Сирия: экономические санкции и жизнь после выборов
http://tpp-journal.complexdoc.ru/204097.h
На днях американский президент Барак Обама своим распоряжением продлил действие санкций в отношении Сирии в связи с тем, что Дамаск «продолжает представлять чрезвычайную угрозу национальной безопасности, внешней политике и экономике США». В то же время некоторые эксперты считают санкции неэффективными, поскольку многие страны к ним так и не присоединились, а также утверждают, что они невыгодны для Европы.
О том, как живет Сирия в условиях экономических санкций и какое будущее ожидает страну в ближайшее время, рассказал заместитель главного редактора издания «ВВП», научный руководитель Российского общества востоковедения и африканистики, к. э. н. Саид Гафуров.
– Саид, какие наиболее болезненные санкции сейчас действуют против Сирии? Как они повлияли на жизнь бизнеса и простых граждан?
– Санкции против Сирии не наносят, в общем-то, значительного ущерба экономике страны. К тому же их можно обойти. Запрет на экспорт в Сирию с большим воодушевлением встретили китайцы, поскольку они получили возможность замещения поставок комплектующих и оборудования своими. Простым сирийцам стало сложнее покупать, например, европейские лекарства, но эту нишу моментально заняли индийские дженерики. Подобные замены происходят практически везде. Кроме того, во всем мире санкции только способствуют обогащению всякого рода спекулянтов, а на Востоке с его традициями караванной торговли им будет особенно просторно.
Настоящей проблемой, которая наносит ущерб сирийской экономике, стало ухудшение платежного баланса. Традиционно кредитно-денежная и бюджетная политика в Сирии были очень сбалансированными. Это неудивительно, поскольку сирийская школа финансистов в арабском мире считается одной из лучших. С ними часто сопоставляют египтян, однако лидером, мне кажется, все же остается Сирия. В финансовых учреждениях стран Персидского залива – ОАЭ, Саудовской Аравии, Катара и других – работает очень много сирийцев. Сейчас многим из них приходится увольняться. Кроме того, возникли некоторые проблемы с денежными переводами сирийцев, работающих за границей, которые также играют определенную роль в платежном балансе страны.
Сирия была крупным туристическим центром в основном для богатых арабов из стран Персидского залива. Разумеется, в нынешней обстановке поток туристов прекратился. Пустуют гостиницы, мало посещаются известнейшие исторические достопримечательности. А поскольку туристический сектор в сирийской экономике занимал значительное место и был достаточно развит, отток отдыхающих нанес стране заметный ущерб, в том числе и в области занятости.
С финансовой точки зрения санкции не действуют в принципе по той простой причине, что под боком у Сирии находится Ливан с его развитым банковским сектором, на который санкции не распространяются. Со времен, когда сирийские миротворцы находились в Ливане, очень многие банки наладили отношения с сирийским руководством, в том числе и с военным. Вторжение Израиля больно ударило по банковскому сектору Ливана, и теперь они всячески цепляются за сирийских клиентов.
Министр финансов Сирии как-то сказал: «кризис заставил нас сделать то, что мы уже давно собирались, но не делали, оглядываясь на непопулярность таких мер у населения». Во время кризиса в Сирии монетарные и финансовые власти вели эффективный курс валютно-денежной и налогово-бюджетной политики. Им удалось практически не допустить повышения цен, зато курс сирийской лиры упал очень сильно: более чем в полтора раза. Экономике это выгодно, поскольку это стимулирует экспорт. Если после стабилизации ситуации им удастся сохранить такой же курс, это будет очень мудрым решением. Гораздо больший урон экономике наносит прямое воздействие террористов на инфраструктуру.
– С кем сейчас сотрудничают сирийцы? Как ситуация в стране повлияла на отношение к ней инвесторов?
– На первый взгляд может показаться, что едва ли сирийская продукция заинтересует Европу, но это не так. Уже сейчас активно развивается экспорт товаров текстильной промышленности. Европейские бренды средней ценовой категории сегодня заказывают пошив в Пакистане и Бангладеш. Чуть более дорогую одежду раньше производили в Турции, но уже довольно давно турки попросту перенаправляли заказы на сирийские предприятия. Качество текстиля не уступает турецкому, одежда поступает на европейский рынок. Турция также закупает в Сирии продовольствие. Купив в Стамбуле, скажем, мороженое, вы с большой вероятностью прочтете на этикетке, что оно сделано в Алеппо или в Дамаске. Турция не присоединилась к санкциям против Сирии, и, скорее всего, турецкий бизнес будет оказывать на правительство давление, чтобы эта линия политики проводилась и далее. Сирия – один из крупнейших поставщиков товаров в эту страну.
С инвестиционной точки зрения санкции ощутимы. В частности, они мешают проекту строительства нового нефтепровода из Ирана через иракский Мосул в Сирию к Средиземному морю, по которому будет поставляться «северная» иранская нефть, и это кратчайший путь ее доставки в Средиземноморье и вообще в Европу.
В Сирии очень развита обрабатывающая, и прежде всего легкая, промышленность: текстильная, кожевенная, обувная. На высоком уровне находится агропромышленный комплекс – здесь выращиваются прекрасные оливки и виноград, фрукты, производится хорошее вино. Немногие об этом знают, но в Сирии находятся также заводы, выпускающие спутниковые антенны, часы, бытовую технику. В каждом сирийском доме, даже самом бедном, есть спутниковое телевидение, поскольку техника очень дешевая.
– А что ждет страну в будущем?
– В Сирии прошли парламентские и президентские выборы. Новое правительство – новый бюджет. Пока бюджетные расходы закрываются довольно легко, поскольку Дамаск получил помощь от Ирана, Китая и даже Венесуэлы. Видимо, Россия предоставила сирийскому правительству кредиты, остальные страны помогают «затыкать дыры» бюджета практически безвозмездно. Не страдают даже муниципальные бюджеты – гуляя по улицам Дамаска, можно увидеть, как городские службы проводят плановый ремонт дорог, не останавливаются стройки.
Главное для Сирии сейчас – пережить период падения платежного баланса, связанного с сокращением туристического потока, решить проблемы безопасности и с новым правительством принять сбалансированный бюджет. Есть, конечно, угроза того, что новый парламент заставит правительство принимать популистские меры, приводящие к ничем не обеспеченным расходам. Санкции ощущаются, но не слишком сильно, слегка снизился уровень жизни. Прекращаются инвестиционные проекты, направленные на поставки нефти в Европу.
Таким образом, санкции против Сирии сказываются скорее на их участниках. Европа страдает от потери выгодных энергетических проектов и доступа к углеводородам, а китайцы, в свою очередь, радуются выгоде. Теперь иранская, сирийская и частично иракская нефть пойдет, скорее всего, на Восток – в Китай, Индию, страны Юго-Восточной Азии. А сирийский бизнес и население гораздо тяжелее переносят боевые столкновения и отток туристов, чем американские и европейские санкции.
Беседовала Анастасия Казимирко-Кириллова,
ТПП-Информ