы к этому вопросу?
С.В.Лавров: Россия признала ПНС Ливии как действующую власть, которая провозгласила программу переходного периода. Она должна привести к выработке конституции, на основе которой будут проведены парламентские, президентские и другие выборы в соответствии с предусмотренными в этом документе параметрами.
Мы встречались с представителями ливийской оппозиции на ранней стадии конфликта. К нам приезжал А.Шалькам, который был министром иностранных дел в правительстве М.Каддафи, а потом его представителем при ООН, а затем перешел в оппозицию. Он приезжал к нам с соответствующими посланиями от лидеров ПНС. Мы продолжаем контакты с ними в настоящее время как по линии нашего Посольства в Ливии, так и в ходе поездок в Триполи и Бенгази Специального представителя Президента России М.В.Маргелова. Поддерживаем регулярный диалог. И хотим выстраивать отношения на основе уважения тех договоров и соглашений, которые были заключены между нашими странами. Представители ПНС четко подтвердили нам, что они будут следовать именно такой логике. Более того, в резолюции Совбеза по Ливии было подчеркнуто, что новые власти должны уважать свои международные обязательства. Так что основы остаются теми же — принципы взаимного уважения, равноправия и взаимной выгоды.
Вопрос: Сегодня бывший кандидат в президенты США от республиканцев Дж.Маккейн заявил о том, что это (гибель М.Каддафи) большой урок тиранам, некоторые из которых, наверное, сегодня плохо спали. Он упомянул В.В. Путина и некоторых китайских руководителей.
С.В.Лавров: От г-на Дж.Маккейна мы не первый раз слышим подобные экзотические высказывания. Я не думаю, что их стоит всерьез комментировать. Он человек известный, у него своя история, свои фобии, свои, если хотите, «тараканы», извините за, может быть, не совсем дипломатическое высказывание. Вряд ли он определяет и когда-либо будет определять позицию США.
Вопрос: Как Вы оцениваете наши нынешние позиции в Северной Африке? Почему мы с каждым годом упускаем там возможности, хотя район для нас исключительно благоприятный?
С.В.Лавров: Я бы не согласился с тем, что мы там теряем свои возможности. В последние 10-15 лет, особенно за последние годы, мы существенно нарастили там наши возможности, прежде всего, за счет заполнения того вакуума, который у нас был во времена СССР в отношениях с государствами Персидского залива. Даже если мы имели с этими странами дипломатические отношения, они не наполнялись реальным экономическим, торговым, культурным содержанием.
Сейчас ситуация изменилась. Со всеми из них мы имеем дипломатические отношения и насыщенные торгово-экономические связи. Более того, мы ведем конкретный диалог по вопросам безопасности. Буквально через десять дней состоится первая в истории министерская встреча Россия-члены Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива. Мы будем договариваться о развитии стратегического партнерства. Этого никогда раньше не было.
У нас были традиционные связи с такими арабскими странами, как Египет, Сирия, Ливия, Марокко, Тунис, Алжир. Эти отношения в полной мере сохраняются, и, я думаю, выходят на качественно новый уровень. С Египтом у нас отношения стратегического партнерства. Переходные власти этой страны подтверждают заинтересованность в их дальнейшем развитии. Я был в Египте весной этого года, встречался с оппозицией, включая «братьев-мусульман». Подтверждаю, что и они, и любые политические силы хотят по итогам формирования органов власти продолжать стратегические отношения с нашей страной. Мы в этом тоже заинтересованы. Египет – ведущее государство региона.
Это также относится к Алжиру, Марокко, Тунису. Мы совсем недавно принимали Министра иностранных дел Туниса. Весной я был в Алжире. В Нью-Йорке «на полях» сессии Генеральной Ассамблеи ООН у меня состоялись контакты с Министром иностранных дел Марокко. Я ощущаю живой конкретный интерес к углублению наших связей. Повторяю, экономическая составляющая, а она всегда является очень прочной частью фундамента двусторонних отношений, становится все более насыщенной.
Мне кажется, наши позиции в регионе ничуть не ослабли. Мы не пытаемся здесь действовать как «слоны в посудных лавках». Россия всегда строит отношения с этими странами с учетом и при полном уважении их традиций, истории, нравов, обычаев, на основе баланса интересов.
Убежден, что именно такая линия имеет самую хорошую перспективу. Это находит подтверждение в том, как страны региона относятся к роли России в «квартете» международных посредников по ближневосточному урегулированию. Нас считают «честным брокером», видят в качестве балансирующей силы, обладающей уникальными возможностями разговаривать и с палестинцами, всеми арабами, и с Израилем на доверительной, взаимоуважительной и конкретной основе.
Вопрос: Представитель «African Press Agency» задал вопрос, связанный с Ливией. Позиция Афросоюза и многих африканских стран отличалась от позиции европейских стран и США. Они искали свое решение, имели свои подходы. Как российская дипломатия видит развитие отношений со странами Африки южнее Сахары?
С.В.Лавров: Африканский союз в начале ливийского кризиса занимал активную позицию. Была выработана специальная инициатива, направленная на то, чтобы усадить стороны за стол переговоров. Мы эту инициативу активно поддерживали.
В начале июля Президент России Д.А.Медведев в Сочи провел встречу с Президентом ЮАР Дж.Зумой, который действовал от имени Африканского союза. Там же проходило заседание Совета Россия-НАТО, и Генеральный секретарь НАТО А.Фог Расмуссен был приглашен президентами России и ЮАР на трехстороннюю встречу, которая, оказалось, была весьма интересной и полезной.
К сожалению, инициатива Африканского союза по налаживанию переговоров между Бенгази и Триполи не была поддержана, прежде всего, западными странами, которые, видимо, уже тогда взяли курс на то, чтобы военной силой достичь победы над режимом М.Каддафи. Думаю, если бы африканская инициатива получила развитие, наверное, ее итогом, как в ней самой предусматривалось, был бы уход М.Каддафи. Но достигнута эта цель была бы ценой гораздо меньшего количества человеческих жизней. Жаль, что этого не произошло.
Что касается наших отношений с Африканским союзом, то у нас с этой Организацией развиваются партнерские связи. Есть Постоянный представитель России при штаб-квартире АС в столице Эфиопии Аддис-Абебе. У нас имеется развернутая программа совместных мероприятий. Россия участвует во всех миротворческих операциях, которые ООН проводит в Африке, наша страна помогает готовить африканских миротворцев для участия в этих операциях. Мы также оказываем содействие в оснащении соответствующим оборудованием миротворческих контингентов. И эта линия будет продолжена.
Но, как я уже говорил, в основе любых отношений должна лежать здоровая экономическая база. Пока объемы сотрудничества не соответствуют потенциалу. Если товарооборот со всей Африкой к югу от Сахары составляет около 4 млрд. долл., то, например, с Китаем – 120 млрд. долл. Помимо торговли сейчас есть немало очень перспективных инвестиционных проектов по линии наших компаний. Там активно работают «Газпром», «Русал», «Ренова», «Лукойл и «Алроса». Есть все основания полагать, что инвестиционная составляющая будет расти быстро. Торговля тоже продолжится, тем более что для большинства товаров традиционного экспорта африканских стран у нас льготный режим.
Вопрос: Будет ли Россия по-прежнему блокировать те резолюции, которые нам предлагают наши партнеры в СБ ООН по Сирии? Чему научил нас всех ливийский урок, в том числе в контексте Сирии? Есть у российской стороны новые предложения по Сирии?
С.В.Лавров: Россия заблокировала всего одну резолюцию по Сирии, вместе с Китаем применив право вето. Эту резолюцию не поддержали еще четыре государства. Так что налицо серьезные расхождения в Совбезе по этому вопросу, учитывая что за проект не проголосовали Индия, ЮАР, Бразилия и Ливан, представляющий в Совете арабскую группу.
Западная резолюция была чревата повторением ливийского сценария, хотя ее соавторы убеждают нас в обратном. Там, действительно, не содержится разрешения применять военную силу, чтобы обеспечить какие-то решения в пользу оппозиции. Но в ней есть односторонняя оценка ситуации – вся вина возлагается на правительство, возглавляемое Президентом Б.Асадом, а также содержится требование ко всем странам проявлять бдительность при продаже оружия и осуществлении целого ряда других контактов с сирийской стороной. Ущербность такого подхода в том, что сам анализ основывается на однобоком прочтении ситуации.
Мы с самого начала осуждали любые попытки применения силы против мирных демонстрантов. Но одновременно мы осуждали те экстремистские элементы, которые затесались и продолжают вливаться в ряды мирных демонстрантов, получая оружие из-за рубежа. Еще никто не опровергал информацию о контрабанде оружия в Сирию из разных стран, в частности из Ирака и Ливана. Если имеются доказательства - призываю опровергнуть эту информацию.
Зафиксированы также свидетельства нападения экстремистских групп, которые выдают себя за мирных демонстрантов, нападений на административные здания, полицейские участки. Был обстрелян российский филиал компании «Стройтрансгаз». По сведениям правозащитников, которые в целом подтверждаются ООН, уже имеется около 2700 погибших, из которых, по данным сирийской стороны, около 800 являются сотрудниками полиции, правоохранительных органов. Беда в том, что эту информацию очень трудно проверить.
Вопрос: Только что агентство «Интерфакс» сообщило, что убийство М.Каддафи спровоцировало очередные волнения в Сирии. Сирийские оппозиционеры, вдохновленные его ликвидацией, вышли на массовые демонстрации. Как Вы можете это прокомментировать?
С.В.Лавров: Вы просто привели факт, подтверждающий мою мысль: если мы будем поддерживать ту линию, которую сейчас проводит Запад и которая заключается в необходимости позиционировать ливийский случай как образец на будущее, то это будет провоцировать подобные настроения. Такая логика будет заводить народные массы, а это нетрудно сделать. Именно это мы видим на примере Египта, где, казалось бы, ситуация успокоилась - но это не так. Если принцип - «ты плохой, и поэтому мы с тобой не будем вести никаких разговоров, ты должен уйти любой ценой» - будет определять позицию мирового сообщества, то это будет прямой провокацией насилия и волнений.
Мы выступаем за диалог, за то, чтобы побуждать всех без исключения в любой стране, где происходит конфликт, чтобы они садились и договаривались, имея в виду, прежде всего, интересы своей страны, а не личные, субъективные эгоистические интересы...