SZG

Previous Entry Add to Memories Tell A Friend Next Entry
08:50 pm:

Издание "ВВП"

№ 2 (81) Номер 81 2013
Рубрика: ПРЕЗИДЕНТ

Заглянуть в будущее

Ровно год назад, во исполнение своих предвыборных обещаний получивший уверенный мандат большинства населения Российской Федерации Владимир Путин подписал ряд указов, призванных определить будущее страны на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

Это особенно важно сейчас, когда на наших глазах меняется геополитическая и геоэкономическая картина мира, появляются новые глобальные лидеры, а старые начинают отставать, сдавать свои позиции. Технологическая революция: автоматизация, механизация, роботизация, тотальная уже электронизация, с одной стороны, делают излишними миллионы промышленных рабочих, чей труд просто не нужен, так как расширение производства невозможно в силу относительного недостатка природных ресурсов и капитала в трудоизбыточном современном мире.

С другой стороны, в условиях глобализации рыночной экономики возникает межстрановой демпинг на рынке труда, который ведет к обострению конкуренции, к перетоку производства в страны, где более дешевая рабочая сила, а также к ужесточению конкуренции в области самых современных технологий, представляющих единственный шанс для выживания производства в странах с высоким уровнем оплаты труда.

И именно в этом – в появлении сотен миллионов «лишних людей» в результате перехода общества на следующий после индустриального этап развития, когда человечество уже не в состоянии занять большинство населения в промышленном производстве, – видится глубинная, коренная причина нынешних экономических бедствий, принявших уже общечеловеческий характер.

ЧТО ДОБРОГО И ЧТО ДУРНОГО

В этих условиях крайне важной становится ответственность руководства страны за сбалансированное развитие в период угрожающей нестабильности мировой экономики – нужно нащупать баланс: необходимо и исполнять требования прошлогодних указов, ориентированные на долгосрочное развитие, и реагировать на сиюминутные вызовы, порожденные глобальным кризисом, не зависящим от действий российского руководства.

Хотя президент неоднократно подчеркивал, что в целом удовлетворен ходом исполнения требований, содержащихся в указах, последние тенденции не могут не вызывать определенной тревоги в общественном мнении. Правительство вынуждено принимать достаточно жесткие решения и при формировании бюджета на будущий период, и при исполнении текущего. При этом, как докладывал президенту Дмитрий Медведев, при принятии антикризисных мер правительству «необходимо взвесить, какой ценой и к каким последствиям макроэкономического порядка это приведет».

Это несколько странный подход. Дело в том, что само понятие антикризисных мер предполагает чрезвычайный, вынужденный их характер, отличающийся от нормальной, ориентированной на поступательное развитие экономической политики. Баланс между долгосрочными и сиюминутными задачами при таком подходе будет с неизбежностью нарушаться.

В прошлом году в России был, по словам Путина, «приличный, создающий стабильные условия для работы» рост ВВП при умеренном госдолге и низкой безработице. Росли золотовалютные резервы, обеспечивающие хорошие условия для развития внешней торговли, так что и внешний товарооборот, и профицит торгового баланса составили рекордную сумму. 

Создание Единого экономического пространства и Таможенного союза сформировали огромный рынок из 165 млн потребителей. Это проходило на фоне вступления России в ВТО, и стране необходимо адаптироваться к правилам этой международной организации так, чтобы использовать ее преимущества, не ставя народное хозяйство под угрозу сделанными уступками.

Президент подчеркивает, что приличные показатели за 2012 год достигнуты в основном за счет хорошего старта в первой половине года. Со второй половины экономический рост стал тормозиться, что заставляет задуматься о корректности всей неолиберальной политики кабинета Медведева.

БЕДА ИДЕТ С ЗАПАДА

Пытаясь заставить правительство более интенсивно искать баланс между долгосрочными целями, определенными в указах, и сиюминутными вызовами, 22 апреля в Сочи Владимир Путин провел совещание о мерах по обеспечению устойчивого развития российской экономики, на котором обсуждались перспективы развития отечественной экономики на ближайшую перспективу.

По итогам 2012 года экономика еврозоны снизилась на 0,6 процентных пункта. Есть проблемы и с долговыми обязательствами стран еврозоны; несмотря на определенные положительные сигналы в этом смысле, ситуация продолжает оставаться сложной. На Кипре применяемые меры конфискационного характера, по сути, подрывают доверие ко всей европейской финансовой системе без учета долгосрочных последствий. Еще Геродот упоминал, что бедность и беспомощность островитян Эгейского моря превосходят и убеждение, и принуждение держав, чему мы становимся свидетелями уже в XXI веке.

Страны Евросоюза и Евросоюз в целом – крупнейший торгово-экономический партнер России, определяющий около половины нашего торгового оборота, хотя, по словам президента, в связи с экономическими трудностями в Евросоюзе сейчас он составляет меньше 50%, но в абсолютных цифрах это свыше 430–450 млрд долларов. И наши экономические сложности, замедление роста во многом определены ухудшением внешнего спроса.

Россия ведет себя ответственно – мы помогали Кипру деньгами в тяжелой ситуации и ранее, а теперь Путин поручил правительству и Минфину проработать с кипрскими партнерами условия реструктуризации российских кредитов. С учетом решений, принятых Еврогруппой, президент считает возможным поддержать усилия Кипра, а также Еврокомиссии, направленные на преодоление кризиса в экономике и финансово-банковской системе.

Непростой остается ситуация и в США. МВФ понизил прогноз по американскому ВВП на 0,2%, соответственно пересмотрев прогноз по темпам роста мировой экономики с 3,5 до 3,3% в сторону уменьшения.

Негативные тенденции проявляются и в регионе АТР, который прежде демонстрировал очень хорошую динамику. Руководство Японии пошло на беспрецедентное увеличение денежной массы, что, несомненно, станет началом нового витка «валютных войн», некоторое снижение темпов роста есть и в Китае.

Но не следует абсолютизировать и внешнее влияние, совсем не случайно Дмитрий Медведев признал, что хотя «тенденция замедления экономического роста – мировая тенденция» и «риски здесь серьезные», существуют и собственные проблемы в нашей экономике.

ЧТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ ПРАВИТЕЛЬСТВО

Важно понимать, что простых правильных решений не бывает прежде всего потому, что они являются функцией от динамически меняющихся внешних условий. Не бывает и красивых правильных решений, потому что они должны отражать всю комплексность, все причудливые изгибы реальности, перенимая уродливость таких изгибов. И, наконец, не бывает и не может быть универсальных правильных решений, которые могли бы работать при любых внешних условиях.

Подготовить руководителей к принятию решений, учитывающих всю комплексность, сложность и неоднозначность мира, – это очень трудная задача, которая в общем случае должна облегчаться деятельностью аппарата.

Для государственного служащего разница между прогнозом и планом очевидна: план – требование нормативное, предписывающее, к каким результатам должна прийти страна в результате его деятельности. Напротив, прогноз – это позитивная информация, описывающая существующий мир, существующие модели экстраполяции нашего опыта на будущее. И государственные органы пытаются разработать модели, позволяющие совместить эти два подхода – позитивный и нормативный.

И планирование, и прогнозирование – это работа, целенаправленная деятельность, ориентированная на то, чтобы на основе накопленной информации и определенных технологий дать основание уполномоченным ведомствам для проведения той или иной политики, тех или иных систем мероприятий. Эта задача предполагает необходимость прогноза будущего. Но для того чтобы делать «строгие» экономически и статистически достоверные прогнозы на будущее, нужно получить выборку из будущих данных. Так как это невозможно, специалисты Минэкономразвития, занимающиеся по долгу службы прогнозированием, строят свои модели на допущении, что выборки из прошлых (и текущих) экономических индикаторов равнозначны выборке из будущего. Если встать на такую точку зрения, то прогнозируемые показатели – лишь статистические тени прошлых и текущих рыночных сигналов.

ПЛАНЫ ПРОТИВ РЕАЛЬНОСТИ

На совещании в Сочи Путин настойчиво требовал от экономического руководства конкретных предложений по мерам, которые помогут нам обеспечить стабильный экономический рост, максимально застраховаться от негативных колебаний в мировой экономике, снизить риски спада производства в ключевых отраслях и стимулировать деловую активность.

Если жить достаточно долго, – гласит шутливое расширение Основного следствия закона больших чисел, – то все возможные неприятности с вами обязательно произойдут. Наивным было бы надеяться, что благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура будет сопутствовать всему сроку исполнения требований прошлогодних указов президента.

Неуверенность бизнеса в эффективности либеральной политики кабинета Медведева привела к увеличению оттока капитала, снижению инвестиционной активности. Уже в 2013 году перестал расти индекс промышленного производства, сократились объемы экспорта. В начале года отмечен хоть и незначительный, но все-таки рост безработицы.

Правительством приняты меры по улучшению инвестиционного климата, развитию финансового рынка, но результата не видно. Сколько ни говори «эффективная рыночная экономика», во рту слаще не станет. Предлагаемый правительством отказ от политики активной поддержки спроса населения в пользу создания условия для инвестиций не работает – по крайней мере результатов не видно. И не случайно президент обращает внимание кабинета на риск того, что доходы бюджетов субъектов Российской Федерации окажутся ниже запланированного уровня и возникнет угроза выполнения их обязательств, прежде всего в социальной сфере.

НЕОЛИБЕРАЛИЗМ НЕ РАБОТАЕТ

В экономическом руководстве страны растет понимание того, что рыночные механизмы даже в финансовой сфере не работают; на сочинском совещании предлагалось ограничить маржу госбанков по выдаваемым кредитам административным способом. Неолиберальная политика кабинета министров и Банка России привели к тому, что деньги для бизнеса в России запредельно дороги, ставки неизмеримо выше, чем в кризисной Европе и КНР.

Минэкономразвития, между тем, выступает за то, чтобы ограничить кредитование госкомпаний. Более того, высвобожденные средства, по предложению Андрея Белоусова, следует направить не на финансовые рынки с целью снижения ставок, а на инфраструктуру, образование, здравоохранение, тем самым еще более ограничивая приток денег на биржи капиталов. Либерализм по факту не работает – снижение инфляции не привело к снижению процентных ставок.

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ

Правительство на словах планирует неукоснительное исполнение прошлогодних указов, но в апреле Минэкономразвития выпускает новый прогноз социально-экономического развития, где предсказывает в 2013 году резкое замедление роста и ухудшение всех экономических показателей, особенно в области инвестиций.

Хотя с точки зрения математической теории интеллекта прогнозирование и планирование суть один и тот же процесс, описываемый одинаковыми алгоритмами теории распознавания образов, при институциональном подходе это два совершенно разных процесса. В реальной жизни ими занимаются разные учреждения, используются различные приемы, механизмы и инструменты.

В теории принятия решений принято разделение ошибочных решений на ошибки первого и второго рода. Это вызвано тем, что последствия от разного рода ошибочных решений принципиально различаются в части того, что упущенный выигрыш ошибок первого рода оказывает меньшее влияние на ситуацию, чем реализованный проигрыш ошибок рода второго. Если активный и агрессивный неолиберализм кабинета Медведева не заработает, то последствия непродуманных решений, например в части приватизации, могут носить катастрофический для народного хозяйства и страны в целом характер. Пока мы видим, что реформы правительства не улучшают, а ухудшают ситуацию.

Основой экономической стратегии, особенно в кризисные годы, должен стать минимакс – минимизация максимально возможного риска. В тяжелые времена ошибки второго рода могут оказаться непоправимыми. Для Путина одним из важнейших качеств руководителя является чувство ответственности за порученное дело. Совсем не случайно «неэтичная» публикация Life News видео закрытой части совещания в Калмыкии подчеркивает именно настоящую мужскую требовательность президента – и к руководителям регионов, и к кабинету министров.

Саид ГАФУРОВ

http://www.vvprf.ru/archive/clause778.html



Powered by LJ.Rossia.org