SZG

Previous Entry Add to Memories Tell A Friend Next Entry
09:24 am: Антон Панкин отжигает :))))
Версия для печати

№ 1 (80) Номер 80 2013
Рубрика: ЭКОНОМИКА

Воздухом никого не накормишь

В рамках своей издательской политики издание «ВВП» убеждено, что поступательное развитие страны определяется прежде всего реальным сектором экономики. Обзором ситуации в сфере IT-технологий мы начинаем публикацию серии материалов по отраслевым проблемам промышленности.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

По данным крупнейших инвесторов в высокотехнологичные сектора, в 2012 году Российская Федерация вышла на 57-е место в мире по развитию IT-области, и это достаточно заметный скачок (с 77-го места в 2011-м!). Одно только количество персональных компьютеров выросло, в сравнении с 2011 годом, на 9,6% – до 81 млн единиц.

На сегодняшний день российский интернетрынок уже является крупнейшим в Европе (приблизительно 70 млн пользователей, подключенных к интернету, и около 20 млн, еще недостаточно охваченных сетью, но желающих ее активно использовать). Основной аудиторией интернета по-прежнему остается молодежь, то есть люди в возрасте от 12 до 30 лет, но наблюдается относительный рост и среди лиц среднего и старшего возраста (правда, небольшой).

В этой возрастной категории среди активных пользователей интернета преобладает социально, политически и экономически активная часть населения. Это относится как к профессионалам, связанным с обработкой информации (журналисты, дизайнеры, рекламщики, политические и социальные активисты, собственно люди, занятые в информационно-технологической отрасли, ученые, частные предприниматели), так и к гражданам, чья основная деятельность с обработкой информации непосредственно не связана.

Стабильный рост IT-сектора в основном обеспечивают телекоммуникационные компании в самом широком смысле этого понятия – от операторов мобильной связи до интернет-провайдеров. Хотя содержательная разница между ними не столь уж и велика, интернет способен обеспечивать доступ к IP-телефонии, при этом практически все сотовые операторы предоставляют услуги доступа к сети.

Среди других быстрорастущих сегментов отрасли можно назвать компании, предоставляющие такие услуги, как электронную торговлю, различного рода электронные деньги, а также площадки для размещения электронного контента (блоги, социальные сети, видеои аудиохостинг, облачные технологии хранения данных). Разумеется, нельзя не упомянуть и собственно услуги непосредственно в сфере IT – разработка программного обеспечения и веб-приложений, дизайн веб-сайтов. Особая и крайне быстро растущая ниша рынка – интернет-реклама.

Владимир Путин требует создания 25 млн рабочих мест высочайшей квалификации в новой экономике. В связи с этим отметим, что в IT-области уже сейчас занято не менее полутора миллионов человек, из них 400–600 тыс. – непосредственно в сфере информационных технологий, а остальные – в информационно-техническом обеспечении других производств.

В государственном секторе внедрение электронного документооборота и других информационных услуг (представительства органов власти в интернете, электронное правительство, малая автоматизация обслуживания населения – в основном в качестве электронных очередей) продолжается, однако на фоне быстроразвивающегося коммерческого сектора и растущих потребностей граждан этот сектор явно запаздывает.

РЕЙТИНГИ

По данным российских исследователей рынка, первые строчки в рейтингах российских IT-компаний занимают крупные системные интеграторы – группа компаний ЛАНИТ, «Ситроникс», «Техносерв», КРОК, НКК, то есть компании, работающие сразу во многих областях информационных технологий, включая автоматизацию промышленного производства. Далее в рейтингах идут дистрибьюторы техники и производители программного обеспечения, то есть компании, которые можно описать так: работающие в «IT ради самой отрасли IT». Также стоит заметить, что весьма хорошие результаты показывают компании, занимающиеся не только чистыми IT-технологиями, но и связью. «Ростелеком» и «Транстелеком» хоть и не входят в чистый информационно-технологический рейтинг, но их показатели стоит учитывать, так как они являются крупнейшими магистральными провайдерами и их состояние критично для большей части провайдеров меньшего уровня как сотовой связи, так и интернета.

На рынке услуг мобильной связи общие тенденции в области главенства компаний который год остаются неизменными. Лидирующие позиции занимают операторы «Большой тройки» – ОАО «МобильныеТелеСистемы» (МТС), ОАО «Мегафон» и ОАО «ВымпелКом» («Билайн»). Но операторов большой тройки постепенно догоняет конкурент из-за рубежа – компания TELE2, выходящая из весьма сложного в отношении конкуренции положения за счет низких тарифов, а также больших вливаний со стороны родительского предприятия из Норвегии.

«ЭЛЕМЕНТАРНАЯ» ПРОБЛЕМА, ПЕРЕЧЕРКИВАЮЩАЯ ДОСТИЖЕНИЯ

Достаточно очевидно, что любая технология, связанная с обработкой информации, опирается на два столпа. С одной стороны, это программное обеспечение (software), то есть описанные на понятном машине языке алгоритмы тех или иных действий, включая и средства разработки таких алгоритмов – комплексы и системы программирования. С другой – аппаратное обеспечение (hardware) – то «железо», на котором эти алгоритмы выполняются.

Так вот, когда мы начинаем рассматривать российскую высокотехнологичную область именно с точки зрения «железа», выясняется печальный факт: количество производимых в России микросхем и электронных компонентов исчезающе мало. А без них, без этих кирпичиков, сердца и мозга любой электронной системы, довольно сложно даже говорить о какой-то независимой российской IT-отрасли. Все достижения, о которых сказано выше, оказываются практически перечеркнуты этим фактом, так как подавляющее большинство производителей оборудования критически зависимо от поставок компонентов из-за рубежа. А многие производители техники не только не производят сборку изделий в России (хотя бы из зарубежных компонентов), но и поступают еще проще – заказывают готовые устройства по ОЕМ-соглашениям в Китае. Даже наклейку с русской торговой маркой (например, Texet) наклеивают трудолюбивые китайцы.

СТРАШНАЯ И НЕПРИЯТНАЯ КАРТИНА

В экспертных кругах говорят о «страшной и неприятной» картине. Высокотехнологичная и динамично развивающаяся отрасль российской экономики, дающая перспективы и кормящая сотни тысяч людей, полностью зависит от прямых поставок из-за границы. А если завтра случится принятие какого-нибудь очередного «акта Магнитского» или еще чего-нибудь похожего, что приведет к введению санкций против нашей страны, чем так любят баловаться государства НАТО? Тогда Россия останется не просто без готовых высокотехнологичных устройств (начиная от материнских плат и заканчивая маршрутизаторами, готовыми программно-аппаратными комплексами и т.д.), но еще и без возможности собрать свои хоть и плохонькие, но аналоги. Потому что собирать не из чего: одна-две компании, способные производить интегральные микросхемы, рынок не насытят. А рынок голоден, что видно по его росту.

Запретительными мерами, как в случае, например, автопрома тут не поможешь. Они и в варианте с автомобилями мало помогли, для бизнеса оказалось выгоднее запреты обойти (хоть и не во всех случаях законными методами), да и вообще – запреты это не выход. Болезнь надо лечить, и паллиативы тут не помогут.

А лечить в нашем случае – это создавать больше своих предприятий, производящих низкоуровневые компоненты и выполняющих все стадии производства: от кристалла, от микросхемы до готового устройства.

С программным обеспечением – похожая история, причем как в государственном, так и в частном секторе. Практически все программное обеспечение (ПО) разрабатывается для операционной системы Microsoft Windows – системы, закрытой для анализа ее кода, и откровенно небезопасной.

В данном случае положение смог бы спасти переход на свободное ПО с открытым исходным кодом. Заодно это снизило бы затраты на приобретение лицензионных копий ПО, что позволило бы сэкономить средства государственных структур. Об этом не раз говорилось в Государственной думе, в числе прочих председателем комиссии по развитию информационного общества при Совете Федерации Русланом Гаттаровым и депутатом Сергеем Железняком.

ПРОБЛЕМЫ С ОБРАЗОВАНИЕМ

Однако и переход на свободное ПО, и развитие собственного производства электронных компонентов требуют, в первую очередь, наличия высококвалифицированных специалистов – как инженерно-технических работников, так и работников науки, ученых.

А здесь тоже имеется достаточно серьезная проблема. Во-первых, молодежь не очень сильно стремится в науку – идти в сферу бизнеса гораздо выгоднее, хотя бы по той простой причине, что заработная плата ученого, особенно ученого молодого, в некоторых регионах реально ниже заработка, например, в сфере услуг, не говоря уж о чем-то более серьезном.

Вторая проблема, связанная с образованием: во многих вузах на информационно-технических специальностях обучают всему, чему угодно, но не собственно информационным технологиям. Студент загружен менеджментом, маркетингом, историей, философией и тому подобными неосновными предметами в ущерб своей основной специальности.

Что можно сделать в данном случае? Во-первых, оптимизировать программы вузов, приблизить их к реальным потребностям отрасли, а вовторых, усилить подготовку кадров для IT на уровне среднетехнического образования, так как нельзя забывать про проблемы не только научных кадров, но и кадров производственных. Ведь иногда доходит до смешного и грустного одновременно: из вузов на производство приходят студенты, банально не умеющие программировать, и не потому, что не хотели или плохо учились, а потому, что было мало практики, мало задач, приближенных к реальным условиям.

Печальная картина во многих вузах сохраняется и в отношении преподавания дисциплин, связанных со свободным программным обеспечением. Но это, скорее, от обратного – такое ПО непопулярно, потому что (особенно для прикладных задач) во многих случаях используются привычные средства и технологии Microsoft. Интересный факт: заработная плата специалиста в области администрирования Linux-подобных систем или разработчика ПО под них зачастую значительно выше, но только потому, что подобный специалист во многих регионах до сих пор остается редкостью (если только это не разработчик приложений под популярную мобильную ОС Android, уже серьезно популяризированную рынком). Тут ситуацию необходимо переломить, в частности популяризацией свободного программного обеспечения и внедрением соответствующих курсов в образовательные программы.

В государственном секторе тоже не все так хорошо, как хотелось бы, и основная тому причина – отсутствие правильного алгоритма решения поставленной задачи. Образно говоря, вагоны ставят впереди локомотива. То есть принимают какой-нибудь вроде бы хороший закон, решающий нужную задачу, и начинают его исполнять, когда не подготовлены ни технические, ни программные, ни инфраструктурные решения.

Автор статьи столкнулся с подобным в 2010 году, когда только начинал осуществляться переход на электронный документооборот – пришлось настраивать обмен данных с Федеральным казначейством в небольшой бюджетной организации, расположенной в сельской местности. Перевести организацию надо, а канал связи с интернетом не удовлетворяет потребностям, связь работает с перебоями из-за банально старой телефонной линии.

Из более свежих примеров – Закон № 139-ФЗ от 28 июля 2012 года, известный как закон о цензуре интернета. Из-за отсутствия соответствующих технических решений зачастую оказываются заблокированными не только сайты, реально содержательно подпадающие под этот закон, но и сайты, располагающиеся, например, на том же хостинге или пользующиеся такой же защитой от DDOS-атак, что и запрещенные. Это пример вопиющего непрофессионализма и технической безграмотности как законотворцев, так и их консультантов. Не говоря уже о других аспектах этого закона.

ОТРАСЛЬ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ИЛИ ЧАСТЬ СФЕРЫ УСЛУГ?

Наметились и неприятные перспективы возможного торможения развития отрасли в долгосрочной перспективе. Как было отмечено выше, большинство российских IT-компаний работают или в сфере услуг, или в «IT ради IT» (реклама, хостинговые компании, социальные медиа, поисковые системы). А это значит, что по большей части сфера IT замкнута сама на себя или, в лучшем случае, обслуживает государственный сектор и ресурсодобывающие предприятия.

Конечно, есть и крупные системные интеграторы, занимающиеся внедрением информационных технологий в реальном секторе экономики, но их относительно немного.

Эта ситуация не уникальна для России, однако важно понимать, что любой сегмент сферы обслуживания по определению очень хрупок и зависит от многих внешних факторов. Так, при падении общего уровня экономики или цен на энергоносители может стать просто не до электронной коммерции и высоких технологий. Тогда все достижения обратятся в прах – торговать воздухом можно, но недолго. Накормить им никого невозможно.

Антон ПАНКИН

http://vvprf.ru/archive/clause769.html



Powered by LJ.Rossia.org