SZG

Previous Entry Add to Memories Tell A Friend Next Entry
09:33 pm:

Мусульманский мир бушует: зреет Третья мировая война?

http://kp.ru/radio/stenography/45046/

Американского посла в Ливии могли убить из-за передела нефтегазовых потоков, а не из-за фильма «Невинность мусульман»

В прямом эфире ТВ КП обсуждаем, кому выгодно раскачивать мировой конфликт на религиозной почве.

Яковлев:

– Здравствуйте! У нас в студии публицист Андрей Паршев.

Паршев:

– Здравствуйте!

Яковлев:

– И заместитель главного редактора журнала «ВВП», научный руководитель Института прикладного востоковедения и африканистики Саид Гафуров.

Гафуров:

– Здравствуйте!

Яковлев:

– Спецкор Дмитрий Стешин появится в этой студии через несколько минут. А мы поговорим о том, что происходит в мусульманском мире. В центре внимания на прошедшей неделе стал некий 13-минутный ролик, который и фильмом-то назвать тяжело. «Невинность мусульман». Плохо сделанный, это очевидно… Но, тем не менее, он взорвал десятки стран. Что произошло? Провокация? Скоро выборы в США…

Паршев:

– Несколько загадочная история. Я бы сказал, что это не ограничивается только странами ислама. Некие наезды на религию происходят и у нас в стране, кстати, не только у нас. Причем, что самое неприятное, как-то они очень широко освещаются. Даже чрезмерно широко.

Есть общемировой процесс.

Яковлев:

– Освещается, потому что аудитория откликается. Если взять историю Пусси Райот, которую мы чуть ли не круглосуточно, к сожалению, обсуждали в эфире, так у нас и звонков было безграничное множество.

Паршев:

– А если бы не освещали, то и звонков бы не было.

Яковлев:

– Вполне возможно.

Появился этот фильм. Мы видели демонстрации, убийство американского посла. Кем и зачем все это организовано и спровоцировано?

Гафуров:

– Начать бы я хотел со смерти американского посла. Тут надо понимать, что посол любой страны – это фигура очень высокого масштаба. И очень хорошо охраняемая. Посол любой страны в Ливии – это фигура в три раза лучше охраняемая. Посол США в Ливии – это в десять раз больше охраняемая. И представить себе, что толпа недовольных фильмом или чем-то еще мусульман сумела ворваться совершенно случайным образом и убить посла, мне очень сложно. Это значит настолько разрушить мои представления об эффективности работы служб, аналогичных ФСО нашей, я в это просто не верю. Хотя, конечно, бывает. Пуля – дура. Бывают самые странные совпадения именно на войне. Но лично я считаю крайне маловероятным, что просто люди пришли, были очень недовольны и попался им посол. И они его убили.

Я убежден, что гораздо более вероятным и правдоподобным является ситуация, что это была целенаправленная атака на этого человека. Причем, не как на посла, а как на человека, очень тесно завязанного в переделе нефтяных и особенно газовых потоков в Ливии. А для этого…

Яковлев:

– Атака с чьей стороны?

Гафуров:

– Со стороны… А вот тут мы можем только гадать. Но я в таких случаях почти никогда не ошибался. Давайте подождем и проследим за гибелью при странных обстоятельствах влиятельных людей, занимающихся нефтегазовым бизнесом. Такие вещи «нефтяники» не спускают. И она безнаказанной не останется. Я убежден, что в течение полугода мы увидим две-три странных смерти. И оттуда можно будет легко вычислить все.

Я думаю, что операция была очень тщательно спланированная. Очень высокопрофессиональными людьми, потому что переиграть американские спецслужбы, охраняющие посла, причем, посла в Ливии, очень тяжело. А раз так, то это люди вполне могли рассчитать и учесть планируемые мусульманами демонстрации.

Обнаружили, что еще в тридцатых годах не только мусульмане, но и левые, и светские силы, что очень сильно усиливается эффект единых действий в разных странах. Например, европейские профсоюзы сейчас это делают, когда протестуют против европейской политики. День единых действий. И мусульмане воспользовались этим опытом, в том числе и христианских профсоюзов.

Яковлев:

– Мусульманский мир бушует: зреет третья мировая война? Это заголовок нашего эфира.

В нашей студии специальный корреспондент отдела политики Дмитрий Стешин.

Стешин:

– Здравствуйте!

Яковлев:

– Что на повестке? О чем надо говорить, прежде всего, на ваш взгляд?

Стешин:

– Про Сирию, наверное. Там никак не изменилась ситуация за последнее время. Я давал очень мрачный прогноз. Читатели на меня кидались, как некормленые, что режиму осталось недолго. Слежу постоянно за новостями, которые приходят оттуда, от людей, которые конкретно там проживают. Можно их блогерами назвать, но не фильтрованная информация. И все то же самое: на колу мочало… Нет резкого перелома, чтобы можно было бы сказать, что победа не за горами. «В Алеппо боевики рассеяны, но разбиты, но в то же время организованными группами оказывают ожесточенное сопротивление». Это цитата. Практически смертники. И возникает вопрос: чем же замотивировали этих людей? Не деньгами же.

Ждем.

Яковлев:

– Ситуация в Сирии. Что происходит с этим фильмом, провокации, столкновения на улицах, убийство посла. Это все звенья одной цепи или нет?

Стешин:

– Да нет. Просто так ничего не совпадает. И уважаемый гость правильно заметил, что весьма странное убийство посла. Фотосъемку, которую я смотрел с места происшествия трагедии, где его убили, почему-то там не было людей характерных, которых можно было бы отнести, допустим, к посольским сотрудникам спецслужб, которые его должны везде сопровождать.

Я был в Бенгазе не раз. Такое впечатление, что его таскает по улицам местная ливийская гопота.

Яковлев:

– У меня часто возникают примитивные вопросы. Осмелюсь их задать уважаемым гостям. Ютюб – это популярный портал среди молодежи. И в Москве-миллионнике не все знают, что это такое. И не все туда заходят. Когда я слышу о волнениях, в десятках стран люди выходят, у меня возникает вопрос: неужели они все, действительно, видели этот фильм? И зашли на ютюб и его посмотрели. Как-то у меня…

Гафуров:

– Это просто очень повезло этим людям, которые этот фильм сделали. Безумно повезло. Это тот шанс, который выпадает раз в сто лет. Таких фильмов ежедневно делается штук пять-шесть. Ежедневно выкладывается.

Массовые манифестации приуроченные, были согласованы заранее. «Братья мусульмане» начали восстанавливать организационную сеть. Демонстрации были запланированы в общем-то мирные. Полный аналог того, что делают в Европе, когда организовывают день единых действий, которые в некоторых случаях перерастают в столкновения анархистов с полицией и так далее. И просто попало, что этот фильм выпал именно в этот день.

Яковлев:

– Но что стало причиной именно этих столкновений?

Гафуров:

– Он просто попался в этот день. Кому-то попался под руку.

Паршев:

– Во всех церквях есть внутренняя система управления и информации. Очевидно, что все организованные выступления начались, видимо, после одной из пятниц, где во всех странах мусульманского мира муллы сообщили о таком неприятном явлении. В данном случае это, конечно, легло на, скажем прямо, антиамериканские настроения в арабском мире, которые никуда не делись, несмотря на активную поддержку американцами повстанцев в некоторых арабских странах.

Яковлев:

– Ваша оценка происходящего в Сирии?

Гафуров:

– Я считаю, что ситуация выравнивается и устаканивается. В августе в Москву два раза приезжала сирийская правительственная делегация. Причем, первый раз по экономическим вопросам, возглавлял вице-премьер по вопросам экономики Кадри Джамиль – представитель оппозиции. Он говорил: «Мы не можем назвать это правительство коалиционным, но это уже первый шаг. Мы оппозиция. После недели переговоров они пошли на наши требования и мы имеем общую программу». Второй раз по политическим соображениям приезжал глава центробанка, министр нефти, министр планирования, министр финансов. Представляете, уровень?

Я с ними сидел и случайно совпало, что они остановились в гостинице, где наш офис. И я с ними провел целый день, слушал, о чем они говорят между собой. О войне не говорят. Говорят о бюрократической реформе, о том, что Башар приказал сократить бюджетное финансирование ресурсов. Война – тема не самая важная. Да, идут бои и столкновения. Но жизни они большинства сирийцев не касаются. Гораздо важнее экономические проблемы, политические. Приезжал второй раз Али Хейдер, министр. Он оппозиционер. Партия, которую он возглавляет, сирийская национал-социалистическая, вот когда я был в Дамаске в 2001 году, эта партия просто была запрещена. Я жил на улице, где стоит памятник, где написано, что проклятые боевики из сирийской национальной социалистической партии убили лидера. Сейчас глава этой партии член правительства и министр по национальному примирению. То, что он делает, с одной стороны, очень публично. С другой стороны, предельно секретно. Он признавался, что он ведет переговоры не только с главами политической зарубежной оппозиции сирийского национального совета, но и с главами вооруженного крыла.

Идут интенсивные переговоры между Али Хейдером. А они приемлемая фигура, потому что оппозиционер и преследовался много раз. Сейчас он вошел в правительство. И уже боевыми лидерами. Совершенно очевидно, обсуждаются гарантии личной безопасности при возвращении в Сирию.

Яковлев:

– То есть, устаканилось?

Гафуров:

– Примерно то же самое, что у нас было в Чечне после того, как к власти пришел Ахмад Хаджи Кадыров.

Паршев:

– Я никогда не был в Сирии. Там подобные события происходили неоднократно. Другое дело, что они сейчас освещаются совсем по-другому. Почему-то западные СМИ и политики приняли такое горячее участие.

Гафуров:

– У мятежников есть организации. Они имеют боевое планирование.

Стешин:

– То, что им третьи страны предоставили свои территории, Иордания, Турция, например…

Паршев:

– Новое – некая вовлеченность.

Гафуров:

– Есть большая проблема экономическая. То, что сделал Башар, я к нему очень хорошо отношусь, очень уважаю, но то, что он сделал в плане того… Знаменитый спор, он с самого начала своего правления говорил о необходимости демократизации и экономической либерализации. Демократизацию бюрократы там забюрократили. Они хвастаются, что последние выборы были многопартийные, альтернативные, были 250 мест в парламенте и 8 тысяч кандидатов. Но интересно, сколько было на предпоследних не альтернативных выборах зарегистрированных кандидатов. Ровно 2500. И 2250 уже после регистрации, после внесения в списки сняли свои кандидатуры.

Но либерализация шла. И когда я приехал после долгого перерыва в феврале, я смотрел «Джазиру», боялся, что приеду, город разрушен, реки крови на улице. Приехал, смотрю, город такой же, как я был. Но что резануло мой глаз, кроме нового строительства, появились нищие, которых раньше не было. Произошла очень неприятная вещь. В Дамаске, в больших городах появились люди, которые, с одной стороны, не вовлечены в современную жизнь, у них есть перспектив в рамках новой светской Сирии. С другой стороны, у них разорвались традиционные связи с их деревнями и поселками. У этих людей нет будущего. Им терять нечего. И у них нет денег. Если им дать деньги за голову убитого солдата, они возьмут.

Яковлев:

– Вырисовывается спокойная картина. Но какой-то фильм, 10-минутный ролик…

Стешин:

– Не только фильм. После фильма были карикатуры на пророка Мухаммеда.

Яковлев:

– Фильм и карикатуры вызывают беспорядки в Египте, в Каире штурмуют американское посольство. Тунис, Ливия. И это еще неполный список. Если через неделю у нас еще что-то появится? Это будет постоянное бурление?

Гафуров:

– Вы немного поворачиваете логику. Массовые демонстрации с переходом в массовые беспорядки были задолго до этого запланированы. Это была скоординированная акция своего рода день единых действий. То, что именно в этот день вышел именно этот ролик, просто совпало. А кто стал разжигать, делает себе очень хороший пиар.

Яковлев:

– Не только фильм…

Стешин:

– Если я не ошибаюсь, сначала французы напечатали карикатуры. Сегодня их поддержали немцы, какой-то юмористический журнал «Титаник», достаточно популярный. Кто-то еще собрался перепечатывать. Ну, не знаю. Все это, мне кажется, можно увязать в звенья одной цепи.

Яковлев:

– Какой цепи?

Стешин:

– Давайте без ханжества говорить о том, что сейчас на Ближнем Востоке воюют новые крестоносцы. Представители белых христианских стран высокоразвитых. Воюют со странами исламскими, стоящими на другой ступени развития. Причем, воюют хитро, балансируя. Потому что от исламских стран им нужна нефть. Они могли бы и забрать, смешать с пылью все эти арабские эмираты. Но почему-то этого не делают. У н

Powered by LJ.Rossia.org