Самочувствие всей страны
У КОГО ДЕШЕВЛЕ ДЕНЬГИ
Естественная забота руководства страны о национальной промышленности и науке, о продовольственной безопасности и инфраструктуре как-то прячет в тень наличие в России вполне самодостаточного, ориентированного на импорт, можно сказать, компрадорского по своему происхождению и природе капитала. Неверна мысль, что китайский ширпотреб и турбины для электростанций, устаревшие американские и европейские авиалайнеры или японские подержанные машины в Россию ввозит иностранный капитал. Нет – это российские компании и купцы-челноки, и финансируют их деятельность российские банки. Высокие ставки по кредитам фактически являются запретительными для любых долгосрочных производственных проектов, тогда как короткие сроки оборачиваемости денег у импортеров и лизингеров дают им колоссальные конкурентные преимущества перед производителями.
И это превосходство настолько велико, что можно ставить вопрос, а не подрывают ли компрадорские элементы торгового капитала и капитала сектора услуг саму целостность страны. Удержать единое экономическое пространство в России до XIX века, когда земля была высшей ценностью, могли землевладельцы-феодалы; в СССР государственная монополия внешней торговли и Госплан компенсировали невыгоды экономической географии преимуществами централизованного планирования. Сейчас ни того ни другого элемента просто нет. Времена другие.
Частному капиталу сохранение единой России экономически невыгодно, потому что слишком велики географические по своей природе издержки на поддержание единства страны. Издание «ВВП» уже отмечало, что морской фрахт сыпучих грузов из Петербурга, скажем, во Владивосток вокруг Индии оказывается дешевле, чем их транспортировка по железной дороге (на что представители РЖД возразили, что в этих расчетах не учитывались предоставляемые большие скидки, но в любом случае тарифы оказываются сопоставимыми).
Средний капитал западных регионов России ориентирован на сотрудничество с Европой, тогда как Сибирь, Приморье и Дальний Восток концентрируют свою внешнеэкономическую деятельность на Японии и народном Китае. Компрадорский капитал сам по себе не злонравен, он просто безразличен ко всему, кроме прибыли, в которой решающую роль играют издержки. Мы уже получили первые сигналы недовольства среднего и мелкого буржуа: дальневосточные волнения вокруг повышения пошлин на ввоз подержанных автомобилей, конфликт вокруг закрытия Черкизовского рынка, новый виток японских претензий на Курильские острова, да и само оформление неконструктивной оппозиции в регионах – только первые ласточки этого зарождающегося пока еще социального, а не политического движения.
И если не принимать специальных мер, то может оказаться поздно. «Все мы с вами, – подчеркивал Владимир Путин, – хорошо понимаем и много раз формулировали одну и ту же абсолютно правильную идею – от того, как себя чувствуют регионы, как они развиваются, зависит самочувствие всей страны и развитие всей страны».
Правительство в интересах национальной промышленности, борющейся за рынки, да и за свое выживание, делает попытки проводить политику поддержки внутренних производителей. Капитал же компрадорского характера, лишаясь источников дохода и борясь за собственное выживание, неизбежно начнет предпринимать политические контрмеры. А побеждает в такой конкуренции тот, у кого дешевле деньги, которые дешевле у капитала иностранного. И доллары, и иены, и юани пока дешевле рублей. Формы этой борьбы могут быть разными, но суть, по нашему убеждению, будет одинаковой. И совсем неслучайно деструктивно настроенные «болотные» так радуются возвращению выборности губернаторов, воспринимая ее как свою победу.
Но неслучайно и то, что президент требует от министерств и ведомств постоянно анализировать, насколько эффективно исполняются переданные полномочия на места: «сами регионы и органы местного самоуправления должны соблюдать строгую финансовую дисциплину, формировать бюджеты по программному принципу, максимально оптимизировать свои расходные обязательства. Это я говорю к тому,.. что и возможности федерального бюджета небезграничны».
РЕГИОНЫ И ОЦЕНКИ
Владимир Путин ставит задачу коренного пересмотра критериев оценки деятельности самих органов исполнительной власти субъектов Федерации: «Нередки случаи, когда по большинству критериев регион можно помещать на доску почета, а оценка граждан при этом остается крайне низкой, а в конечном итоге это и есть самый правильный критерий оценки – оценка граждан. Такого разрыва между бумажными отчетами и социальным самочувствием людей, проживающих в том или ином регионе страны, не должно быть». «Это тем более важно в ситуации прямых выборов глав регионов, и результаты этих выборов, безусловно, самая объективная оценка, – поясняет глава государства. – Систему оценки отменять мы, конечно, не будем. Правительство подготовило проект указа, где определено всего 11 критериев. И для всех важно знать, как идут дела в регионе».
С другой стороны, в такой ситуации предельно важной становится деятельность территориальных органов федеральных министерств и ведомств. Эта деятельность напрямую влияет на качество жизни в субъектах Федерации, но большинству жителей абсолютно безразлично, к какому уровню власти они относятся.
Президент готов идти навстречу избранным губернаторам, к которым «предъявляются все претензии, в том числе по работе территориальных органов». Путин готов дать больше полномочий региональным властям при взаимодействии с территориальными органами московских ведомств: «Было бы полезно дать руководителям регионов возможность вносить предложения о дисциплинарной ответственности тех руководителей федеральных территориальных органов власти, которые не справляются, по мнению губернаторов, со своими обязанностями. Конечно, здесь не должно быть предвзятости и необъективных надуманных оценок».
Очень правильно ориентирована реформа межбюджетных отношений: «вместо практики делегирования субъектам Российской Федерации исполнения федеральных полномочий следует осуществлять передачу полномочий субъектам Российской Федерации на постоянной основе, обязательно предусмотрев и передачу субъектам Российской Федерации постоянных источников доходов в экономически обоснованном объеме». Нельзя передавать исполнение федеральных полномочий ниже, со временем это может «выстрелить в Россию».
Между тем, по словам Аркадия Дворковича, возможна передача порядка ста дополнительных полномочий из Москвы в регионы, но делать это нужно аккуратно, дифференцированно – в зависимости от готовности регионов принимать эти дополнительные полномочия. С точки зрения доходов, есть идеи и по поводу передачи акцизов и части налога на прибыль, отмены льгот по региональным и местным налогам, замены налога на добавленную стоимость на налог с продаж.
Президент требует от федеральных властей совместно с регионами завершить в ближайшие годы работу по разграничению полномочий. Необходима ясность в вопросах закрепления за каждым уровнем власти стабильных источников доходов, в том числе за счет отмены налоговых льгот, установленных на федеральном уровне. Но, обращает внимание правительства и министерства финансов Путин, «действовать нужно крайне аккуратно, потому что мы понимаем, об отмене каких льгот идет речь, мы не можем подорвать финансовое положение наших федеральных инфраструктурных компаний. Если они сейчас начнут в большом количестве выплачивать средства в региональные бюджеты, то не только их инвестиционные планы могут оказаться под вопросом, но сама их возможность эффективной жизнедеятельности и обеспечение безопасности, например в системе РЖД. Нужно подходить к этому крайне аккуратно, действовать нужно в этом направлении, мы уже такие решения приняли, но на каком-то этапе нужно и компенсировать их выпадающие доходы».
Пока же президент с тревогой отмечает, что ряд субъектов Федерации постоянно наращивает свои долги, в том числе коммерческим банкам. По его словам, создается реальная угроза контроля за балансом бюджетов. Уже 32 региона имеют задолженность, составляющую 30% собственных доходов; из них у 12 регионов доля задолженности превышает 50%. «Так и до банкротства недалеко», – оценивает ситуацию Путин, предлагая Минфину проанализировать эту ситуацию и разработать и представить предложения по ее исправлению.
ЧТО СКРЕПЛЯЕТ РОССИЮ
Фактически только отсутствие мажоритарных выборов и предопределенная бюджетной структурой разделения налогов на федеральные, региональные и местные дефицитность бюджетов субъектов Федерации скрепляет Россию как единое целое. Дело в том, что пока депутаты ответственны не перед жителями конкретной деревни или города, а перед партийными аппаратами, от которых зависит переизбрание (попадание в списки) депутата на следующий срок, перекупщики японских подержанных машин и банки, финансирующие автоспекулянтов, не имеют возможности защищать свои жизненные интересы через них. Но избираемый губернатор уже будет зависеть от настроения населения того или иного региона, на которое можно и повлиять, в том числе финансово.
К тому же в глубинке России просто гибнет цивилизация, и нельзя исключать, что в обозримом будущем там не будет достаточного количества людей для поддержания жизнедеятельности общества, а место, освобожденное потомками колхозников, уехавшими в город, не останется пустым. Верно, что привыкшим жить под пальмами, а не под елками китайцам в России нехорошо (в России, например, нет ни одного олигарха-китайца, хотя в Америке или в Азии их много): путь китайцев ведет на юг, а не на север. Но на севере вполне могут оказаться маньчжуры, корейцы, уйгуры и другие народы, не испытавшие материальных благ цивилизации. Да и Япония еще в 30-е годы предлагала проекты массовой колонизации Приморья японцами, которым так не хватает жизненного пространства. Но даже если сибирские и дальневосточные земли превратятся в пустыню, лишенную людей, последствия могут оказаться удручающими. Люди – слишком мощный фактор организации современной земли.
Нельзя сказать, что в правительстве этого не понимают. Меры принимаются, создано специальное министерство по делам Востока страны, развиваются Таможенный союз и Единое экономическое пространство. По факту наблюдается разворот ранее однобокой внешней западной ориентации России в сторону Азиатско-Тихоокеанского региона; правительство ведет ожесточенную борьбу с инфляцией.
Тот, в общем-то, негативный факт, что, как подчеркивает бюджетное послание, «высока зависимость бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов от финансовой помощи, поступающей из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», тем не менее является одной из скреп, удерживающих нашу федерацию единой.
И если руководителям регионов передаются федеральные полномочия, то федеральные органы власти должны и будут иметь право оценивать, как они исполняются. «И, – предупреждает президент, – если они не исполняются как нужно, исполняются ненадлежащим образом, у федеральной власти должны быть соответствующие рычаги влияния дисциплинарного характера, вплоть до отстранения от должности».
РАВНЫЙ ДОСТУП ВСЕХ ГРАЖДАН
В бюджетном послании президент подчеркивает, что «межбюджетные отношения пока не в полной мере настроены на стимулирование органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления к созданию условий для предпринимательской и инвестиционной деятельности, которые объективно являются необходимой основой для увеличения доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов».
Помимо мониторинга и анализа ситуации президент требует увеличения суммы такого вида межбюджетных трансфертов, как гранты, которые выделяются регионам по показателям инвестиционной привлекательности. Изучаются возможности создания системы, которая бы заставляла регионы конкурировать между собой: «ведь зачастую даже соседствующие субъекты Федерации, имеющие практически равные стартовые возможности, отличаются друг от друга, как небо от земли: в одном открываются предприятия, создаются рабочие места и растут доходы граждан, проживающих на этих территориях; в другом бизнес лишь выживает, жители беднеют, а федеральный центр вынужден постоянно повышать свои дотации. И, что самое удивительное, руководящие команды отстающих регионов не меняют своего отношения к делу, не тянутся к соседям, а продолжают работать и действовать в привычном режиме. Как видим, здесь не срабатывает, казалось бы, логичный принцип соревновательности. Значит, нужна особая действенная и эффективная система, которая бы стимулировала регионы к конкуренции».
Стране реально требуется новое качество межбюджетных отношений с расширением не только и не столько самостоятельности, сколько ответственности регионов, особенно в части определения тех людей, которые нуждаются в государственной поддержке. Слишком велика и многообразна Россия, и беды отдельного человека трудно понять из Москвы. Решения должны спускаться ближе к людям.
Для этого, требует президент, «органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления должны иметь достаточные и действенные стимулы для расширения собственной доходной базы», к чему неизбежно прикладывается и распределение полномочий между уровнями власти. Но необходима не только мобилизация доходов, но и оптимизация расходов с концентрацией на социально-экономических направлениях, и, прежде всего, зарплатах бюджетников. Все остальное вторично. Даже инвестиции.
И проект бюджета-2013 бескомпромиссно определяет: «Система межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации должна быть ориентирована на необходимость обеспечения равного доступа граждан Российской Федерации в целях получения государственных и муниципальных услуг, гарантированных Конституцией Российской Федерации в соответствии с установленными стандартами, в том числе в сфере социальной, медицинской помощи, образования и других сферах».
ДОТАЦИИ ПРОТИВ СОФИНАНСИРОВАНИЯ: СПОР ЗАКОНЧЕН?
Если общий размер субсидий и субвенций и иных МБТ к 2015 году сократится, то дотации предполагается увеличивать, особенно в 2013 году, с незначительным сокращением от достигнутого уровня в 2014 и 2015 годах. Проект бюджета прямо называет их «основным видом межбюджетных трансфертов». Это важный шаг, свидетельствующий о завершении долгих споров о сравнительно большей эффективности дотаций региональным бюджетам или софинансирования расходов субъектов Федерации.
Граждане России должны иметь равные права на бюджетные услуги независимо от того, в каком субъекте Федерации они проживают, но собственные доходы региональных бюджетов сильно различаются. Для обеспечения равенства региональных услуг применяются дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, которые в бюджете2012 проиндексированы на 5,5% от уровня 2012 года и составляет 419 млрд рублей, а на 2014–2015 годы бюджетные ассигнования предусмотрены на уровне 2013 года – там видно будет. В 2013 году разрыв в уровне бюджетной обеспеченности между 10 наиболее и 10 наименее обеспеченными регионами будет сокращен с 6,7 до 2,8 раза. Больше не получается, да и не нужно это – развращает региональные власти.
Когда происходит что-то непредвиденное, например природная или техногенная катастрофа, или принимаются волевые решения на федеральном уровне, ведущие к сокращению расходов регионов, выдаются другие дотации – на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации, которые в 2013 году составят в сумме 171 млрд в 2014-м – 161 млрд, в 2015-м – 151 млрд рублей, если, конечно, ничего чрезвычайного не случится.
Субсидии из федерального бюджета региональным считаются инструментом решения общегосударственных задач на региональном уровне. Это софинансирование расходов субъектов, например на оборудование больниц или школ, оказание особых видов медпомощи, софинансирование капитального строительства в рамках федеральных целевых программ и так далее. Вообще видов межбюджетных субсидий очень много, и центр давно борется за их укрупнение в рамках перехода к программному бюджету. В 2013–2015 годах предполагается предоставление соответственно 93, 81, 70 видов межбюджетных субсидий против 104 в 2011 году.
«Знаю, – говорит Путин, – что с наполнением бюджетов и у субъектов Российской Федерации, и у муниципалитетов проблем немало, но хочу отметить, что и в федеральном бюджете не так все гладко. И здесь наши коллеги работают с утра до ночи для того, чтобы сбалансировать бюджет. Поэтому федеральная власть, конечно, должна и будет помогать регионам, но и возможности федеральной власти тоже небезграничны. Хочу просто, чтобы вы все знали об этом». Мы знаем. Мы нашу родину любим не только с открытым сердцем, но и с открытыми глазами. И она, действительно, достойна нашей любви.
Михаил СЕМЕНОВ
http://vvprf.ru/archive/clause692.html