Востоковед Саид Гафуров: «Мурси не дадут много власти»27 ноября 15:30 Массовые акции протеста против новой Конституционной декларации президента Египта Мухаммеда Мурси охватили крупные египетские города. Что происходит в стране, пережившей недавно революцию? |
Комментирует ситуацию научный руководитель Института прикладного востоковедения и африканистики Саид ГАФУРОВ:
– Чтобы понять причины нового кризиса власти в Египте, надо рассматривать ситуацию в очень сложном политическом контексте, возникшем в этом государстве.
Курс на колоссальные революционные перемены в обществе, который взяли силы, возглавляемые Мурси, натолкнулся на мощное сопротивление огромной машины бюрократического государственного аппарата. А бюрократия в Египте без перерыва существует, можно сказать, тысячелетия. Она пронизывает абсолютно всю жизнь египетского общества. И бюрократия является не участником революции, а её инструментом. То есть её использовал и Мубарак, и Мурси пытается использовать, и «Братья-мусульмане»…
Вместе с тем, у бюрократии есть и собственные, весьма глубокие интересы. Есть у неё и недостаток, характерный для большого государства, – бюрократия постоянно расширяется, захватывая всё новые элементы.
Пару месяцев назад я в Египте много говорил с руководством гостиницы, где жил. Спрашивал: «Что у вас творится? Меня заставили заполнить девять анкет, где приходится повторять одно и то же. А при Мубараке я заполнял три анкеты, и ведь каждую из девяти кто-то будет обрабатывать».
Можно сказать, что бюрократизм вырос раза в три, и это в той сфере, что приносит Египту немалые доходы, – в туризме. Что уж говорить о других сферах. Со мной согласились: «Да, бюрократия разрастается чудовищно».
И сейчас, после начала попыток проведения реформ, Мурси столкнулся с мощным сопротивлением государственного аппарата. То есть от Мубарака египтяне избавились, но сила бюрократии ещё более выросла.
В Египте так уж сложилось, что и вся судебная система всегда принимает решения в пользу аппарата бюрократии. Кажется, что он совершенно непобедим. Даже Мубарака вынуждали подчиняться судебным решениям.
Власть в Египте может меняться радикально, но аппарат бюрократический как работал по-своему, так и работает.
И Мурси, может, от бессилия, решил бросить вызов аппарату. А тут надо понимать, что, так как бюрократия многочисленна, её невозможно отделить от народа: и хотя все ненавидят бюрократизм, но едва ли не у каждого египтянина есть близкий человек из аппарата – родственник, друг, сосед…
И вот Мурси пытается переломить волю бюрократии, которая не подчиняется его решениям.
Но так как бюрократия – это «скол» со всего общества, то и началась ожесточённая борьба. Несомненно, что людей в аппарате управления надо менять, и что бюрократия представляет серьёзную угрозу. Но вряд ли Мурси её сможет победить диктаторскими методами.
Однако и демократия не может справиться с бюрократией. К тому же в Египте сейчас и сильный экономический кризис. И та часть национального дохода, которую съедает бюрократия, становится несуразно большой. Да ещё она тормозит развитие экономики.
Разные части буржуазии, стремясь защитить свои позиции, делают разные ставки. Одни поддерживают связи с государствами Персидского залива. Другие рассчитывают на помощь капитала, что придёт из Европы. И в борьбе между собой разные группы будут использовать бюрократию как инструмент борьбы.
Мурси по политическим взглядам, в общем-то, нейтрален. А бюрократия, почувствовав сильную угрозу своим интересам, стала союзником тех политических сил, которые, во-первых, не хотят даже лёгких элементов исламизации, что хотел ввести Мурси, и которые, во-вторых, ориентированы на европейский капитал, а не на ближневосточный. Да и просто честные люди искренних либеральных отношений сильно недовольны Мурси.
И вот сейчас все эти силы пытаются свалить президента.
Прав или неправ Мурси, наделив себя чрезвычайными законодательными полномочиями? Наверное, он был вынужден попытаться их присвоить, и не потому, что он так сильно алчет власти (ещё неясно, как отреагирует на его действия армия), а потому, что он не знает, как иными способами сломить сопротивление государственной бюрократии.
Удастся ему обеспечить себе достаточную поддержку части общества? Ближайшее время это покажет.
Армия пока в стороне. Вооружённые силы в Египте давно уже решили, что армия в мирное время должна подчиняться любому законному гражданскому правительству. И в армии сейчас нет такой фигуры, кто мог бы взять власть и получить поддержку общества.
Полиция в Египте находится под полным контролем армии. И, когда военные пришли к власти, они значительно ослабили спецслужбы, которые претендовали на власть после Мубарака. Если в египетскую политическую ситуацию кто и вмешается, так это могут быть только армейские.
Вообще положение в Египте настолько запутанно, что спрогнозировать развитие событий чрезвычайно сложно.
Думаю, что всё же Мурси останется на своём месте, но от своих претензий на исключительные полномочия ему придётся отказаться, пойдя на компромиссы на условиях аппарата.
Мурси проведёт некие косметические реформы, но в целом бюрократия покажет ему свои острые зубы, суд будет выносить решения против любых антиконституционных действий Мурси. И баланс сил будет нарушен в пользу аппарата. То есть, Мурси не дадут много власти.
Покушения президента на бюрократический аппарат будут остановлены.
http://file-rf.ru/context/2162Comments
|
Кошколушка в ахуе от тебя.. А где бюрократия существует с перерывами?
А потом сократили подробности про гискосов, французов, Александра, Муавию и Али, мамелюков и турок. И еще
|
А "без перерывов" по смыслу всё нормально.
Ну, можно сказать, что отчасти плеоназм.
Но нельзя быть чрезмерным пуристом в языке.
:)